Виды сложных предложений. Сложносочинённое предложение.
По количеству грамматических основ предложения бывают простые и сложные.
Простые предложениясостоят из одной грамматической основы.
Сложные предложениясостоят из двух или нескольких грамматических основ: Солнце исчезло за горизонтом1, и из оврага потянуло влажным ветерком2, но прохлада ещё не наступила3.
Сложное предложение в целом имеет единое смысловое значение и свою интонацию конца.
Сложные предложения ,в которых простые предложения присоединяются только при помощи интонации, называются бессоюзными; а при помощи союзов – союзными.
Союзные сложные предложения в зависимости от характера союзов делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.
Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами.
По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на три группы.
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да (=и), не только – но и, как – так и.В этих предложениях перечисляются явления, происходящие одновременно или следующие друг за другом: Морозстучит в окно и, и ветер поёт в трубе. Сложносочиненные предложения сразделительными союзами или (иль), либо, то-то, не то –не то. В этих предложениях указывается на чередование явлений: То ветерподует, то пойдётснег. Предложения с разделительными союзами также могут указывать на возможность одного явления из двух или нескольких.
Сложносочинённые предложения спротивительными союзами а, но, да (=но), однако (же), зато.В этих предложениях одно явление противопоставляется другому: Уже давно рассвело, но в комнате по-прежнему горелалампа.
Особая интонация присуща сложносочиненным предложениям, в которых выражается быстрая смена событий или неожиданный результат(первая часть в них может представлять собой номинативное предложение): Один прыжок – и лев уже на спине буйвола. Мгновение – и все опять тонуло во мраке.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении
1.[ ], и [ ]. Между простыми предложениями в составе сложносочиненного всегда ставится запятая: Повествование у меня получается строго документальным, и дальше я должен идти избранной стезей.
2. Запятая неставится, если предложения:
- номинативные или безличные: Хриплый стон и скрежет ярый! С деревьев капало и вокруг пахло листвой.
- побудит., вопросит, или восклицат.: Где будетсобрание икто его председатель? Как тихо вокруг икак чисто звёздное небо!
- имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение: Из окошкадалеко блестятгоры и виден Днепр. Звёзды уже начинали бледнеть и небосерело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском.
3.Может стоять тире, если придаётся значение результата, резкого противопоставления или неожиданного присоединения: Положишь палочку на воду – и онапоплывёт по течению. Спроси – и не скажу. Один прыжок – и лев уже на спине буйвола. Мгновение – и все опять тонуло во мраке.
Употребление сложносочинённых предложений в речи
Сложносочинённые предложения могут использоваться в разных стилях речи в зависимости от коммуникационной задачи.
Из средств связи частей сложносочиненного предложения, кроме нейтральных общеупотребительных, одни характеризуются окраской разговорности, другие – книжности. Так, присоединительные связи в разговорной речи могут оформляться союзом да и, а в книжной речи союзами а также, к тому же, при этом.
Разговорнуюокраску имеют противительные союзы да, зато. В книжнойже речи (особенно научной) употребителен союз однако. Противительные отношения, оформленные как прием антитезы, для соединения контрастных по значению предложений, более свойственны художественной, а также публицистической сферам общения.
§ 38. Сложноподчинённое предложение.
Сложноподчинённымпредложением называется сложное предложение, части которого соединены подчинительными союзами.
Подчинительная связь между частями сложноподчиненного предложения выражается в синтаксической зависимости одной части от другой.
Независимая часть сложноподчинённого предложения, от которого задаётся вопрос, называется главным предложением, а зависимая часть предложения, к которой задаётся вопрос, называется придаточным предложением.
По значению выделяются три группы сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные и обстоятельственные.
! Вид придаточного предложения надо определять не по союзу, а по вопросу, который ставится от главного предложения.
Виды придаточных предложений
Таблица 50
Вопрос | Союз | Союзные слова | Пример |
Придаточные определительные | |||
Какой? Чей? | который, какой, когда, откуда, что, где, куда, чей | Вскоре я подошёл к озеру, где вчера мы рыбачили. | |
Придаточные изъяснительные | |||
Падежные вопросы | что, как, ли, будто, чтобы, как бы не | когда, куда, сколько, что, как, чей | Я уверен, что вы добьётесь успеха. |
Придаточные обстоятельственные | |||
Придаточные времени | |||
Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? | когда, пока, едва, как только, в то время как, с тех пор как, до тех пор пока | Мальчик, как только понял вопрос, сразу на него ответил. | |
Придаточные места | |||
Где? Откуда? Куда? | где, откуда, куда | Я не люблю бывать там, гдеидут дожди. | |
Придаточные причины | |||
Почему? Отчего? По какой причине? | потому что, оттого что, так как, ибо, благодаря тому что | Бабушка проснулась оттого, что у двери громко мяукал котёнок. | |
Придаточные цели | |||
Зачем? С какой целью? | чтобы, для того чтобы, затем чтобы | Чтобы стать настоящим человеком, надо много работать над собой. | |
Придаточные следствия | |||
Вследствие чего что произошло? | так что | Кругом было тихо, так что я мог слышать слабое журчанье ручья. | |
Придаточные условия | |||
При каком условии? | когда, если, коли, ежели, раз | Ты должен спешить, ежелихочешь успеть на пароход. | |
Придаточные уступительные | |||
Несмотря на что? Вопреки чему? | хотя, несмотря на что, пускай, даром что | где ни, как ни, когда ни, сколько ни, что ни, кто ни | Подруги, несмотря на то, чтошёл проливной дождь, продолжали работать. |
Придаточные образа действия и степени | |||
Как? В какой степени? Каким образом? | что, чтобы, будто, как будто, словно, точно | как, сколько | Мальчик был так ловок, что я залюбовался им. |
Придаточные сравнительные | |||
Как что? Как кто? Чем что? Чем кто? | будто, как, как будто, словно, точно, чем — тем | Чем дальше я отходил от дома, темна душе тревожнее становилось. |
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
1. [ ], (что…). (Когда…), [ ].[…,(где),…].
Стало понятно, что гудит огонь. Когда стемнело, я зажёг лампу. Всюду, где побывал человек, видны следы его деятельности.
2. Запятая НЕставится, если перед подчинительным союзом стоит:
а) сочинит, союз:Не вернул он мне книгу и когда прочитал её.
б) частица НЕ: Мы попали в лес не когда закончился дождь, а когда он начинался.
в) придат. часть состоит из одного слова: Экзамен назначили, но не уточнили когда.
3. При наличии нескольких придаточных запятые ставятся по правилам ОЧП: Обухов, как только прояснилось и тайга слегка просохла, тотчас разослал людей. [ … ,( как только) и ( как только), … ].
4. На стыке союзов запятая ставится, если после придаточного предложения НЕТ союза ТО: Капитан рассчитывал, что, если разорвутся вражеские бомбы,его не зацепит осколками. — Капитан рассчитывал, что если разорвутся вражеские бомбы, то его не зацепит осколками.
Употребление сложноподчинённых предложений в речи
Разные виды придаточных предложений используются по стилям неодинаково. Так, художественной речи в целом более свойственны придаточные временные, обстоятельственные (места).
В научнойречи сравнительно большой процент приходится на придаточные причины и условия.
Определительные и изъяснительные придаточные предложения широко употребительны в разных видах речи, составляя в них довольно большой процент. Поэтому их можно считать стилистически нейтральными.
Для научной речи характерны сложноподчиненные предложения с ослабленным значением главного, когда все содержание предложения выражено в придаточном; главное же по значению и функции близко вводным словам: Я думаю, думается, нужно, считаю, полагаем, надеюсь.
§ 39. Бессоюзное сложное предложение. Сложные синтаксические конструкции.
Бессоюзным сложным предложением называется такое, в котором образующие его части связаны между собой 1) по смыслу, 2) интонационно, 3) порядком расположения частей, 4) видо-временными формами глаголов-сказуемых: Наступилвечер, шелдождь, с севера прерывисто дулветер.
Различаются две основные разновидности бессоюзных сложных предложений: соотносительные с союзными сложными предложениями и несоотносительные с ними.
Соотноситься они могут со сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями.
Например, Отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. Части предложения, входящие в состав этого бессоюзного сложного предложения, связаны между собой одновременностью описываемых явлений, характеризующих наступление утра, перечислительной интонацией, однотипными видовременными формами глаголов-сказуемых. Ср. сложносочиненное предложение: Отсырела земля, и запотели листья. Или: Жилин видит: дело плохо. Ср. сложноподчинённое предложение: Жилин видит, что дело плохо.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
1. [ ],[ ].Океан с гулом ходил чёрными горами, вьюга крепко свистала в снастях.
2. Ставится двоеточие:
· Поясняется первое предложение (= а именно): Тут его осенило: опасность где-то близко.
· Дополняется смысл первого предложения (= и увидел, что): Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.
· Указывается причина (= потому что): Всю дорогу молчали:говорить мешала тряская езда.
3. Ставится тире:
· Происходит быстрая смена событий: Вдруг мужики с стопорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал.
· Содержится противопоставление (= а, но): Косили версту – выкосили грош.
· Указывается время (= когда): Лес рубят – щепки летят.
· Указывается на условие действия (= если): Любишь кататься – люби и саночки возить.
· Указывается на следствие, вывод из первого предложения (= поэтому): Хвалы приятны – как их не пожелать.
· Содержится сравнение (= словно, будто): Посмотрит – рублём подарит.
Использование бессоюзных сложных предложений в речи
Бессоюзные сложные предложения используются в разных стилях речи. Со значением перечисления, пояснения, присоединения чаще всего используются в научной и деловой речи.
С остальными значениями (быстрая смена событий, противопоставление, время и т.д.) используются в художественном и разговорном стилях речи.
Сложные синтаксические конструкции – это многочленные сложные предложения с разнотипной синтаксической связью, например сочинительной и подчинительной, сочинительной и бессоюзной и т.д. Такие предложения называют иногда предложениями смешанного типа.
Предложения с разнотипной синтаксической связью обычно состоят из двух (минимум) логически и структурно выделяемых частей или нескольких, среди которых могут быть в свою очередь сложные предложения. Однако, как правило, основные части имеют однотипную связь (сочинительную или бессоюзную). Например, в предложении Мечик не оглядывался и не слышал погони, но он знал, что гонятся за ним, и, когда один за другим прозвучали три выстрела и грянул залп, ему показалось, что это стреляют в него, и он припустил еще быстрее четыре части: 1) Мечик не оглядывался и не слышал погони; 2) но он знал, что гонятся за ним; 3) и, когда один за другим прозвучали три выстрела и грянул залп, ему показалось, что это стреляют в него; 4) и он припустил еще быстрее. Все эти части связаны сочинительными отношениями, но внутри частей имеется подчинение (см. вторую и третью части).
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
В зависимости от различных комбинаций типов связи между частями возможны следующие разновидности сложных синтаксических конструкций:
1) с сочинением и подчинением: Лопатина стало клонить ко сну, и он обрадовался, когда в дверях появился шофер и доложил, что машина готова.
2) с сочинением и бессоюзной связью: Направление у меня в другую часть, да я от поезда отстал: дай, думаю, погляжу на свой взвод и на своего лейтенанта.
3) с подчинением и бессоюзной связью: В лесу на прогулке иногда в раздумье о своей работе меня охватывает философский восторг: кажется, будто решаешь мыслимую судьбу всего человечества.
4) с сочинением, подчинением и бессоюзной связью: Но река величаво несет свою воду, и какое ей дело до этих вьюнков: крутясь, плывут они вместе с водой, как недавно плыли льдины.
!В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. Между этими союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но: С вёсел капали голубые капли, и, когдаони падали в море,на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. Ср.: С вёсел капали голубые капли, и когдаони падали в море, тона месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.
Сложное синтаксическое целое (ССЦ)
Сложное синтаксическое целое (ССЦ), или сверхфразовое единство, – это сочетание нескольких предложений в тексте, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов. Сложные синтаксические целые являются средством выражения смысловых и логических единств.
Структурными средствами организации самостоятельных предложений в составе сложных синтаксических целых являются союзы в присоединительном значении, анафорически употребленные местоимения, наречия, обстоятельственные сочетания, модальные слова, порядок слов, соотнесенность видовременных форм глаголов, возможная неполнота отдельных предложений.
Например, в сложном синтаксическом целом: Послышалось около третьего корпуса: «Жак... жак... жак...». И так около всех корпусов и потом за бараками и за воротами. И похоже было, как будто среди ночной тишины издавало эти звуки само чудовище с багровыми глазами – средствами организации предложений являются синонимический повтор (эти звуки), присоединительный союз и, наречие так, форма прошедшего времени глаголов.
Предложения в составе сложного синтаксического целого: Вскинешь кверху тяжелую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь. Багровое пламя с оглушительным треском блеснет к небу, ослепит на миг и погасит звезды, а бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом воздухе – связаны обозначением действия (первое предложение) и его результата (второе предложение), общностью видовременных форм глаголов-сказуемых и единством интонации.
Очень характерны для сложных синтаксических целых присоединительные конструкции, последовательно подключаемые к основному (первому) предложению. Например: Двенадцать телогреек мирно отдыхают до утра в железных шкафчиках. И двенадцать зюйдвесток в верхних отделениях. И двенадцать пар сапог, усталых-усталых.
Структурные особенности ССЦ
Сложные синтаксические целые могут быть однородного и неоднородного состава. Между однородными предложениями в составе ССЦ обнаруживается параллельная связь, между неоднородными – цепная.
При параллельной связи содержание предложений перечисляется, сопоставляется или противопоставляется, в них обычно наблюдается структурный параллелизм. Назначение таких сложных синтаксических целых – описание ряда сменяющихся событий, действий, состояний, картин. Например: Буря бушевала над Петербургом, как возвращенная молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал черными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков .
При цепнойсвязи (наиболее распространенной) повторяются части предшествующего предложения в последующем или используются их указатели - местоимения, местоименные наречия и т.д. Предложения как бы цепляются одно за другое, последующее подхватывает предыдущее, и тем самым осуществляется развертывание мысли, ее движение. Например: Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков .
Параллельная и цепная связь могут совмещаться в пределах одного сложного синтаксического целого. Например: Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига. Между первыми двумя предложениями – параллельная связь, а далее предложения присоединяются по способу цепной связи.
Анализ ССЦ
1. Микротема ССЦ.
2. Соотношение ССЦ и абзаца.
3. Средства межфразовой связи: а) собственно лексические (слова, включающие общие семантические компоненты, лексические повторы, номинации речевых актов и результатов интеллектуальной деятельности);
б) лексико-грамматические (анафорические местоимения); в) грамматические (порядок слов, союзы, формы времени в тексте, обстоятельства различных грамматических значений, неполнота предложений и эллипсиса).
4. Ведущая связь в ССЦ (цепная, параллельная).