Сущность и особенности пропедевтики изучения истории в специальной (коррекционной) школе

ПРОПЕДЕВТИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Тема 2

 

Пропедевтика изучения истории — это подготовка уча­щихся к сознательному усвоению школьного курса истории. Почему же необходим пропедевтический период в школе? От­вет на этот вопрос был получен еще в начале 1930-х годов, когда практика начального обучения истории в массовой школе показала, что младшие школьники испытывают зна­чительные трудности в усвоении исторических знаний. Причины этих трудностей объяснялись тем, что историче­ские факты, с которыми знакомятся школьники на уроках, не опираются на наблюдения и непосредственный опыт детей, картины прошлого приходится воссоздавать в их во­ображении; кроме того, исторический материал содержит много таких понятий, которые для детей 10—11 лет остаются просто абстракцией. Учителя и методисты высказались за не­обходимость предварительной подготовки учащихся к изуче­нию истории как самостоятельной учебной дисциплины. То­гда же в пропедевтических целях стали использовать уроки объяснительного чтения.

Практика показала, что даже в общеобразовательных школах учащиеся испытывают немалые трудности в усвое­нии исторических знаний, поэтому неудивительно, что еще больше проблем в изучении истории возникает у школьни­ков с нарушением интеллекта.

Если в общеобразовательную школу дети приходят с дос­таточно разнообразными представлениями не только о совре­менной жизни, но и о прошлой, то у учащихся специальной (коррекционной) школы до начала обучения истории круг исторических представлений чрезвычайно узок и беден, а са­ми представления фрагментарны, неточны, порой искаже­ны или вовсе отсутствуют, поскольку социальный опыт де­тей ограничен рамками личных потребностей. Нарушения познавательной деятельности не позволяют учащимся спе­циальной (коррекционной) школы должным образом вос­принимать и осмысливать многие явления и события обще­ственной жизни, особенно если они отдалены во времени от современности. Дети с нарушением интеллекта нуждаются в помощи при осмыслении окружающего мира и происходя­щих в нем процессов. В связи с этим, в условиях специаль­ного обучения возрастает роль пропедевтического периода, позволяющего подготовить школьников к изучению истории как самостоятельного предмета в 7—9 классах. Именно пред­шествующие шесть лет обучения становятся базой для обучения истории учащихся с нарушением интеллекта.

Пути расширения социального опыта, накопления обще­ственно-исторических представлений и понятий достаточ­но разнообразны. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые (с классом) беседы по общественно-исторической тематике. Например, доступными и важными являются такие темы, как: «Моя семья в прошлом и настоящем», «Профессии наших родителей», «Для чего человеку надо трудиться», «С чего начинался наш город?», «Достоприме­чательности нашего района», «Праздники, которые мы от­мечаем» и др.

Знания учащихся, приобретенные и уточненные в ходе та­ких бесед, обязательно подкрепляются различными видами деятельности: общественно полезным трудом, подготовкой и проведением праздников, посвященных знаменательным датам, событиям (Дню защитника Отечества, Дню Победы); активным изучением истории своего города, района; знаком­ством с его достопримечательностями, культурно-историче­ским наследием на прогулках, экскурсиях по городу, району, посещением музеев; просмотром видеофильмов, внеклассным чтением и т. п. Таким образом, разнообразные виды внеклас­сной работы позволяют учащимся накапливать сведения, на которые можно будет опираться в дальнейшем при изучении истории.

В задачу пропедевтического периода не входит формиро­вание определенной системы исторических знаний (это за­дача уроков истории), но за это время накапливаются, уточ­няются, исправляются и расширяются первоначальные общественно-исторические представления и понятия школь­ников с нарушением интеллекта.

Пропедевтика изучения истории осуществляется на базе разных учебных предметов. На уроках математики формиру­ются временные представления и понятия; на уроках русско­го языка происходит знакомство с текстом общественно-ис­торического содержания; на уроках географии — с положе­нием Родины на карте мира и т. д.

Но главная роль в исторической пропедевтике принадле­жит урокам объяснительного чтения. Именно в книгах для чтения для 2—6 классов учащиеся черпают первоначальные представления и понятия еще до начала изучения курса ис­тории. Но формирование этих представлений и понятий не является самоцелью. Эта задача решается лишь в процессе обучения детей чтению — правильному, осознанному, выра­зительному, что является главной целью уроков чтения.

Исследования уровня усвоения некоторых общественно-исторических понятий (например, «Родина», «крестьянин», «рабочий», «прошлое и настоящее») у учащихся специаль­ной (коррекционной) школы до изучения ими предмета истории, проведенные Н.П. Долгобородовой (1971), А.И. Ка­пустиным (1989), показали, что в процессе изучения этого материала школьники с нарушением интеллекта испытыва­ют трудности, обусловленные как своеобразием их познава­тельной деятельности, так и причинами методического ха­рактера. Но «социальный опыт учеников 2—5 классов дает им возможность знакомиться со сведениями исторического содержания, основным источником которых являются зна­ния, усвоенные в процессе обучения, и информация, получен­ная при чтении художественной литературы, просмотре ки­нофильмов, общении со взрослыми. Однако эти знания обычно бессистемны и ученики не всегда могут использовать их при решении познавательных задач», — считает А.И. Ка­пустин. Тем не менее, отмечает он далее: «Усвоение общест­воведческих и исторических понятий способствует нравст­венному воспитанию и содействует социальной адаптации умственно отсталых детей и подготовке их к более продук­тивной деятельности при переходе к изучению истории в старших классах» [2. С.36 — 37].

Учитель истории должен знать, какой круг представлений и понятий сформирован у учащихся на уроках чтения во 2—6 классах, какими умениями и навыками работы с учебной кни­гой (текстом, иллюстративным материалом) и дополнительной литературой они овладели. Для этого необходимо проанализи­ровать программу по чтению и развитию речи и книги для чте­ния в специальном (коррекционном) образовательном учреж­дении VIII вида.