Оформление лабораторной работы

Результаты лабораторной работы оформляются протоколом (отчетом).

Содержание отчета:

Тема лабораторной работы, дата проведения, цель работы, эскиз вагона с указанием всех размеров, масштаб модели вагона.

Таблица размеров, технико-экономических параметров вагона, их допускаемые и рекомендуемые значения.

На основании рассмотренного студент должен привести полную классификационную характеристику вагона, а также указать его узлы, унифицированные с другими типами вагонов. Необходимо установить перечень перевозимых грузов.

Выводы о соответствии технико-экономических параметров модели нагона нормируемым значениям, на основе собственного опыта необходимо отметить основные узлы, требующие модернизации для повышения безопасности движения, а также целесообразности использования вагона.

 

 

Лабораторная работа № 2

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ

КОЛЕСНОЙ ПАРЫ

Колесной парой называется сборочная единица ходовых частей (тележек), состоящая из оси с напрессованными колесами на ее подступичные части. Колесная пара является одной из основных частей, определяющих безопасность движения вагона и его техническую пригодность к выполнению перевозочного процесса [1; 3]. Она направляет движение вагона по рельсовой колее и воспринимает все нагрузки, передающиеся от вагона на рельсы и обратно. Поэтому колесную пару можно рассматривать и как наиболее ответственный узел вагона, составляющие элементы которого — ось и колеса, нагружены наиболее интенсивно, а ось колесной пары, как основной ее элемент, к тому же в эксплуатации испытывает сложный вид нагружения — изгиб с вращением, что дополнительно снижает срок службы осей. Поэтому в соответствии с эпюрой изгибающих моментов наименьший диаметр имеют шейки, а наибольший — подступичные части.

Рисунок 2 - Схема колесной пары:

1 — расстояние между внутренними гранями колес; 2 — диаметр колеса по кругу катания; 3 — диаметр шейки оси; 4— диаметр предподступичной части оси; 5 — диаметр средней части оси; 6 — размеры элементов

Рисунок 3- Элементы колесной пары

На оси выделяются следующие части: шейки, предподступичные части, подступичные части и средняя часть оси. Шейки служат для размещения и закрепления на них буксовых узлов. Для этого на торцах шеек предусматривается резьба или отверстия для болтов. На подступичные части оси под большим давлением напрессовываются колеса. Эти части являются наиболее утолщенными по всей оси. Для смягчения перехода от подступичных частей к шейкам служат предподступичные части. Кроме того, на предподступичной части размещается задний затвор буксы. Переходы от одной части оси к другой выполняются в виде галтелей (плавных переходов) соответствующего радиуса, за исключением перехода к средней части оси. Галтели резко снижают концентрацию напряжений при переходе от одного диаметра оси к другому и тем самым повышают надежность работы оси. Колесо (рисунок 3) имеет обод, диск и ступицу. Ширина обода — 130 мм. Переход от ступицы к ободу выполнен в форме диска, расположенного под некоторым углом к этим частям, что придает колесу упругость и снижает воздействия динамических сил. Диск слегка конусный: у ступицы его толщина больше, чем у обода. Такая форма распределения металла наиболее рациональна, так как обеспечивает равнопрочность колеса относительно поперечных толчков.
У одного края обода колеса, обращенного внутрь колесной пары, имеется гребень, предохраняющий колесную пару от схода с рельсов. Поверхности катания колеса придается коничность для выравнивания неравномерного проката по ширине поверхности катания, а также для облегчения прохождения кривых участков пути (рисунок 4).

Рисунок 4- Профиль поверхности катания колеса

 

Цель работы

Ознакомление с технологией измерения колесной пары, приобретение навыков самостоятельного пользования измерительным инструментом, определение типа колесной пары.

Объект исследования — лабораторная колесная пара: с одной стороны РУ1, и другой — РУ1Ш.

Инструмент — комплект специального измерительного инструмента, шаблонов и приборов.Инструмент для измерения параметров колесных пар:

Толщиномер – для измерения толщины обода колеса в плоскости круга катания (рис.5,а) Для измерения ножку (1) движка (2) устанавливают по кругу катания так, чтобы риска совпадала с делением 70 на шкале линейки, и закрепляют винтом (3). Лапку (6) подводят до упора под кромку обода, прижимая линейку (5) к его внутренней грани. Движок (4) перемещают по линейке до соприкосновения ножки с поверхностью катания колеса и закрепляют винтом. Против риски движка на шкале линейки определяют толщину обода.

Абсолютный шаблон – для определения проката, ползуна и навара (рис.5,б) Чтобы выявить глубину проката, ножку (4) движка (3) на шаблоне устанавливают на расстоянии 70 мм от внутренней грани обода. Затем вертикальную грань (1) шаблона плотно прижимают к внутренней грани обода колеса, а опорный выступ (2) к гребню и опускают движок до соприкосновения с поверхностью катания. Деление на шкале, оказавшееся против риски на движке (4) укажет величину проката. Размер ползуна и навара определяется разностью двух измерений, а именно в месте наибольшего дефекта и в месте равномерного проката рядом с ним.

При помощи абсолютного шаблона не изменив его установку на колесной паре можно определить и толщину гребня. Только пользоваться в этом случае нужно не горизонтальным, а вертикальным движком, расположенным на противоположной стороне шаблона.

Штихмас (от нем. Stichmab – мерная лента, применяемая в обувном производстве) – предназначен для измерения расстояния между внутренними гранями колес (рис.5,г). При измерении неподвижная ножка (4) штихмаса плотно прижимается к внутренней грани одного из колес, а подвижная ножка (1) подводится к другому колесу и фиксируется стопорным винтом (2). По делениям шкалы измерительной линейки (3) определяется расстояние между внутренними гранями колес.

Скоба ДК – для измерения диаметров катания колес (рис.5,д). Перед измерением ослабляют стопорный винт (1), прижимают скобу (2) опорными поверхностями бабок к внутренней грани обода колеса. Наконечники бабок (3) и (4) подводят до соприкосновения с поверхностью колеса, при этом подвижную бабку фиксируют стопорным винтом (1). Далее производят считывание показаний по шкале по принципу действия штангенприборов.

Скоба рычажная типа СР-150 – для определения диаметра шейки оси колесной пары. Принцип действия аналогичен скобе ДК.

Кронциркуль служит для определения ширины обода колеса. Для измерения ножки кронциркуля раздвигают и плотно прижимают к граням обода колеса. Измеренное расстояние между ножками кронциркуля определяют с помощью масштабной линейки.