Понятие об орфоэпии.

Орфоэпия -совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам.

Важнейшие черты русского литературного произношения сложились ещё в первой половине XVIII века на основе разговорного языка города Москвы. В формировании литературного произношения огромную роль играет театр, радиовещание, телевидение, звуковое кино.

О р ф о э п и ч е с к и е н о р м ы

(произносительные)

гласные звуки:

1. Сильная позиция – это позиция под ударением.

2. В безударном положении гласные звуки редуцируются:

-после [ж], [ш], [ц] – безударная а произносится как [ы] : жалеть, тридцати, царица;

-после мягких согласных в I предударном слоге на месте букв а, е, я произносится звук [и] : часы, венец, терновый;

-после [ж], [ш], [ц]на месте буквы и произносится [ы]: революция;

-на месте буквы я в начале слова произносится сочетание звуков [й’и]: японец.

согласные звуки:

1. При произношении обязательно различение твёрдых и мягких звуков: начался[с’]; при капитализме [з]; сосиски [с];

!!!Дождь [ ш’ ] - вариант нормы [ш’т’]; дожди [жж’ ] - [ж’д’]

2. Звонкие согласные на конце слова и перед глухими согласными оглушаются: акциз [с], предприятие [т]; глухие согласные перед звонкими озвончаются: вокзал [г]

3. Согласная Г может произноситься как [г]: год; [к]: враг; [в]: кого; [γ]:только в словах господи, ага, ого, бухгалтер.

4. Сочетание согласных чн произносится в большинстве слов как [ч’н]. Остатки старомосковской нормы [шн] сохранились в нескольких словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный, в женских отчествах на –ична: Фоминична;

5. Сочетание согласных чт произносится как [чт]. Остатки нормы [шт] только в словах : ничто, что, кое-что.!!!нечто [ч’т].

6. Сочетания зж, жж, сш, сж, зч, сч произносятся как долгие шипящие: изжить[жж], сшить[шш], резчик[щщ’].

 

А к ц е н т о л о г и ч е с к и е н о р м ы

(нормы ударения)

1. В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное (второстепенное падает на первую часть сложного слова): брóнхоскопúя.

2. Обычно ударение падает на знаменательные (самостоятельные) части речи: без цéли; но иногда – на предлоги и частицы: вóсто крат; нé было.

3.В некоторых словах существуют варианты ударения. Иногда они равноправны, чаще один предпочтительнее: творóг-основной вариант/твóрог-дополнительный.

4.Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании: брал/бралá; реже на основе: мы΄л/мы΄ла.

5.У многих кратких страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание: взя΄т/взя΄то/взя΄ты/взятá.

!!! Но от причастий на –бранный, -дранный, -званный форма женского рода имеет ударение на основе: сóбрана, изóдрана, отóзвана.

П р о и з н о ш е н и е з а и м с т в о в а н н ы х с л о в

1. В словах иноязычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком, на месте буквы о, в отличие от русских слов,в безударном положении произносится [о]: боа, отель, какао, радио.

2. Перед гласными, обозначаемыми буквой е, во многих иноязычных словах согласные произносятся твёрдо: ателье, кодекс, кафе, Шопен.

 

Узнать правилах произношения можно в орфоэпических словарях.Орфоэпические словари издаются в России с 1951 года. В них подробно разработаны системы нормативных указаний, даны вариативные формы, а также введены запретительные пометы. Самым авторитетным изданием считаются орфоэпические словари под редакцией Р.И. Аванесова.