Уравнение Рейнольдса для смазочного слоя.

Схема на рис.16.1 представляет задачу о вычислении несущей способности клиновидного слоя смазки вязкостью μ. Ламинарное течение жидкости в клиновом зазоре вызвано движением со скоростью U горизонтальной твердой плоскости относительно неподвижной пластины. Пластина единичной ширины расположена под малым углом к оси Х и образует величины зазоров h1 и h0 на входе и выходе из слоя смазки . Вертикальная ось У размещена на выходе из клинового зазора, длиной а. На схеме обозначены эпюры распределения давлений Р(х) и скоростей V(X,y) жидкости в пределах смазочного клина.

Рассматриваемая схема соответствует течению в подпятниках и подшипниках скольжения и разъясняет механизм формирования несущей способности смазочного слоя.

1. Геометрия течения описывается зависимостью высоты смазочного слоя от координаты Х:

 

h(х) = h0 (1+ β х), (16.1)

 

где β= (h1 - h0)/ аh0 = (к-1)/а.

2. Выделяя в зазоре бесконечно малый объем жидкости 1dхdy, на который действуют силы распределенного по длине Х давления Р(х) и силы вязкого трения τ(х,у), запишем уравнение движения. Поскольку движение частиц жидкости происходит практически без ускорения и только вдоль оси Х то это уравнение отражает равенство нулю суммы проекций сил на ось Х:

Р(х)1dy - [Р(х) +(/dx) dx]1dy + [τ +(dτ/ dy) dy] 1 - τ1 = 0,

 

или: - dР(х)/dx + (dτ/dy) dy =0. (16.2)

 

Согласно закону вязкого трения: τ(х,у) = μ dV(X,y)/ dy и 16.2 приобретает вид:

 

dР(х)/dx = μ d2V(х,,y)/ dy2).(16.3)

 

В этом уравнении учитывается сложное распределение скоростей частиц жидкости в масляном клине, поэтому V(X,y) записывается как функция обеих координат.

 

 

 


3. Вычислим функцию V(X,y) дважды интегрируя 16.3 по переменной у с учетом граничных условий V(X,y) = - U при у=0 и V(X,y) = 0 при у= h(х).

 

V(X,y)= (/dx) y2/2μ + С1 y + С2,

При этом:

 

С2= - U, С1 =U / h(х) - [(/dx)] h(х)/2μ.

 

Распределение скоростей в масляном клине в явном виде зависит от координаты У, а от Х неявночерез градиент давления /dx) и h(х):

 

V(X,y) = (/dx) y2/2μ + {U / h(х) - [(/dx)] h(х) / 2μ} y – U. (16.4)

 

4. Для определения /dx воспользуемся уравнением сохранения массы и вычислим объемный расход жидкости в клине Q путем интегрирования 16.4 по у от нуля до h(х):

 

Q(х)= V(X,y) dy = h3(х)(/dx)/6μ+{U / h(х) - h(х)[(/dx)]/2μ}0,5h2(х)- U h(х)=

= - 0,5 U h(х) – h3(х)[(dР)/dx)]/12 μ = С3 = Const=- 0,5 U h*. (16.5)

 

Из очевидного постоянства Q(х) следует его равенство С3 = - 0,5 U h*, где h* - высота клина при координате Х= ХМАХ, где эпюра давления имеет максимум, т.е. dР(х)/dx=0.

5. Производная dР(х)/dx , как это следует из 16.5 равна:

 

dР(х)/dx =U [h* - h(х)]/ h3(х),

 

а для заданной геометрии масляного клина выражается через 16.1 в явном виде и называется уравнением Рейнольдса:

 

dР(х)/dx =U β( ХМАХ - Х)/ h30 (1 + β Х )3 . (16.6)

 

6. Получаемая интегрированием 16.6 функция Р(х):

 

Р(х)= (6μ U β /h30) ∫(ХМАХ - Х)/ (1 + β Х )3 dx + С4. (16.7)

 

содержит две постоянные - ХМАХ и С4. Определяя последние через 2 граничных условия: Р(х)=0 при Х=0 и Х=а, после вычислений и преобразований имеем:

 

С4= 6μ U β (β ХМАХ - 1) / 2 β2 h20) , ХМАХ = а/(к - 1), (16.8)

 

Р(х)= [6μ U α /h20] Х(к - 1)( а- Х ) / (к + 1) [а + Х(к - 1)]2. (16.9)

 

Зная закон распределения давления Р(х) легко получить координату центра давления.

7. Грузоподъемность смазочного клина единичной ширины G вычисляется интегрированием 16.9 в пределах от 0 до а:

 

G = - Р(х) dx = [6μ U α /(к - 1)2 h20] [ - lnк+ 2(к - 1)/ (к + 1)]. (16.10)

 

 

Исследуя полученную функцию, нетрудно видеть, что предельное значение грузоподъемности при заданных μ, U и геометрии (β, к) определяется величиной h0. Режим жидкостной смазки возможен только при h0 большей, чем удвоенная высота профиля шероховатостей поверхностей пяты и подпятника. Это лимитирует грузоподъемность устройства.

Практика инженерных расчетов опор скольжения использует более сложные расчетные схемы. учитывающие конечность поперечных размеров, кривизну поверхностей, тепловыделение и т.д.