Т и п ы р е ч и

Таблица 7

повествование описание рассуждение
рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности; главное здесь – развитие сюжета словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков объяснение, доказательство какого-либо положения, мысли

Виды информационной переработки текста

1. Плансамая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок, чаще всего в виде назывных или вопросительных предложений. Пункт плана называет ту или иную часть текста, озаглавливает его. План бывает: простой (сокращённый), сложный (развёрнутый, имеет подпункты).

2. Тезис–краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения.В отличие от пункта плана каждый тезис очень коротко излагает мысль, основное положение, заключённое в этой части. Тезис – один из наиболее сложных видов сокращения текста.

3. Конспект– краткое письменное изложение содержания текста, письменная фиксация основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста.

При конспектировании происходит свёртывание, компрессия первичного текста. Запись – конспект позволяет восстановить, развернуть с необходимой полнотойисходную информацию, поэтому при конспектировании надо отбирать новый и важный материал, связывать его для лучшего осознания со старым, уже известным и выстраивать в соответствии с логикой изложения.

Т е м а т и ч е с к и й к о н с п е к т использование нескольких источников, посвящённых одной теме.

4. Рефератдоклад, тематический конспект, обеспечивающий единство содержания, логическую и грамматическую связь всех частей и выражающий ваше собственное мнение по затрагиваемым вопросам.

Работа над рефератом призвана формировать навыки исследовательской

деятельности.

5. Аннотациякраткая характеристика книги, статьи, излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку. Здесь перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура (композиция). Аннотация отвечает на вопрос: «О чём говорится в первичном тексте?» Она, как правило, состоит из простых предложений.

 

Лингвостилистический анализ текста

· Определить тип речи, стиль и жанр текста.

· Указать используемые стилистические средства (языковые и общестилевые признаки)

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

Абзац -1) отступ в начале строки, «красная» строка; 2) часть текста между двумя такими отступами.

Аннотациякраткая характеристика книги, статьи, излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку.

Идея -главная мысль текста, то, ради чего этот текст создан, о чём автор хочет заставить задуматься читателя.

Конспекткраткое письменное изложение содержания текста.

Плансамая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок.

Реферат – тематический конспект, обеспечивающий единство содержания, логическую и грамматическую связь всех частей и выражающий ваше собственное мнение по затрагиваемым вопросам.

Сложное синтаксическое целое -группа тесно взаимосвязанных самостоятельных предложений, объединённых по смыслу и подкреплённых различными языковыми средствами.

Тезискраткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения

Текст - это два и более предложений или несколько абзацев, связанных по смыслу и грамматически.

Тема -это то, что описывается в тексте, о чём развёртывается рассуждение, ведётся диалог.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Власенков А.И.Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – с. 93-111,283.

2. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2009: Учебно-методическое пособие/.Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т.М. Бандоля, Н.М Смеречинская. – Ростов н/Дону: Издатель Мальцев Д.А.; М.: НИИ школьных технологий, 2008. – с.73-74.

 

 

Тема 3: ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Вопросы для контроля исходного уровня знаний

1. Слово в лексической системе языка.

2.Лексическое и грамматическое значения слова.

3.Многозначность слова, прямое и переносное значение.

4.Метафора, метонимия как выразительные средства языка; омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

5. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).
6. Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы).

7. Профессионализмы; терминологическая лексика.

8. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы.

9. Особенности русского речевого этикета.

10. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта.

11. Фольклорная лексика и фразеология, русские пословицы и поговорки.
12. Фразеологизмы, отличие фразеологизма от слова, употребление фразеологизмов в речи, афоризмы.

13. Лексические и фразеологические словари.

14. Лексико-фразеологический разбор.

15. Лексические нормы.

16. Лексические ошибки и их исправление.

17.Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

 

С П Р А В О Ч Н Ы Й М А Т Е Р И А Л