Способы ускорения эволюции в совместном плавании
Одним из важнейших требований, предъявляемых к маневрированию в совместном плавании, является выполнение маневра в возможно короткий срок. Это объясняется рядом причин, важнейшей из которых является повышение, в процессе выполнения эволюции, уязвимости кораблей со стороны противника вследствие изменения ими скоростей хода, нарушения чёткой системы наблюдения и обороны.
Ускорение маневра может быть достигнуто:
- правильным выбором способа маневрирования,
- переназначением уравнителя,
- назначением уравнительной точки,
- изменением скорости хода охраняемых кораблей (уравнителя).
Выбор способа выполнения эволюции, помимо тактических и иных соображений, во многих случаях, определяется временем маневра. Так, например, если время поворота поискового строя способом «поискового поворота» на угол 70° принять за единицу, то время поворота другими способами будет изменяться в широком диапазоне значений: для способов «двойной поисковый поворот» оно будет равно 0,7; «захождение» - 1,4: «два полуповорота»—1,6 (см. рис.11 – лекция № 16.1).
При выборе способа выполнения маневра, помимо знания и умения их выполнения, необходимо учитывать тактическую обстановку, сплаванность кораблей и уровень подготовки их командиров, соблюдение необходимых мер безопасности и, конечно, время выполнения маневра.
Переназначение уравнителя строя или ордера на время выполнения эволюции может резко сократить время маневра.
Уравнителем целесообразно назначать тот из кораблей, который перед началом маневра находится на большем курсовом угле относительно других кораблей соединения.
Маневр восстановления прежнего строя фронта кораблей А и В, после поворота их влево способом «все вдруг» с курса Кк1, на курс Кк2, (рис.5), может быть выполнен в нескольких вариантах. Если уравнителем является корабль А, то корабль В должен лечь на курс Кв (см. треугольник скоростей ОаЬ). Время маневра t1 будет равно t1 = ВоВ′1 / Vρ1 = ВоВ′1 / аЬ.
Если на время выполнения маневра уравнителем будет назначен корабль В, то время
маневра перестроения резко сократится за счет увеличения вектора относительной скорости Vρ2 = аЬ' маневрирующего корабля А (см. треугольник скоростей ОаЬ' ).
![]() |
Назначение уравнительной точки на время маневра целесообразно применять как в строю (завесе), так и в ордере. Такой уравнительной точкой будет, как правило, центр ордера, перемещающийся назначенным курсом и скоростью хода, либо середина строя. Если уравнительной точкой в рассматриваемом примере (рис.5) назначить середину строя - точку 0,то маневрировать должны оба корабля в позиции А"1и В"1соответственно. Как видно из рис.5,относительные перемещения кораблей, а значит и время маневра в этом случае сократятся вдвое.
Изменение скорости хода охраняемых кораблей (уравнителя) должно производиться по решению флагмана в зависимости от выполняемого маневра и взаимного расположения кораблей. В общем случае, если большей части маневрирующих кораблей для выполнения маневра необходимо уменьшать курсовые углы относительно уравнителя (центра ордера), то скорость уравнителя (охраняемых кораблей) целесообразно уменьшить; если большая часть кораблей должна для выполнения маневра увеличивать курсовые углы, то скорость охраняемых кораблей должна быть увеличена. Для сокращения общего времени маневра и быстрейшего восстановления системы обороны корабельной группы изменение скорости хода за время маневра может быть произведено дважды.