Деепричастие.

Брошенным

1. Начальная форма - брошенный

2. Постоянные признаки: страдательное, прош. врем.

3. Непостоянные признаки: в муж.р., ед.ч., Тв. п., в полной форме

4. В предложении является согласованным определением.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Власенков А.И.Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – с. 76, 280.

2.Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке/под ред. И.Б. Голуб. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2003. – с.58-62, 79-80, 245.

3.Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2009: Учебно-методическое пособие/.Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т.М. Бандоля, Н.М Смеречинская. – Ростов н/Дону: Издатель Мальцев Д.А.; М.: НИИ школьных технологий, 2008. – с.24-26, 42-43. 51-53.

Деепричастие –самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие и отвечающая на вопросы как? где? когда?

Деепричастие совмещает в себе признаки глагола и наречия. Деепричастие является неизменяемой частью речи.

Признаки глагола:

1. лексическое значение;

2. вид – совершенный - несовершенный: читая — прочитав, предлагая — предложив. Деепричастия несов. в. обозна­чают действие, происходящее одновременно с главным: Слезливо и громко ругаясь, он пытался сдвинуть лошадь с места. Деепри­частия совершенного вида обозначают действие, которое произо­шло раньше главного: Спутница его, накинув платок, предложила вернуться в сад.

3. возвратность: возвращая — возвращаясь, встретив— встретившись.

4. синтаксическое управление (читать что? книгу – читая что? книгу)

Признаки наречия:

1. неизменяемость;

2. роль в предложении: деепричастия бывают только обстоятельствами: Говорил он осторожно, опасаясь сказать что-то лишнее — обстоятельство причины; Спрашивая, она покраснела от смущения — обстоятельство времени; Сашенька смотрела на них улыбаясь — обстоятельство образа действия; Пообещав помочь нам, он так ничего и не сделал — обстоятельство уступки.

Образование деепричастий

ü Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -а / -я: покупать — покупая, встречать —-встречая. Сохранилось в языке и несколько устаревших форм с суффиксом -учи: будучи, играючи, крадучись.

ü Деепричастия совершенного вида образуются от основ инфинитива глаголов совершенного вида с по­мощью суффиксов –в, -вши, -ши : купить — купив, встретить — встретив, сберечь —сберёгши, явиться —явившись.

ü Необходимо учитывать, что от некоторых глаголов несовершенного вида образовать деепричастия нельзя, в частности: от глаголов, заканчивающихся на -чь: беречь, жечь, печь, стеречь, течь, стричь; от некоторых односложных глаголов: бить, вить, врать, гнуть, есть, жать (руку), ждать, жечь, лгать, лить, пить, рвать, спать, шить;

от глаголов с суффиксом -ну : вянуть, гаснуть, глохнуть, крепнуть, мерзнуть, пахнуть, тонуть, тянуть; от некоторых других глаголов: бежать, колоть, лезть, па­хать, хотеть.

ü Основной ошибкой при образовании деепричастий являет­ся использование суффикса -а / -я вместо суффикса совершенного вида -в: Положа деньги на счёт в этом банке, она потом долго не могла получить их.

Правописание не с деепричастиями

Отрицание нес деепричастиями пишется раздельно (не прочитав, не услышав), кроме тех случаев, когда слово не употребляется без не: недоумевая.

Деепричастный оборот– это деепричастие с зависимыми словами.

Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами

Таблица 32

Обособляются Не обособляются
Независимо от места в предложении: Мне бы жить и жить, сквозь годы мчась. Синея, блещут небеса. Устойчивые обороты: Скрепя сердце он пошёл на мировую. Одиночные деепричастия, близкие по значению к наречиям образа действия: Все говорили вяло и нехотя. Отец не торопясь вышел на крыльцо. И молча он коня седлает.

 

Особенности построения предложений с деепричастиями

1.По законам русского языка действие, выраженное глаголом-сказуемым, и дополнительное действие, обозначенное дееприча­стием, должно совершать одно лицо. Поэтому ошибочными яв­ляются такие предложения: Простудившись, у меня заболело гор­ло — простудилось горло; Возвращаясь домой под дождём, наши куртки промокли насквозь — домой под дождём возвращались куртки.

2. Этим свойством деепричастия обусловлены следующие ограничения:

а) Деепричастие или деепричастный оборот не могут быть употреблены в безличных предложениях: Обманув младшую сестрёнку, мне стало стыдно. Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. В таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего: Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль.

б) Деепричастие или деепричастный оборот не могут быть употреблены в предложениях, представляющих собой страдательную конструкцию: Поднявшись вверх по Волге, баржа будет разгружена на причалах Нижнего Новгорода.

3. Деепричастия не имеют сослагательного наклонения, поэто­му нельзя пытаться образовать его: Я получила бы пятёрку за четверть, написав бы последнюю кон­трольную хорошо.

!Чтобы не перепутать деепричастие с причастием, надо помнить следующее:

· Деепричастия обозначают добавочное действие, относятся только к глаголу-сказуемому: Сваливши дерево, мы сели на пенёк отдохнуть.

· Причастия обозначают признак предмета по действию, относятся к именам существительным или к другим частям речи, выступающим в роли существительного, согласуются с ними в роде, числе и падеже, в предложении бывает определением или составной частью сказуемого: Свалившееся дерево преградило нам путь.

Морфологический разбор деепричастия

1. Начальная форма (форма инфинитива)

2. Постоянные признаки:

- вид – совершенный/несовершенный;

- возвратность;

3. Непостоянных признаков нет.

4. Функция в предложении.

Образец разбора деепричастия

Задумавшись 1.Начальная форма – задуматься. 2. Постоянные признаки: совершенный вид, возвратное. 3. Непостоянных признаков нет. 4. В предложении является обстоятельством.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Власенков А.И.Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – с. 75-76, 280.

2.Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке/под ред И.Б. Голуб. – 8-е изд., испр. И доп. – М.: Айрис-пресс, 2003. – с.118-120, 245.

3.Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2009: Учебно-методическое пособие/.Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т.М. Бандоля, Н.М Смеречинская. – Ростов н/Дону: Издатель Мальцев Д.А.; М.: НИИ школьных технологий, 2008. – с.26-27, 51-53.