Синонимы. Антонимы
Сообщение о словарях синонимов, антонимов.
Задания и упражнения
1. Все ли слова, соотносимые с общим понятием, можно считать синонимами?
Тихий – спокойный – безмятежный; рыба – окунь; автор – писатель – прозаик; дерево – бревно – брус; рука – длань.
Мебель – шкаф; лоб – чело; точный – пунктуальный; винтовка – ружье; смышленый – смекалистый.
Дом – изба – хата – шалаш; лингвист – языковед – филолог; палка – трость – дубинка; щеки – ланиты; фрукты – яблоки.
2. Работа со словарями: подобрать синонимы, определить их тип, выделить доминанту синонимического ряда.
Великан, вдохновлять, голова, небрежно, культурный, орфография.
3. Какова роль синонимов в тексте? (функции замещения – для избежания повторов; уточнения – для более четкой передачи мысли; экспрессивно-стилистическая – для выражения оценок).
В картинах Рылова глубокий, звучный, насыщенный цвет рождает образы русской природы (Гапеева и Кузнецова). В музыке Грига чуткое ухо уловит шум горных потоков, звон льдинок, гул ветра в ущельях (Гапеева и Кузнецова). – Гнилой барин! – повторил маленький… Кнышев щурко смотрел на мальчонку… подивился, что лишь один этот… крестьянский паренек с кулаками вступился за русские леса… (Леонов). И сразу же нашу Настасью как подменили. Пока спорили, вид у нее был вызывающий, смелый (Николаева). Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько Медведя толк ногой: «-Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой, что это там за рожа?» (Крылов) Вечер мглистый и ненастный… Чу, не жаворонка ль глас? (Тютчев) Первой сказкой, которую мне в детстве рассказывали, был легенда о русалке. В школе я вечно рылся в книгах, чтоб найти какую-либо правду о наядах (Сельвинский).
4. Привести эвфемизмы к словам. Какова их роль?
Опаздывать, выгнали, потолстел.
5. Подобрать антонимы к данным словам, разобрать их по схеме.
Слово | значение | антоним | Тип по структуре | Какие признаки противопоставлены | Часть речи | Языковой или контекст. антоним |
Работать, далеко, яркий, восстановленный, друг, свой, там, под.
Тема: Лексика ограниченного употребления
Контрольные вопросы
- как группируется лексика современного русского языка с точки зрения сферы употребления?
- каковы причины ограниченности некоторых групп слов?
- литературной или нелитературной является лексика ограниченного употребления?
Задания и упражнения
1. Выделить слова общеупотребительной лексики и лексики ограниченного употребления.
Безвкусица, большак, мурава, плафон, отпадно, фламинго, тромбон, золовка, баять, ужак, зыбун, алиби, букса, трояк, силлабический, союзка, фурнитура, фраер.
2. Определить тип диалектизмов.