Расчет шпоночных соединений
Для присоединения зубчатых колес к валам применяются различные виды соединений. Некоторые из них показаны на рисунке 9.
![]() ![]() | ![]() |
цилиндрическое и коническое с натягом | шлицевое |
![]() | |
шпоночные с призматической, цилиндрической и сегментной шпонками |
Рис. 9. Виды соединений валов и колес
Размеры призматических шпонок (см. рис. 10, табл. 8) выбираем по диаметру вала:
- для ведущего вала dв1 = 36 мм => b ∙ h = 10 ∙ 8
- для ведомого вала dв2 = 45 мм => b ∙ h = 14 ∙ 9
Длину призматической шпонки выбираем из стандартного ряда в соответствии с расчетом на смятие по боковым сторонам шпонки:
,
где: lp – рабочая длина шпонки;
Т – наибольший крутящий момент с учетом динамических нагрузок при пуске или внезапном торможении;
t1≈0,6 ∙ h –заглубление шпонки в вал;
h –высота шпонки;
[σсм] – допускаемые напряжения смятия
,
где: [s] – допускаемый коэффициент запаса.
Длина шпонки рассчитывается по формуле:
l = lp + b.
Для шпонок из чистотянутой стали 45Х принимаем σТ = 400 МПа. При не реверсивной маломеняющейся нагрузке [s] = 2,3.
![]() | ![]() |
Таблица 8
Размеры призматических шпонок по СТ СЭВ 189-75(в мм)
Диаметр вала | Размеры шпонки | Размеры паза | Диаметр вала | Размеры шпонки | Размеры паза | ||||
b | h | вала t1 | отв. t2 | b | h | вала t1 | отв. t2 | ||
12-17 | 2,3 | 50-58 | 4,3 | ||||||
17-22 | 3,5 | 2,8 | 58-65 | 4,4 | |||||
22-30 | 3,3 | 65-75 | 7,5 | 4,9 | |||||
30-38 | 3,3 | 75-85 | 5,4 | ||||||
38-44 | 3,3 | 85-95 | 5,4 | ||||||
44-50 | 5,5 | 3,8 | 95-110 | 6,4 | |||||
110-130 | 7,4 | ||||||||
Стандартный ряд длин: 6; 8; 10; 12; 14; 16; 18; 20; 22; 25; 28; 32; 36; 40; 45; 50; 56; 63; 70; 80; 90; 100 |
Рис. 10. Размеры шпоночных соединений
Принимаем с учетом таблицы 8 l1 = 16 мм; l2 = 32 мм и проверяем условия: l1 = 16 мм < l1 = 60 мм; l2 = 32 мм < l2 = 80 мм.