Исторического знания
Отечественная историография и функции
Учебный год
Ф.И.О.
Конспект
по «Отечественной истории»
студента ___ курса,
учебная группа ________
_______________________________________________________
Цель дисциплины:
Помочь формированию у студентов исторического мышления, освоению накопленного предыдущими поколениями мирового и российского исторического опыта, осознанию особенностей исторического места России в мировом сообществе.
Номер темы | Наименование и содержание тем | Объем выделяемого времени, час | |
Лек- ции | Семи- нары | ||
Методология и теория исторической науки. Проблемы этногенеза восточных славян | |||
Методы исторического исследования. Классификация исторических источников | |||
История России – неотъемлемая часть всемирной истории. | |||
Древнерусская государственность. | |||
Социально-политические изменения в русских землях XIII-XV вв. | |||
Возвышение Москвы. Специфика формирования единого российского государства. | |||
Социально-экономическое и политическое развитие России в XVI-XVII вв Социально-экономическое и политическое развитие России в XVI-XVII вв | |||
Особенности развития России в XVIII веке. | |||
Российская империя в первой половине XIX века. | |||
Модернизация России во второй половине XIX века. | |||
Россия в начале XX века. | |||
Падение самодержавия. Политическая борьба в России в 1917-1920 гг. | |||
Становление Советской власти и преобразование в обществе 20-30-е гг. XX века. | |||
Вторая мировая война 1939-1945 гг. Историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. | |||
СССР во второй половине 40-х-80-е гг. XX в. | |||
Распад СССР и формирование современной российской государственности. | |||
Россия и мировая цивилизация в начале XXI века | |||
ВСЕГО: |
Тема 1
Методология и теория исторической науки. Проблемы этногенеза восточных славян
Отечественная историография начинается с «Повести временных лет», первая редакция которой принадлежит монаху Киево-Печорского монастыря Нестору. Ее содержание доведено до 1113 г. Летописцы того времени считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле.
У истоков русской исторической науки стояли М. В. Ломоносов и В. Н. Татищев, которые полагали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса. Н. М. Карамзинв книге «История государства Российского» утверждал необходимость для России мудрого самодержавия.
С. М. Соловьев,автор многотомной «Истории России с древнейших времен», видел ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее — к государственности. Три важнейших фактора — природа страны, природа племени и ход внешних событий — объективно определяли ход русской истории.
В. О. Ключевский в«Курсе русской истории» писал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географических, этнических, экономических, социальных политических), характерных для каждого периода.
Всоветский период в истории господствовала только одна концепция -марксистско-ленинская. Согласно ей, определяющая роль в жизни людей принадлежит материальному производству, а история рассматривается как переход от одной общественно-экономической формации к другой, завершающейся построением на земле коммунистического общества. Альтернативные исторические исследования нашли развитие в концепцииЛ. Н. Гумилева, предложившего рассматривать исторический процесс как динамику жизни и взаимодействия этносов.
Функции исторического знания:
1) познавательная, т. е. познание самих фактов истории и осмысление их закономерностей;
2) воспитательная, подразумевающая прежде всего формирование гражданского самосознания и морально-политических ценностей, важнейшей из которых является патриотизм;
3) прогностическая, означающая моделирование исторического процесса, «прогноз на будущее» при заданных условиях, опираясь на исторический опыт, известные аналогии.