Полицейское управление.
Городская реформа.
При Петр I с 1699 г. в городах учреждаются бурмистрские (или земские) избы в составе: бурмистры избранные от купцов, фабрикантов, сотен и слобод. Они ведали: сбором податей и налогов, несением повинностей и судом.
В 1720 г. - Бурмистрская палата была заменена на Главный магистрат (на правах коллегии), а в городах: учреждены магистраты (отвечали за организацию местной торговли, промышленности, образование, финансы, суд по гражданским делам).
После смерти Петра Главный Магистрат был ликвидирован, а городские магистраты подчинены местной администрации.
Екатерина II в 1785 г. "Грамотой на права и выгоды городам Российской империи" расширила права городского самоуправления.
В результате реформы:
Каждый из шести разрядов избирал депутатов в городскую думу. Дума избирала по 1 представителю от разряда (см. выше) в шестигласную думу, которые избирали голову думы.Функции городской думы: охрана правопорядка, благоустройство города, обеспечение продовольствием и пр. Органы городского самоуправления были под полным контролем царской администрации.
В 1718 г. - в Петербурге была учреждена Канцелярия полицмейстерских дел. Позднее аналогичное учреждение было создано в Москве. Возглавлял канцелярию обер-полицмейстер. Функции: поимка беглых и "прочих воров", организация постоев войск, противопожарные мероприятия, санитарный порядок и пр.
На местах - полицейские функции возлагались на губернаторов, воевод, земских комиссаров, непосредственное выполнение полицейских функций - на выборных старост, сотских, пятидесятских, десятских.
В 1733 г. было создано 23 губернских полицмейстерских конторы во главе с полицмейстерами. Полицмейстер подчинялся губернатору и одновременно генерал-полицмейстеру в Петербурге.
Насколько широко в то время понимались задачи полиции видно из Регламента Главного магистрата. По словам указа (гл.10), полиция "способствует в правах и правосудии, рождает добрые порядки и нравоучения, всем безопасность подает от разбойников, воров, насильников и обманщиков и сим подобных, непорочное и непотребное житие отгоняет и принуждает каждого к трудам и честному промыслу, чинит добрых домосмотрителей, тщательных и добрых служителей города и в них улицы регулярно сочиняет, препятствует дороговизне и приносит довольство во всем потребном к жизни человеческой, предостерегает все приключившиеся болезни, производит чистоту по улицам и в домах, запрещает излишество в домовых расходах и все явные прогрешения, призирает нищих, бедных, больных, увечных и прочих неимущих, защищает вдовиц, сирот..., воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках".
В 1782 г. по Уставу благочиния были созданы особые полицейские учреждения в городах, получившие наименование управ благочиния, или полицейских управ. Города были разделены на части (200-300 домов), которыми ведали полицейские частные приставы, имевшие в своем распоряжении полицейскую команду. Части делились на кварталы (50-100 домов), где полицейские функции осуществляли квартальные надзиратели и помощники - квартальные поручики.
Они ведали: охраной порядка, наблюдали за благоустройством, правильностью мер и весов, торговлей. Производили следствие по уголовным делам, применяли меры пресечения в случаях уклонения от суда и следствия вплоть до ареста, применяли телесные наказания (кроме дворян) и по искам до 20 руб. управы производили суд. В уездах полицию возглавлял капитан-исправник.
Вся система находилась в ведении директора полиции, подчиненного Сенату и непосредственно императрице. Деятельность полиции получила подробную регламентацию в Уставе благочиния.
Военное устройство.
Одна из основных целей реформ Петра I - создание мощной армии, способной обеспечить защиту государства от внешнего врага, подавить внутреннее сопротивление как феодалов, так и эксплуатируемых масс. Т.е. создать регулярную армию - опору императора. В результате были ликвидированы стрелецкие полки и дворянское ополчение как слабо подготовленные и политически не надежные. В результате реформы:
Þ учреждается единственный вид полевых войск - регулярные полки:
Þ вводится оружие единого образца и единая форма;
Þ рекрутская система формирования (из крестьян и мещан). От определенного числа дворов коренного населения направлялся 1 рекрут. Служба была пожизненно.
Þ офицерский состав комплектуется из дворян. За особые заслуги допускалось выдвижение по службе нижних чинов с присвоением личного, позже наследственного дворянства.
Þ армия находилась на государственном содержании;
Þ вводится регулярная военная подготовка и жесткая дисциплина регламентированная уставами.
Þ Табель о рангах устанавливал порядок продвижения по службе не по роду, а по заслугам.
В первой четверти XVIII в. создается военно-морской флот.
Созданная армия и флот позволили разгромить шведов, присоединить северные земли и выйти к Балтийскому морю.
Однако, последовавшая смена императоров привела к упадку вооруженных сил. Только с вступлением на престол Елизаветы в 40-х годах XVIII в. начался поворот к восстановлению петровских порядков. Уже в Семилетней войне армия восстановила свой потенциал и нанесла поражение сильнейшему противнику того времени – Пруссии (Фридрих II). Попытка Петра III ввести в русской армии прусские порядки не имела продолжения.
Новый расцвет вооруженных сил наступил при Екатерине II и непосредственно связан с деятельностью полководцев Г.А.Потемкина, П.А.Румянцева и А.С.Суворова. Была проведена реорганизация армейских подразделений, усовершенствованы уставы. Армия и флот по-прежнему формировались на основе рекрутской повинности. Командные должности занимали дворяне. Проведение рекрутских наборов было законодательно закреплено в 1766 г. "Генеральным учреждением о наборе рекрут". Формирование вооруженных сил шло, как правило, по национальному признаку. В них преобладало русское население. Остальные использовались как вспомогательные силы. С присоединением национальных окраин, впоследствии используются и подразделения иных нерусских народов. Например, из украинских казаков формировались гусарские и пикинерские полки.
Судебные органы.
Высшая судебная власть – принадлежала царю (императору).
Сенат – являлся апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным Юстиц-коллегией. Кроме того, суду сенаторов подлежали за должностные преступления сенаторы и высшие должностные лица государства.
Юстиц-коллегия – являлась апелляционной инстанцией для губернских судов, осуществляла управление судами, по некоторым делам являлась судом первой инстанции.
В губерниях судебные функции осуществляют ладрихтеры (губернские судьи), с 1719 г. - надворные суды. Они являлись судами первой инстанции и апелляционными инстанциями для низших судов. С 1727 г. надворные суды были ликвидированы. Их функции перешли губернаторам.
В городах учреждались нижние суды (провинциальные или городовые) Они рассматривали как уголовные так и гражданские дела. Приговоры нижних судов к смертной казни утверждались в надворных (губернских) судах. В 1722 г. нижние суды были упразднены и их функции переданы воеводам и асессорам
Ряд дел рассматривали лично воеводы(касающиеся побегов крестьян) или камериры (дела, связанные с интересами государственной казны).
Политические дела с 1697 г. рассматривались в Преображенском приказе, а с 1718 г. была создана Тайная канцелярия (ведавшая делами о злом умысле против царя, изменах и бунтах). После смерти Петра I Преображенский приказ был упразднен, а Петр III ликвидировал и Канцелярию тайных розыскных дел.
Земельные дела были изъяты из ведения судов и подлежали рассмотрению Вотчинной коллегией.
Дела о преступлениях военнослужащих рассматривали полковые суды и Генеральный военный суд. Солдат и офицеров гвардейских полков (дворян) судил Преображенский приказ.
Духовные лица подлежали суду епископа. Апелляционной инстанцией для священнослужителей был Синод.
Уголовные и гражданские дела городского населения рассматривали городские магистраты. Апелляционной инстанцией являлся Главный магистрат.
Крепостные подлежали суду помещика (кроме тяжких уголовных преступлений).
Во второй половине XVIII в. Екатерина II реформировала судебную систему с целью привлечь к исполнению судебных функций дворянство и отделить суды от местной администрации.
Для дворян создавались уездные суды (судья и 2 заседателя избранные дворянами и утвержденные губернатором). Верхний земский судявлялся апелляционной инстанцией для уездных судов губернии. Состоял из департаментов: уголовного и гражданского. Председатели назначались по представлению Сената правительством, заседатели избирались дворянами губернии).
Для мещан судебной инстанцией оставался городской магистрат (в уездных городах) и губернский магистрат (апелляционная инстанция).
Дела государственных черносошных крестьян рассматривала нижняя расправа (в уездах) и верхняя расправа (апелляционная инстанция) в губерниях.
Кроме того, в губернских городах создавался специальный "совестный суд" из председателя и шести заседателей. В его задачу входило примирение сторон.
В каждой губернии были учреждены губернская палата уголовного суда и губернская палата гражданского суда, служившие апелляционной и ревизионной инстанциями для всех судов губернии. Приговоры и решения палат утверждались губернаторами, а по наиболее важным делам направлялись в Сенат.
Вся судебная система была сословной и действовала под контролем губернатора.