Морфемика и орфография.
Логическое ударение -смысловое подчёркивание наиболее важного в данной речевой ситуации слова в предложении.
Орфография -раздел языкознания, изучающий систему правил русского правописания.
Орфоэпия -совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам.
Орфоэпические нормы - произносительные.
Словесное ударение (акцент) -более сильное произношение, выделение одного слога в слове, которое служит для фонетического объединения этого слова.
Слог -минимальная единица речевого потока, создаваемая единым дыхательным толчком.
Фонема –единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц – морфем, в состав которых она входит в качестве минимального компонента.
Фонетика –раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т.е способы образования (артикуляции) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке.
Фонетические единицы языка – это звуки речи, фонемы, слоги, ударение.
Фонетическая фраза –это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других фраз паузой.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Власенков А.И.Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – с. 50, 279
2. Розенталь Д.Э. Русский язык.10-11 классы: пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2000. – с. 3-35.
3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке/под ред И.Б. Голуб. – 8-е изд., испр. И доп. – М.: Айрис-пресс, 2003. – с.5-12, 31-32, 34.
4. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2009: Учебно-методическое пособие/.Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т.М. Бандоля, Н.М Смеречинская. – Ростов н/Дону: Издатель Мальцев Д.А.; М.: НИИ школьных технологий, 2008. – с.9-10, 32-33.
Тема 5: МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ
Вопросы для контроля исходного уровня знаний
1. Понятие морфемы как значимой части слова.
2. Многозначность морфем, синонимия и антонимия морфем.
3. Морфемный разбор слова.
4. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
5. Правописание приставок ПРИ - / ПРЕ -.
6. Способы словообразования.
7. Словообразование знаменательных частей речи.
8. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
9.Словообразовательный анализ.
10.Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
11.Правописание сложных слов.
С П Р А В О Ч Н Ы Й М А Т Е Р И А Л
Морфемика– это раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова.
Морфема –это значимая часть слова: приставка, корень, суффикс, окончание.
Основа –выражает лексическое значение слова.
Окончание –выражает грамматическое значение слова.
Приставка -стоит перед корнем и служит для образования новых слов:крайний – бескрайний
Суффикс - стоит после корня и служит для образования новых слов: доктор – докторский.
Корень –общая часть родственных слов: ходить, заходить, выход, входящий.
Каждая морфема имеет определенное значение. А иногда и несколько значений, т.е. может быть многозначной. Например, в слове читатель – суффикс – тель-со значением лица мужского пола по роду занятий; в слове выключатель – суффикс – тель-со значением предмета, приспособления.
Многозначна приставка при- : 1) значение присоединения, приближения: привязать, приколоть; 2) пространственная близость, смежность: прибрежный, приусадебный; 3) совершение действия не в полном объёме или на ограниченный срок: приотворить, приостановиться; 4) доведение действия до конца: приискать, пристроить; 5) совершение действия в чьих-либо интересах: приберечь, приманить; 6) сопроводительное действие: притаптывать, прищёлкивать.
Словообразовательная система, как и лексическая, характеризуется также синонимическими, антонимическими омонимическими отношениями.
Морфемная омонимия создаётся, например, суффиксом –ец: кавказец, самарец – местожительство; итальянец, немец – национальность; кузнец, продавец - род занятий; просвещенец, выдвиженец – общественная деятельность; лжец, мудрец – характерные свойства.
Морфемная синонимия выражается, в частности, в параллельных названиях жителей городов, областей: архангелец – архангелогородец, мурманец – мурманчанин, пензенец – пензяк.
Морфемная антонимия может быть представлена следующими примерами: войти – выйти, красивый – некрасивый, застроить – недостроить.
Морфемный разбор слова
Задача морфемного разбора – выяснение состава данного слова на уровне современного русского языка. Последовательность разбора:
· Окончание и основа
· Приставки и суффиксы
· Выделение корня, сопоставление его с однокоренными словами.
Правописание чередующихся гласных
1. В корне гар- —гор- под ударением пишется а, без ударения —о: загар, угар — загорелый, угореть.
И с к л ю ч е н и я : выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).
2. В корне зар- — зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — а: зарево, зорька — зарница, озарять. И с к л ю ч е н и е: зоревать.
3. В корне кас- — кос(н)- пишется о, если дальше следует согласная и, в остальных случаях —а: касаться, касательная — коснуться. прикосновение.
4. В корне клан- — клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — о: кланяться, поклон —поклониться, поклонение.
5. В безударном корне лаг- — лож- перед г пишется а, перед ж — о: предлагать, прилагательное —- предложить. И с к л ю ч е н и е: полог (семантически уже не связывается с корнем лаг—лож-)
6. Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержитсяв глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождём,, промокнуть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.
7. В корне плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: плавать, плавучесть, поплавок. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха, корень плыв- — в слове плывуны.
8. Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнивать, поравняться (стать наравне). Кореньровн- — в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»: заровнять. ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) — подровнять (сделать ровным)
9. В корне раст- —рос- пишется а перед последующим сочетанием ст, щ, в остальных случаях пишется о: расти, наращение — выросший, заросль, поросль.
Ис к л ю ч е н и я: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов.
10.Вбезударном корне скак- — скоч- перед к пишется а, перед ч— о: подскакать, подскочить. Исключения: скачок, скачу.
11.В корне твар- — твор- под ударением пишетсягласная в соответствии с произношением, без ударения — о: тварь, творчество — творить, творец. И с к л ю ч е н и я: утварь (семантически уже не связывается с корнем твар- — твор-)
12.Вкорнях бер- — бир-, дер- — дир-, мер- — мир-, пер- — пнр-, тер- — тир-, блест-— блист-, жег- — жиг-, стел- — стил-, чет- — чит-пишется и, если дальше следует суффикс -а-: собирать, задирать. замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; впротивном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть. выжегший, вычет, расстелить. Ис к л ю ч е н и я: сочетать, сочетание.
13.Вкорнях с чередованием а (я) — им, а (я) — инпишутся ими ин, если дальше следует суффикс -а-: сжать — сжимать, понять — понимать, начать — начинать. Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, приминать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а-,например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.
Правописание приставок пре/при
пре- а)придает словам значение предельной степени действия: превышать, преуспевать, премил б) имеет значение приставки пере-: преградить (перегородить), прекословить (ср. разг. перечить) | при- а) значение пространственной близости, смежности: приморский, приусадебный б) прибавление, приближение, присоединение:приклонить, пригнать, примерзнуть в) неполноты действия: привянуть, приутихнуть г) доведение действия до конца, до определенного результата: приглушить («заглушить совсем»), придумать д) совершение действия в собственных интересах: принарядиться, прислушаться, припрятать е) сопутствующее действие: припевать, присвистывать, пританцовывать |
!Необходимо различать написание близких по звучанию, но разных по значению слов
презирать (ненавидеть) | призирать (давать приют) |
преклонить (голову) | приклонить (ветку к земле) |
претворить (мечту в реальность) | притворить (дверь) притвориться (спящим) |
претерпеть (неудобства) | притерпеться (к неудобствам) |
преходящий (момент) | приходящий (почтальон) |
Запомни: преамбула, президент, препарат; привилегия, примитив, приоритет.