Официально-деловой стиль речи.

Вопросы для контроля исходного уровня знаний

1. Основные признаки официально-делового стиля речи.

2. Назначение официально-делового стиля речи.

3. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

С П Р А В О Ч Н Ы Й М А Т Е Р И А Л

Официально-деловой стиль речиупотребляется в официально-деловой сфере – в переписке граждан с учреждениями, учреждений с гражданами и друг с другом.

Основная цель этого стиля – точная передача информации официального или законодательного характера.

Сфера использования: официальная обстановка (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности).

Форма реализации, жанры: устав, Кодекс, закон, указ, приказ, доверенность, протокол, постановление, резолюция, акт, справка, инструкция, объявление, деловые бумаги (заявление, рапорт, докладная, объяснительная) и т.д.

Языковые средства выражения: канцеляризмы (устойчивые, стандартизированные обороты речи).

Общестилевые признаки: точность, неличный характер, стандартизованность, стереотипность построения текста, долженствующе-предписывающий характер.

Точность формулировок для законодательных текстов проявляется в употреблении специальной лексики (канцеляризмов), в однозначности употребляемых слов, в ограниченности синонимической замены, в повторяемости ключевых слов.

Неличный характер деловой речи проявляется в отсутствии указания на конкретное лицо (кроме личных деловых бумаг).

Стандартизованность, стереотипность построения текста характеризуется особым построением, формой деловых бумаг, обилием устойчивых оборотов деловой речи (в установленном порядке, обжалованию не подлежит).

Долженствующе-предписывающий характер деловых документов заключается в самом их назначении и содержании, документы регулируют официальные и правовые отношения в обществе.

 

Языковые особенности официально-делового стиля

· Использование специальной лексики (дипломатической, общественно-политической, юридической), канцеляризмов; не допускается использование экспрессивных, изобразительных средств языка.

· Использование собирательных(молодёжь, правительство, народ) и отглагольных существительных; использование неопределённой формы глагола, иногда цепочки глаголов – инфинитивов (предприниматель обязан выполнять обязательства, заключать трудовые договоры, осуществлять социальные виды страхования), глаголы в форме 3-го лица используются в неопределённо-личном значении; использование кратких прилагательных (должен, обязан, готов); использование местоимений в 3-м лице; частое употребление отымённых предлогов и союзов (в соответствии, в связи с, ввиду того что).

· Часто используются развёрнутые, осложнённые простые предложения (с однородными членами, с обособленными оборотами).

 

Жанры официально-делового стиля обслуживают:

сферу деловых отношений (распоряжения, приказы, деловые бумаги),

юридические отношения (конституция, договор, гражданские и уголовные законы, указы, акты),

дипломатическую сферу (договор, конвенция, меморандум, нота, соглашение),

частные деловые бумаги (автобиография, заявление, расписка, объявление).

 

Общие требования, предъявляемые к деловым документам

· Точность

· Краткость

· Ясность излагаемого содержания

· Юридическая обоснованность

· Единая внешняя форма

· Общепринятое, стандартное расположение частей текста (реквизитов)

 

Реквизитызаявления, заявки, доверенности, расписки, объяснительной записки

· Кому адресован документ (название учреждения или должностного лица с указанием ФИО)

· От кого (ФИО и должность –в родительном падеже)

· Заголовок (со строчной буквы)

· Текст документа (просьба, объяснение, сообщение)

· Дата (слева) и подпись (справа)

· Адрес (даётся или сверху после фамилии перед заголовком, или снизу после указания числа)

Иногда в документах подробно излагается просьба, её причина, указывается перечень прилагаемых документов (их название, когда и зачем выданы): справка, документ об образовании, автобиография и т.д.

 

Реквизитыавтобиографии

· ФИО, дата и место рождения (я, Иванов Иван Иванович, родился…)

· Сведения о родителях или других членах семьи (их ФИО, род занятий)

· Образование

· Начало трудовой деятельности (место работы, должность, последующие перемещения)

· Поощрения, награждения

· Дата (слева) и подпись (справа)

! В настоящее время широко практикуется такой документ, как резюме. Оно составляется при поступлении на работу или в вуз. Текст резюме должен быть напечатан, а для зарубежной фирмы переведён на соответствующий иностранный язык.

 

Реквизиты резюме

· Автобиографические сведения (ФИО, дата и место рождения, семейное положение, гражданство, паспортные данные, домашний адрес, телефон)

· Сведения об образовании, опыте работы, интересах (знание иностранных языков, уровень владения компьютером, где учились и учитесь, чем увлекаетесь: опыт полезной, производственной, творческой деятельности в кружках, секциях, объединениях, на производстве, в домашних условиях; каковы успехи, где и как были отмечены)

· На какую должность претендуете или на какой факультет, отделение желаете поступить

· Дата. Личная подпись, фамилия, инициалы.

 

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

Канцеляризм –слово, устойчивое словосочетание, грамматическая форма или конструкция, употребление которой в литературном языке закреплено традицией за официально – деловым стилем речи.

Резюме– самохарактеристика, включающая в себя биографические данные, интересы и успехи в том виде деятельности, которым намеревается заняться человек при дальней работе или учёбе.

Реквизиты– обязательные составные части делового документа.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Власенков А.И.Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – с. 169-175.

2. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2009: Учебно-методическое пособие/.Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т.М. Бандоля, Н.М Смеречинская. – Ростов н/Дону: Издатель Мальцев Д.А.; М.: НИИ школьных технологий, 2008. – с.72