Механические характеристики некоторых материалов зубчатых колес
Определение механических свойств материалов
Расчет параметров зубчатых колес
Стандартный ряд передаточных отношений редукторов (СТ СЭВ 229-75)
1 ряд | 1,25 | 1,6 | 2,0 | 2,5 | 3,15 | 4,0 | 5,0 | 6,3 | 8,0 | |
2 ряд | 1,12 | 1,4 | 1,8 | 2,24 | 2,8 | 3,55 | 4,5 | 5,6 | 7,1 | 9,0 |
Основной причиной выхода из строя зубчатых колес является повреждение активных поверхностей зубьев в результате развития усталостного выкрашивания. В расчетах прочности вводят ограничения по контактным напряжениям, допустимые величины которых определяются на основании механических свойств материалов зубчатых колес.
Традиционными материалами, применяемыми для изготовления зубчатых колес являются конструкционные углеродистые и легированные стали (см. табл. 5). В технологическом процессе изготовления зубчатых колес и валов предполагается термическая обработка заготовок, которая изменяет механические свойства их материалов, в частности твердости поверхности НВ или HRC. Так при нормализации («Н») или улучшении («У») твердость заготовки не превышает НВ 350, а при закалке «З» и цементации «Ц» или азотировании поверхности достигается большая твердость НВ > 350 (HRC 56-63). При твердости НВ < 350 с целью улучшения условий контактной прочности принимают материал для шестерни (меньшего по диаметру колеса) на 10-30 единиц выше, чем для колеса.
В процессе термической обработки механические свойства материалов, как правило, неравномерны по толщине заготовки и по этой причине для детали в целом они определяются диаметром ее заготовки (см. таблицу 5).
По марке материала шестерни, приведенной в задании (см. табл. 1), выбираем для шестерни сталь 45 с термообработкой улучшением НВ 240, а для колеса тоже сталь 45 с термообработкой нормализацией (см. табл. 5) НВ 215.
Примем предварительно: для шестерни диаметр заготовки до 100 мм, а для колеса до 400 мм. При этом на основании таблицы 5 имеем:
- для материала шестерни: предел текучести σт = 440 МПа, предел прочности σв = 780 МПа;
- для материала колеса: предел текучести σт = 280 МПа, предел прочности σв = 550 МПа.
Таблица 5.
Марка стали | Диаметр заготовки, мм | Предел прочности, МПа | Предел текучести, МПа | Твердость, НВ, (HRC) | Термообработка |
Ст | до 100 | 167-217 | Нормализация | ||
100-300 | |||||
300-500 | |||||
до 100 | 207-250 | Улучшение | |||
100-300 | 194-222 | ||||
300-500 | 180-207 | ||||
40Х | до 60 | 200-230 | Нормализация | ||
100-200 | |||||
200-300 | |||||
300-600 | |||||
до 120 | 253-285 | Улучшение | |||
120-150 | 243-271 | ||||
150-180 | 230-257 | ||||
180-250 | 215-243 | ||||
30ХГС | до 60 | 215-229 | Нормализация | ||
100-160 | |||||
160-250 | |||||
30ХГТ | до 60 | 300 (56-63 HRC) | Цементация + закалка + низкий отпуск | ||
60-100 | 270 (56-63 HRC) | ||||
100-150 | 240 (56-63 HRC) |
Рассчитаем допускаемые контактные напряжения для материала шестерни и колеса. Для чего по заданной долговечности t = 55000 час. (см. табл. 1) определяем число рабочих циклов:
- шестерни Nц1 = 60 ∙ 960 ∙ 55000 = 3,17 ∙ 109;
- колеса Nц2 = 60 ∙ 192 ∙ 55000 = 0,63 ∙ 109.
При Nц > 107 принимаем коэффициент долговечности КHL = 1, в противном случае его определяют по следующей формуле:
.
Коэффициент безопасности [п]для колес из нормализованной и улучшенной стали, а также при закалке принимают [п]= 1,1 – 1,2, а при поверхностном упрочнении (например, при цементации) [п]= 1,2 – 1,3.
Примем [п]=1,15.
Допускаемые контактные напряжения для материалов зубчатой передачи определяются по формуле:
,
где: предел контактной выносливости при базовом числе циклов (табл. 6).
Таблица 6
Предел контактной выносливости при базовом числе циклов Nц = 107
(ГОСТ 2.309-73)
Термическая и термохимическая обработка | Твердость поверхности зубьев | σHlimb, МПа | Сталь | |
Нормализация и улучшение | ≤ 350 НВ | 2 НВ + 70 | Углеродистая | |
Объемная закалка | 40 – 50 HRC | 17 HRC + 100 | ||
Поверхностная закалка | 40 – 56 HRC | 17 HRC + 200 | ||
Цементация или нитроцементация | 40 – 56 HRC | 23 HRC | Легированная | |
Азотирование | 550 – 750 HV | |||
НВ – твердость по Бринелю; HRC – твердость по Роквеллу; HV – твердость по Виккерсу. | ||||
По таблице 6 принимаем при НВ ≤ 350НВ = 2 НВ + 70, то
- для шестерни ;
;
- для колеса ;
.