Порядок выполнения работы
Каждая подгруппа студентов, используя инструмент, измеряет параметры элементов колеса и оси. Кроме того, по внешнему виду шейки определяется способ крепления деталей буксового узла.
Содержание отчета
Тема лабораторной работы, дата проведения, цель работы, схема наклейки колесной пары с указанием основных размеров, результаты замеров (выполняется в табличной форме), выводы.
Пример результатов замеров приведен в таблице 1
Таблица 1 – Пример оформления результатов замеров.
№п/п | Измеряемые параметры | Наименование инструмента | Допускаемые размеры | Измеренное значение | |
РУ1 | РУ1Ш | ||||
1. | Толщина обода | Толщиномер | |||
2. | Ширина обода | Кронциркуль или прибор для измерения ширины обода | |||
3. | Диаметр средней части | Кронциркуль, измерительная линейка | |||
4. | Диаметр подступичных частей | Кронциркуль, измерительная линейка | |||
5. | Диаметры шеек | Микрометрическая скоба | |||
6. | Диаметры предподступичных частей | Микрометр | |||
7. | Расстояние между внутренними гранями колес | Штихмас | |||
8. | Толщина гребня | Абсолютный шаблон | |||
9. | Диаметры колес по кругу катания | Штангенциркуль |
и прочие размеры.
Лабораторная работа № 3
ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАГРУЗКИ МЕЖДУ РОЛИКАМИ ПОДШИПНИКА
Роликовые подшипники являются главной составной частью буксового узла, а все остальные элементы предназначены для обеспечения их надежной работы.
Схемы подшипников приведены на рисунках 6-7.
Рисунок 6 – Радиальный подшипник Рисунок 7 – Общий вид деталей
1 — наружное кольцо; подшипника
2 — ролики; 3 — внутреннее кольцо;
4 — сепаратор; 5 — упорное кольцо
Каждый подшипник состоит из внутреннего и наружного колец. Между кольцами помещаются ролики, которые с помощью сепаратора (клетки) удерживают их на одинаковом расстоянии друг от друга.
Внутреннее кольцо подшипника устанавливается на шейку оси колесной пары с натягом (неподвижно), а наружное кольцо свободно входит в корпус буксы. Поворачиваясь вместе с осью, внутреннее кольцо увлекает за собой ролики, каждый из которых вращается вокруг своей оси и перекатывается между наружным и внутренним кольцами по дорожкам качения. Свободное перемещение роликов обеспечивается радиальным и осевым зазорами, а также осевым разбегом.
Для работы роликовых подшипников с минимальным сопротивлением их заправляют (смазывают) консистентной (густой) смазкой
С целью повышения работоспособности буксовых узлов у современных вагонов, в настоящее время происходит постепенный переход к подшипникам кассетного типа полной заводской сборки, что объясняется не только повышением эксплуатационной надежности буксовых узлов, увеличением межремонтных пробегов вагонов, небольшим сроком окупаемости, но и колоссальным снижением работ связанных с полной (ПР) и промежуточной (ПРР) ревизиями Рисунок 8 – Подшипник кассетного
буксовых узлов на протяжении всей типа
эксплуатации. А также снижение влияния человеческого фактора на качество ремонта. Общий вид подшипника кассетного типа приведен на рисунке 8.
Долговечность буксовых роликовых подшипников определяется, главным образом, величиной контактных напряжений в месте соприкосновения роликов и наружных колец подшипников. При проектировании корпусов букс с роликовыми подшипниками обеспечивают рациональное распределение нагрузки между роликами. В буксах грузовых вагонов эта задача решается введением ребер жесткости, расположенных над серединами роликов. В такой буксе радиальная статическая нагрузка воспринимается пятью роликами: на верхний передается 26,2% нагрузки, на соседние с ним — по 24,6% и на крайние из пяти роликов —по 12,3% (рисунок 9).
Рисунок 9 -Распределение нагрузки между роликами подшипника
Цель работы
Экспериментальная проверка распределения нагрузки между роликами буксового подшипника под действием на него вертикальной статической нагрузки и сравнение результатов с теоретическими расчетами.