Фразеологизм -устойчивое неделимое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий.

Фольклор — народное творчество.

Однозначные слова -это слова, которые имеют одно лексическое значение.

Омонимы -слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения.

Паронимы –это однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях .

Переносное(непрямое) значение слова - это значение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другоена основании сходства, общности их признаков, функций.

Поговорка –простейшая смысловая конструкция, изъятая из другого выражения, произведения, ситуации в предельно сжатом виде и впоследствии образующая самостоятельное смысловое понятие.

Пословица —малая форма народного поэтического творчества, облеченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Профессиональная лексика -слова и выражения, используемые в различных сферах производства, техники, не ставшие общеупотребительными.

Прямое значение(основное, главное) слова– это такое значение, которое соотносится с явлениями объективной действительности.

Речевой этикет –это правила д о л ж н о г о речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.

Синонимы -слова близкие по значению.

Старославянизмы - слова, части слов, устойчивые словосочетания, пришедшие из старославянского языка.

Термины –слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства.

Этикетные формулы -это типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Власенков А.И.Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – с. 51-67, 283.

2. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2009: Учебно-методическое пособие/.Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т.М. Бандоля, Н.М Смеречинская. – Ростов н/Дону: Издатель Мальцев Д.А.; М.: НИИ школьных технологий, 2008. – с.69-71.

 

Тема 4: ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ.

Вопросы для контроля исходного уровня знаний

1. Фонетические единицы, звук и фонема, открытый и закрытый слог.

2. Соотношение буквы и звука, фонетическая фраза.

3. Ударение словесное и логическое; роль ударения в стихотворной речи;

4. Интонационное богатство русской речи;

5. Фонетический разбор слова.

6. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения.

7. Произношение гласных и согласных звуков.

8. Произношение заимствованных слов.

9. Использование орфоэпического словаря.

10. Правописание безударных гласных.

11. Правописание звонких и глухих согласных;

12. Употребление буквы Ь.

13. Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

14. Правописание приставок на З - / С -.

15. Правописание И — Ы после приставок.

 

С П Р А В О Ч Н Ы Й М А Т Е Р И А Л