Испытания насосов.
Каждая насосная станция после монтажа и наладки на объекте подвергается приемо-сдаточным испытаниям. Разработка конструкций насосных агрегатов, их элементов и узлов, сопровождается теоретико-расчетными и экспериментальными исследованиями, а также испытаниями изготовленных насосных агрегатов. В соответствии с ГОСТ 6134-71 «Насосы динамические. Методы испытаний» регламент испытаний определяет их виды, способы измерений рабочих параметров насосной установки и методику обработки полученных данных. Различают следующие основные виды испытаний:
-определение энергетических характеристик,
-кавитационные испытания,
-испытания на вибрацию и шум.
Для измерения параметров энергетических характеристик насос 1, подключенный посредством всасывающего трубопровода 2 к расходному резервуару 3, а через напорный трубопровод 4 к напорному баку 5 размещают на специальном стенде, схема которого приведена на рис. 17.1. Насос оснащен манометрами P1 и P2 , напорный трубопровод расходомером подачи – Q и регулирующим дросселем Д. Привод насоса через муфту 6 осуществляется двигателем 7, который снабжен измерителем потребляемой мощности W. Угловая скорость вращения вала насоса ω контролируется тахометром, а крутящий момент М специальным измерительным устройством на валу или балансирной установкой двигателя.
![]() |
Контроль плотности перекачиваемой средыρ производят измерением температуры потока Т.
Испытание насоса при различных режимах работы, устанавливаемых открытием дросселя Д, заключается в измерении Q, P2 , P1 и мощности на валу насоса N= М ω. Обычно испытания центробежных насосов начинаются с режима холостого хода, т.е. при полном закрытии дросселя и минимальной пусковой нагрузке двигателя. По этой же причине осевые насосы рекомендуется запускать при полностью открытом дросселе. Для получения графиков энергетических напорных характеристик рабочий диапазон изменения Q разбивают на 15-20 отрезков и определяют данные рабочих точек системы с последующим расчетом напора
Н=(P2 -P1)/ρg
и КПД по формуле:
η = ρ Q gН/ М ω.
Измерение подачи насоса чаще всего производятся расходомерами переменного перепада с помощью сужающих устройств и дифманометров в соответствии с ГОСТ 8.563-2-97 и других нормативных документов.
Кавитационные испытания проводятся при инициировании кавитации в проточной части ЦН различными способами, как это показано на рис. 17.2.
![]() | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
| |||||||
![]() | ![]() | ||||||||||||
![]() | |||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||
|
1-уменьшением давления на входе в насос путем дросселирования всасывающего трубопровода,
2-то же самое за счет изменения высоты всасывания,
3-увеличением давления насыщения Ps(Т) подогревом перекачиваемой жидкости с помощью теплообменника, либо за счет потребляемой насосом мощности,
4-моделированием реальных условий работы ЦН, например, испытаниями ЦН в замкнутом контуре с компенсатором давления.
При кавитационных испытаниях ЦН используется такое же приборное оснащение как и при снятии энергетических характеристик. Результаты испытаний являются паспортными данными насоса. Вместе с графиками Н(Q), N(Q), η(Q) результаты испытаний на кавитацию (обычно в виде величины допустимой высоты всасывания [hВС]) являются паспортными данными насоса также как и его виброакустические характеристики.
Причинами шума и вибрации, сопровождающими работу ЦН, служат:
-вихревые процессы в жидкости при ее течении в проточной части,
-кавитация,
-динамическая и статическая неуравновешенность ротора,
-наличие радиальных и осевых сил,
-соединительная муфта при ее расцентровке и дисбалансе,
-магнитные шумы и вибрации электродвигателя, его шарикоподшипники и вентилятор.
Эти источники могут создавать шум в звуковом диапазоне частот от 20 до 20.103 Гц с уровнем звуковой мощности до 90 дБ. Обычно наибольший уровень шума центробежного насоса связан с периодическим натеканием жидкости на «язык» улитки спирального отвода. При этом генерируется «лопаточная» частота колебаний:
fЛ = nz /60,
где n –число оборотов в минуту, а z-количество лопастей РК.
Системой стандартов (ГОСТ 12.1,024-81 и др.) предусматриваются различные методы измерения шумовых характеристик, включающие шумомеры и анализаторы спектра.
Для измерений осевых и радиальных усилий подшипниковые опоры роторов оснащают тензометрами.