Зоологическая элегия

Бабочку, что только что

Мы живем

в предвоенное время.

Предразлучное.

Предпоходное… (Р. Рождественский)

 

По кустам зигзажила,

Вдруг косым порывом унесло (Матвеева).

 

Тема: Структура и семантика фразеологических единиц

 

Сообщение о фразеологических словарях, справочнике «Крылатые слова».

Контрольные вопросы

-какие признаки отличают фразеологизм от свободного сочетания слов;

-чем отличается фразеологизм от слова?

 

Задания и упражнения

1. Выразить понятие при помощи фразеологизма.

Молодой, славить, бедный, доставить неприятность, тесно, полностью, слабый, опытный.

2. Определить тип фразеологизмов по грамматической природе (по соотношению с частями речи):

От всей души, одержать победу, что угодно, медный лоб, боже мой, собаку съел.

3. Выделить фразеологизмы в тексте. Доказать свою точку зрения.

 

Я был в зачарованном мире, В далеких волшебных краях. Он плавает в сказочном море На трех легендарных китах. Там песнь лебединая льется, Там гадкий утенок живет, Там ищут заблудшие овцы Баранов у новых ворот. Там водится синяя птица, Свистит по-разбойному рак, Там лают на девять псов-рыцарей Нерезаных десять собак. Верблюд там в ушко от иголки Пролезть почитает за труд, И в шкурах овечьих там волки Козлов отпущенья дерут. Там льют крокодиловы слезы, Там раки зимуют у них, Веселым создателям прозы Растят там телят золотых. Премудрый пескарь там ютится, Сверкает жар-птица огнем, И кляча истории мчится В упряжке с троянским конем… Как любим зверей этих все мы! Но брел я, печален и зол: Где наши собаки на сене? Где наш буриданов осел? Неужто совсем невозможно Нам выдумать наших зверей? Поэт! Современник! Художник! Зажгись! Вдохновись! Озверей! Пускай же немедля взлетает Фантазии красный петух! И пусть нам слонов не хватает, Мы будем их делать из мух! (П. Хмара)

4. Выписать фразеологизмы в исходной форме, определить их значение.

5. Составить с некоторыми из этих оборотов предложения, чтобы они выступали в роли свободных сочетаний слов.

6. Указать особенности структуры и состава фразеологических оборотов из текста.

Соотносимые по структуре с предложением Соотносимые по структуре со словосочетанием

7. Определить типы фразеологических оборотов по степени семантической слитности компонентов.

 

Тема: Системные отношения фразеологизмов

 

Задания и упражнения

1. Определить, многозначный фразеологизм или имеет омонимы.

Собраться с силами, пустить петуха, сводить с ума, раскрыть рот.

2. Подобрать синонимы к фразеологизмам.

Хоть пруд пруди, след простыл, вилять хвостом.

3. Подобрать антонимы.

Верста коломенская; одержать победу

4. Указать функционально-стилистическую принадлежность фразеологизмов.

Сизифов труд, холодная война, втирать очки, обратить внимание, два сапога пара, мастер на все руки, молоко на губах не обсохло, вышибить дурь, мухи не обидит, почивать вечным сном, шут его знает.

5. Определить происхождение фразеологизмов.

Перемывать косточки, как Мамай прошел, ахиллесова пята, синий чулок, демьянова уха, метать бисер перед свиньями, иметь зуб против…, заговаривать зубы, земля обетованная, тянуть лямку, за тридевять земель, валять дурака, цепная реакция, идея фикс, не в своей тарелке.