Пранава-мантра

Пранава-мантра. «Вопрос: Все исходит из Пранавы и, в конечном счете, погружается в Пранаву – так говорят. А почему старшие говорят, что есть люди, которые могут произносить Пранаву, а есть люди, которые не могут ее произносить?

Саи: Что есть Пракрити, природа, если не смешение пяти элементов? Пранава – истинная жизнь всех элементов и, таким образом, живительное дыхание самой Пракрити. Поток воды, падающий со скалы, произносит ОМ; волны, бьющиеся о береговой мыс, произносят ОМ. Звук вдоха и выдоха тоже есть Пранава, не так ли? Знают ли они, что восклицания людей, несущих на плечах паланкин, дыхание тех, кто поднимает тяжести, возгласы тех, кто стирает белье на реке, – все эти звуки созвучны Пранаве. Повторяй с полным знанием всего внутреннего смысла, и скоро груз мирских переживаний станет легче. Пранава дыхания также облегчает страдания. Бессмысленно утверждать, что некоторые имеют право произносить ее, а другие лишены этого права. Те, кто дышит, произносит ее постоянно в процессе своего дыхания. Когда Арджуна спросил, как человек должен вспомнить Бога в момент смерти, разве ты не знаешь, что ответил Кришна? Он сказал, что человек должен произнести в уме Пранаву, которая неотделима от Бога. Таким образом, сказал Он, бхакта, преданный Богу, достигнет высшей цели. Каждый имеет право на эту великую мантру, Пранаву.

Вопрос: Как можно достичь цели, почитая Пранаву (упасана Пранава)? Как человек, который медитирует, может превратиться в то, на что он медитирует? Пожалуйста, объясни мне эту несравненную мантру и то, как она помогает нам путем простых иллюстраций.

Саи: Пранава – лук; Атма – стрела; Парабрахман – мишень. Садхака, подобно стрелку из лука, не должен попадать под влияние того, что волнует ум. Он должен постоянно видеть цель. Как внимание стрелка поглощается мишенью, так и садхака становится тем, на что медитирует. В Кайвалья упанишаде, Мандука упанишаде и в различных частях Шрути Пранава всячески восхваляется. Поэтому все могут повторять ее и медитировать на эту мантру, которая приносит человеку освобождение. У тебя не должно быть сомнений в том, что Пранава-упасану (почитание Пранавы) могут практиковать все». /Сатья Саи Баба. Прашнотхара вахини-с.42–43/

 

\ «Вопрос: Свами, временами звуки слышны как обычно, но каждый звук окружен безмолвием, и слышно само безмолвие.

Саи: Тишина, окружающая внешние звуки, – это Бог. Внутри тишины существует вечный звук «ОМ». Каждый другой звук возникает из звука «ОМ»». /Дж. Хислоп «Беседы с Бхагаваном Шри Сатья Саи Бабой»-с.111/

 

\ «Когда лев пробуждается ото сна и ревет, то все хищники помельче, которые до этого момента чувствовали себя хозяевами, становятся на цыпочки. Точно так же, если вы при пробуждении начнете повторять Пранава-мантру (Мантру «ОМ»), все ничтожные животные инстинкты, важничающие в темноте, улетучатся. В вашем собственном сердце есть нечто, находящееся за пределами пространства и времени, и если вы соединяетесь с этим посредством Пранавы или с помощью какого-либо иного символа, то никакие плохие мысли и порывы не посмеют приблизиться к вам». /Сатья Саи говорит, т.1-с.181/

 

\ «Маленьких детей учат ходить с помощью трехколесного приспособления, за поручни которого они держатся при ходьбе. Пранаву, с ее тремя звуками А, У, М можно сравнить с таким трехколесным приспособлением. Держась за него, человек может научиться ходить двумя ногами бхакти (преданности) и вайрагьи (бесстрастия). Если он отпустит Омкар (рецитацию ОМ), то сразу упадет на землю. Передвигаясь с помощью Пранавы, человек непременно познает славу Брахмана, являющегося сутью Вселенной». /Сатья Саи говорит, т.7-с.89/

 

Пранава-мантра, пение. «Вопрос: Как правильно петь «ОМ»?

Саи: Звук ОМ – это АУМ. «А» начинается мягко в горле, это земля. «У» выходит изо рта и сила звука увеличивается. «М» звучит на губах. Сила звука уменьшается подобно самолету, слышимому вдалеке, звук которого усиливается при приближении и ослабевает на расстоянии. «А» – это мир, «У» – это небеса, «М» – это Божественное, которое выше всяких чувств.

Вопрос: А если не сумеешь добиться правильного произнесения?

Саи: Совершенное произнесение «ОМ» не так важно, если есть Любовь. Любовь – это узы преданности между матерью и ребенком. И если ребенок плачет, мать не беспокоится о том, что плач дисгармоничный. Она устремляется к ребенку и проявляет заботу о нем. Божественная Мать находится в любом месте. Свами – здесь, а Божественная Мать – везде. Каждый имеет шанс. Как только человек устремляется к Богу, Божественная Мать сразу же отзывается Своей милостью. Во всем этом наиболее важным является Любовь. Поклонение Богу означает Любовь к Нему. Истинный звук ОМ самопроизволен. Он входит через ноздри до центра межбровья и выходит через уши в мир. Он подобен звуковой волне, идущей от радиостанции.

Вопрос: Не опасно ли произносить звук «ОМ»? Я слышал, что звук «ОМ» беспрерывен и постоянно поддерживает Вселенную. Человек же, произнося «ОМ», разрушает эту непрерывность, и таким образом может разрушить свою жизнь. Я слышал о ряде подобных случаев. Также говорят, что «ОМ» подходит только для санньясинов, которые уже разорвали свои мирские узы.

Саи: Что такое санньясин? Есть три типа санньясинов. Первый – это «санньясин одежды», то есть тот, кто притворяется отреченным, нося оранжевую одежду. Таких тысячи в Индии. Следующий тип – это «санньясин чувств», то есть тот, кто обрел контроль над чувствами. Таким людям никогда не следует оставлять мир и жить в одиночестве. Они должны оставаться в миру, где они смогут наблюдать за своими реакциями, чтобы знать, что их контроль над чувствами – настоящий. Наконец, есть те, кто предал себя Богу, посвятив плоды каждого своего действия Ему. В таком санньясине для эго нет места. Его сердце чисто. Его чувства спокойны и не затрагиваются противоположностями. Если сердце чисто, тогда непрерывность «ОМ» не будет нарушена. И даже если появляется нечто, кажущееся плохим, оно не реально, ибо только «ОМ» реален». /Дж. Хислоп «Беседы с Бхагаваном Шри Сатья Саи Бабой»-с.133–134/

 

Пранава-мантра, практика 21 раза. «Вопрос: Кришна рекомендовал Арджуне произносить «ОМ» в уме.

Саи: «ОМ» везде: в уме, на языке, в сердце и т.д. Сначала «ОМ» звучит на языке, а затем в уме. Звучание «ОМ» 21 раз очень важно. Это 5 внешних чувств, 5 внутренних чувств, 5 жизненных токов – пран (5 элементов), 5 оболочек (кош) и джива. /Дж. Хислоп «Беседы с Бхагаваном Шри Сатья Саи Бабой»-с.136/