Исторического знания

Отечественная историография и функции

Учебный год

Ф.И.О.

Конспект

по «Отечественной истории»

студента ___ курса,

учебная группа ________

_______________________________________________________

 

 

Цель дисциплины:

Помочь формированию у студентов исторического мышления, освоению накопленного предыдущими поколениями мирового и российского исторического опыта, осознанию особенностей исторического места России в мировом сообществе.

  Номер темы   Наименование и содержание тем   Объем выделяемого времени, час
Лек- ции Семи- нары
Методология и теория исторической науки. Проблемы этногенеза восточных славян
Методы исторического исследования. Классификация исторических источников
История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
Древнерусская государственность.
Социально-политические изменения в русских землях XIII-XV вв.
Возвышение Москвы. Специфика формирования единого российского государства.
Социально-экономическое и политическое развитие России в XVI-XVII вв Социально-экономическое и политическое развитие России в XVI-XVII вв
Особенности развития России в XVIII веке.
Российская империя в первой половине XIX века.
Модернизация России во второй половине XIX века.
Россия в начале XX века.
Падение самодержавия. Политическая борьба в России в 1917-1920 гг.
Становление Советской власти и преобразование в обществе 20-30-е гг. XX века.
Вторая мировая война 1939-1945 гг. Историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
СССР во второй половине 40-х-80-е гг. XX в.
Распад СССР и формирование современной российской государственности.
Россия и мировая цивилизация в начале XXI века
  ВСЕГО:

Тема 1

Методология и теория исторической науки. Проблемы этногенеза восточных славян

Отечественная историография начинается с «Повести временных лет», первая редак­ция которой принадлежит монаху Киево-Печорского монастыря Нестору. Ее содержание доведено до 1113 г. Летописцы того времени считали, что мир развивается по божествен­ному провидению и божественной воле.

У истоков русской исторической науки сто­яли М. В. Ломоносов и В. Н. Татищев, кото­рые полагали, что знание, просвещение оп­ределяют ход исторического процесса. Н. М. Ка­рамзинв книге «История государства Российского» утверждал необходимость для России мудрого самодержавия.

С. М. Со­ловьев,автор многотомной «Истории Рос­сии с древнейших времен», видел ход ис­тории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее — к государствен­ности. Три важнейших фактора — природа страны, природа племени и ход внешних со­бытий — объективно определяли ход русской истории.

В. О. Ключевский в«Курсе русской исто­рии» писал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географи­ческих, этнических, экономических, соци­альных политических), характерных для каж­дого периода.

Всоветский период в истории господ­ствовала только одна концепция -марк­систско-ленинская. Согласно ей, определя­ющая роль в жизни людей принадлежит материальному производству, а история рас­сматривается как переход от одной общественно-экономической формации к другой, завершающейся построением на земле коммунистического общества. Альтернативные исторические исследования нашли разви­тие в концепцииЛ. Н. Гумилева, предложив­шего рассматривать исторический процесс как динамику жизни и взаимодействия этно­сов.

Функции исторического знания:

1) познавательная, т. е. познание самих фактов истории и осмысление их закономерностей;

2) воспитательная, подразумевающая прежде всего формирование гражданского самосознания и морально-политических ценностей, важнейшей из которых является патриотизм;

3) прогностическая, означающая моделирование исторического процесса, «прогноз на будущее» при заданных условиях, опираясь на исторический опыт, известные аналогии.