Оценка компетентности экспертов

Компетентность эксперта есть степень его квалификации в определенной области знаний, и она оценивается только если в ис­следовании важно учесть весовые коэффициенты экспертных оце­нок каждого эксперта.

Значение весового коэффициента понимается как степень ве­роятности выдачи экспертом достоверной оценки. Как и значение вероятности, весовой коэффициент может принимать значения между нулем и единицей.

Оценку компетентности определяют с помощью различных при­емов. Например, методом контрольной экспертизы (если правиль­ные ответы на поставленные вопросы заранее известны).

Другой способ основан на сопоставлении нормированных балль­ных оценок экспертов1. Рассмотрим этот способ на примере.

ПРИМЕР. Четыре эксперта оценивают важность трех элементов повышения рентабельности предприятия: покупательной спо­собности (W1), себестоимости (W2) и затрат (W3). Используется 10-балльная шкала. Результаты их оценок приведены в таблице ниже. В связи с тем, что количество значений шкалы не равно числу оцениваемых элементов, необходимо определить нормиро­ванные балльные оценки путем деления каждой оценки на сумму

оценок того же эксперта. На этом этапе предполагается, что все эксперты одинаково компетентны.

Получим взвешенные оценки экспертов с использованием сред­них баллов:

для 1-го эксперта: 0,57 х 0,51 + 0,29 х 0,34 + 0,14 х 0,15 = 0,41;

для 2-го эксперта: 0,77 х 0,51 + 0,15 х 0,34 + 0,08 х 0,15 = 0,45;

для 3-го эксперта: 0,29 х 051 + 0,58 х 0,34 + 0,13 х 0,15 = 0,31;

для 4-го эксперта: 0,42 х 0,51 + 0,33 х 0,34 f 0,25 х 0,15 = 0,36.

Сумма взвешенных оценок: 0,41 + 0,45 + 0,31 + 0,36 = 1,53.

Таким образом, коэффициенты компетентности экспертов равны:

для 1-го эксперта: 0,41/1,53 = 0,26;

для 2-го эксперта: 0,45/1,53 = 0,30;

для 3-го эксперта: 0,31/1,53 = 0,20;

для 4-го эксперта: 0,36/1,53 = 0,24.

Если было бы необходимо уменьшить число экспертов, самым некомпетентным в смысле наибольшего отличия индивидуаль­ных оценок от средних считался бы третий эксперт. Такие вы­воды нужно делать крайне осторожно, потому что различие во мнении одного1 эксперта от всех других может как раз указывать на его высшую квалификацию. Во всяком случае, это дает серьезное основание глубже заинтересоваться руководителям та­ким оригинальным мнением. В большинстве же случаев в группы экспертов собираются специалисты примерно одинаковой квали­фикации.

Рассмотрим еще один подход к оценке компетентности экспер­тов [2], которые являются сотрудниками данной организации. Здесь оценка компетентности производится на основе шкалы, каждый балл которой определяется руководителями высшего звена и специалистами в конкретной области с помощью набора характеристик, оценивающих квалификацию эксперта, по 10-бал­льной шкале. В качестве характеристик можно использовать, на­пример:

■ уровень квалификации эксперта в данной узкой области;

■ уровень теоретической подготовки;

■ практический опыт;

■ широта кругозора.

Для оценки уровня квалификации можно применить следую­щие значения баллов:

■ 10 — эксперт специализируется по данному вопросу;

■ 8 — эксперт участвует в практическом решении данного во­проса, но он не входит в сферу его узкой специализации;

■ 5 — вопрос тесно связан с узкой специализацией эксперта (смежная область практической деятельности);

■ 3 — вопрос тесно не связан с узкой специализацией эксперта (знаком с проблемой по литературным источникам, по опыту работы других предприятий).

Возможна и простая балльная оценка компетентности эксперта по его причастности к обсуждаемой проблеме и занимаемой долж­ности (табл. 10.3).

В практике экспертного оценивания получила распространение оценка компетентности с помощью самооценки эксперта и оценки другими экспертами. Этот подход обусловлен тем, что измерение столь сложного свойства, как компетентность, может быть реально осуществлено только людьми.

Баллы одного эксперта усредняются и получаем объективную оценку компетентности эксперта hs°, аналогично определяется показатель относительной самооценки эксперта — субъективную

оценку компетентности hsc. Компетентность эксперта по данному вопросу можно характеризовать так:

Очевидно, что приемов получения агрегированной взвешенной оценки компетентности можно предложить больше, однако по­нятно, что этот подход имеет самостоятельную ценность в органи­зации для определения места каждого сотрудника по уровню его "компетентности. Опрашивать руководителей и определять этот показатель необходимо только тогда, когда нужно отобрать из списка кандидатов ограниченное число экспертов или если при­нято решение обрабатывать мнения экспертов с учетом их ком­петентности.

В каждом конкретном случае учитывается и ряд индивидуаль­ных характеристик. Так, при опросе потребителей автомобилей необходимо учитывать возраст, образование, район проживания, доход на одного члена семьи, род занятий и т. п. В этом случае в группу экспертов должны быть включены представители разных слоев потребителей.