Коррекционной) школы

Характеристика общественно-исторического материала

в книгах для чтения для 2—6 классов специальной

 

В пояснительной записке к программе по чтению и разви­тию речи во 2—4 классах специальной (коррекционной) шко­лы, отмечается, что «...тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нрав­ственных качеств. На всех годах обучения читаются произве­дения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа» [4. С. 42]. Эта тематика уточня­ется и дополняется внеклассным чтением в каждом классе с учетом возраста и познавательных возможностей учащихся с нарушением интеллекта. Указываются и жанры рекомен­дуемых для чтения произведений [4. С. 44—47].

На уроках чтения и развития речи в начальных классах формируются умения и навыки работы с текстом, применяе­мые и в старших классах на различных предметах, в том чис­ле и при изучении истории. К таким важным учебным уме­ниям, например, относятся следующие:

— умение рассказывать о прочитанном, отвечая на вопро­сы учителя или используя иллюстрации (2 класс);

— умение высказывать свое отношение к поступку героя, событию (3 класс);

— умение выделять главную мысль произведения, уста­навливать последовательность, причинно-следственные свя­зи; делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям, придумывать заглавия к основным частям тек­ста, коллективно составлять план, объяснять выделенные учителем слова и обороты речи (4 класс).

В программе по чтению и развитию речи в 5—6 классах также дана примерная тематика изучаемых произведений, ориентирующая на чтение рассказов, статей, стихотворений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о борьбе за мир, о знаменательных событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу, родной приро­де [5. С. 8—9]. Однако полностью реализовать предлагаемую тематику на уроках чтения не представляется возможным, т. к. в книгах для чтения, переизданных за последние 5 лет, коренным образом изменился подбор материала.

Умения и навыки учащихся 5—6 классов также продол­жают совершенствоваться. Например, учащиеся 5 класса должны уметь выбирать слова и выражения, характеризую­щие героев, события, находить в тексте непонятные слова и выражения, пользоваться подстрочным словарем. В 6 клас­се у школьников формируется навык самостоятельного чтения с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ [5. С. 8—11].

Указанные в программе рекомендации, а также требова­ния к знаниям и умениям учащихся реализуются на уроках чтения и развития речи в процессе работы с учебниками (кни­гами для чтения). Для пропедевтики изучения истории тек­сты, помещенные в них, важны следующим.

1. Весь материал в книгах для чтения для 2—6 классов расположен по принципу сезонности (от осени к лету) и раз­бит на темы, названия которых в основном сохраняются, но содержание материала от класса к классу расширяется и уг­лубляется, постепенно дополняясь новыми темами. Такой подход соответствует концентрическому принципу построе­ния программы для специальной (коррекционной) школы, соответствует уровню развития и познавательным возможно­стям учащихся, обеспечивая доступность и прочность усвое­ния знаний и предупреждая их перегрузку.

С точки зрения пропедевтики истории, далеко не все темы в переизданных за последние годы книгах для чтения обла­дают такой возможностью по сравнению с прежней темати­кой, когда приоритетное значение имел идейно-тематиче­ский принцип в группировке материала и большинство тем было связано с датами «Красного календаря». Исключив не­актуальный на современном этапе материал об октябрятах, пионерской организации, революции и ее вождях, авторы новых учебников при отборе содержания ориентировались прежде всего на нравственное воспитание школьников, вос­питание у них положительного отношения к труду. В каждой книге для чтения представлены соответствующие темы, на­пример, «Умелые руки не знают скуки», «Что такое хорошо и что такое плохо» (2 класс); «Учимся трудиться», «Что та­кое хорошо...» (3 класс); «Что такое хорошо...», «О труде и трудолюбии» (4 класс); «Спешите делать добро» (5 класс).

В этих темах на примере различных произведений рас­сматриваются взаимоотношения литературных героев (детей и взрослых), их поступки, которым дается нравственная оценка; раскрываются доступные нравственные понятия; воспитываются добросовестное отношение к труду и жела­ние трудиться; осуществляется знакомство с различными профессиями.

Опираясь на сформированные в пропедевтический период знания, учитель истории продолжит работу на новом мате­риале, знакомя школьников с жизнью и трудом людей в раз­ные исторические эпохи, с отношениями между различными социальными группами и классами, с выдающимися исто­рическими деятелями, внесшими свой вклад в процветание Отчизны. На этом этапе нравственные оценки будут допол­нены исторической оценкой событий и деятельности лич­ностей.

2. Представленные в разных темах произведения, в основ­ном, отражают аспекты современной жизни, что оправдано в условиях начального обучения в специальной (коррекци­онной) школе, так как тематика таких произведений близка и доступна детям с нарушением интеллекта, соответствует их социальному опыту. В то же время остается возможность для формирования первоначальных представлений о жизни людей в прошлом. Например, в теме «Народные сказки» (3 класс) учащиеся знакомятся со сказками разных народов России, по­казывающими образ жизни, занятия этих народов в далеком прошлом; в теме «Идет волшебница зима» (4 класс) ученики узнают о жизни крестьянских детей в царской России, читая отрывки из произведений Л.Н. Толстого («Филипок»), Н.А. Некрасова («Мужичок с ноготок») и т. п.

При изучении этих произведений у учащихся формиру­ются доступные исторические представления и понятия (на­пример, такие как: «бедные» и «богатые», «царь», «боярин», «купец», «крестьянин» и пр.).

3. По характеру изложения общественно-исторический материал в книгах для чтения отличается разнообразием и представлен отдельными произведениями (или отрывками) различных жанров. Это могут быть:

— художественные произведения в прозе (рассказы, от­рывки из повестей);

— художественные произведения в стихотворной форме (стихи, отрывки из поэм);

— произведения устного народного творчества (сказки, былины, песни, пословицы, поговорки, загадки);

— деловые (научно-популярные) статьи.

Именно деловые статьи более всего соответствовали стилю изложения учебного материала в учебнике истории, но такие произведения теперь практически полностью исключены из книг для чтения, т. к. не отвечали уровню развития учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы и не вызывали у них познавательного интереса. Как правило, дело­вые статьи сообщали знания в виде определенных положений без элементов художественной детализации и были посвяще­ны таким темам, как «Наша Родина», «Права и обязанности», «Господа и рабы» и т. п. При их изучении возникала опасность формального усвоения знаний учениками, т. к. за словесными формулировками не было реальных образов.

4. Объем представленных произведений также различен: в книге для чтения во 2 классе подобраны тексты от несколь­ких строчек до страницы, их сопровождают цветные иллюст­рации. К 6 классу объем текстов возрастает до нескольких стра­ниц; как правило, такие тексты делятся на части, каждая часть изучается на отдельном уроке, вопросы и задания также по­добраны непосредственно к каждой части. Но, к сожалению, не ко всем текстам имеется иллюстративный материал, что затрудняет формирование необходимых представлений и по­нятий. Так например, рассказ А. Платонова «Сухой хлеб» (со­стоит из 2-х частей, объем — б страниц) в учебнике по чтению для 5 класса не проиллюстрирован. Содержание рассказа вво­дит ребенка в мир послевоенной деревни, знакомит с жизнью и трудом крестьян, их взаимоотношениями. Одновременно при чтении рассказа формируются такие понятия как «засуха — это беда», «вспахивать», «мотыжить», «междурядье», «плуг» и нравственных категорий: «большое маленькое сердце», «доб­рота», «забота». Но отсутствие иллюстраций снижает эмоцио­нальный ряд, создаваемый рассказом А. Платонова, и ребенок, плохо знакомый с бытом и жизнью послевоенной страны, не

усваивает материал в полном объеме. Чтобы этого не случилось, учитель вынужден подбирать дополнительные наглядные сред­ства к урокам, посвященным данной теме.

Работа над произведениями общественно-исторического содержания на уроках чтения во 2 — 6 классах

 

В специальной (коррекционной) школе на уроках чтения во 2—6 классах предусмотрено изучение общественно-историче­ского материала, представленного в сказках, рассказах, сти­хотворениях, деловых статьях. Тематика этих произведений разнообразна и расширяется с каждым годом обучения, но, с другой стороны, сохраняется тенденция постоянства ведущих тем в книгах для чтения со 2 по 6 класс: о роли труда в жизни людей и разных профессиях, об отношении людей друг к другу (дружба, товарищество, взаимопомощь), о прошлом нашей Ро­дины и ее настоящем.

При подготовке к чтению текста, содержащего обществен­но-исторические сведения, учитель должен определить, как данная тема связана с предыдущим материалом, имеются ли у учащихся знания по данной теме или она новая. Необходимо учесть, дает ли изучаемое произведение новые знания или рас­ширяет, подтверждает и закрепляет ранее полученные знания (в данном или предыдущем классе), так как от степени извест­ности материала зависит доля самостоятельности работы де­тей. Они могут составить характеристику героев, дать оценку их поведения, описать бытовую или историческую обстановку.

Знакомство с отдельными фактами, описываемыми в про­изведении, должно быть наглядным с использованием исто­рических картин, портретов, рисунков, имеющихся в книгах для чтения.

В ходе подготовки к уроку учитель намечает виды чтения и продумывает приемы объяснения новых слов, которые в ходе работы над произведением должны войти в активный общественно-исторический словарь учащихся, подбирает до­полнительный материал.

Урок чтения произведения общественно-исторического характера может включать следующие основные моменты (этапы):

I этап — предварительная работа.На этом этапе работы учитель сообщает заглавие произведения, называет его ав­тора, готовит учащихся к усвоению содержания путем бесе­ды или вводного рассказа, объясняет значение тех слов, без которых понимание текста будет затруднено (слова обяза­тельно записываются на доске с ударением и прочитывают­ся вслух).

II этап — громкое чтение текста по логическим закончен­ным абзацам,сопровождаемое словарной работой, беседой о прочитанном по вопросам.

При этом во 2—3 классах вопросов, исчерпывающих со­держание прочитанного, дается больше, чем в 4—6 классах. Кроме того, можно заметить нарастание трудностей в выпол­нении учащимися самостоятельных заданий: во 2—3 классах дети читают под руководством учителя и только после того, как он сам прочитал данную часть текста; в 4 классе легкие тексты читаются учащимися по частям самостоятельно, но учитель дает к ним предварительно вопросы, задания или го­товый план; в 5—б классах и легкие, и трудные тексты чита­ются учащимися самостоятельно, причем дополнительно к тем вопросам и заданиям, которые даются в книге для чте­ния, ученики готовят и свои вопросы к прочитанному.

III этап — повторное чтение текста детьми, сопровождаю­щееся заданиями,которые углубляют и обобщают прочитан­ное. К ним относятся: составление плана (подбор заголовков для каждой логически законченной части текста); работа с деформированным планом, когда пункты плана не соответ­ствуют содержанию читаемых и анализируемых учащимися частей; разграничение частей текста по готовому плану, дан­ному учителем; составление в 4 классе плана под руковод­ством учителя; составление в 5—б классах плана с помощью учителя и самостоятельно, если текст легкий по содержанию; выборочное чтение, в процессе которого восстанавливаются причинно-следственные связи событий или их последова­тельность; повторное громкое чтение с нахождением границ отдельных частей текста.

IV этап — обобщение материала прочитанного произве­дения,когда с помощью учителя дети объясняют заголовок или формулируют выводы.