Порядок выполнения работы
По заданию преподаватели каждый студент (или подгруппа в количестве 3—4 чел.) определяет основные технико-экономические параметры одного из имеющихся макетов грузового вагона, пользуясь надписями, насенными на кузов и раму вагона, а также комплектом для визуально-измерительного контроля.
Общий вид макета приведен на рисунке 1.
Рисунок 1. Образец макета вагона-цистерны
Определяются следующие основные размеры модели вагона:
· длина рамы (кузова);
· длина вагона по осям сцепления автосцепок;
· база вагона (расстояние между шкворневыми балками рамы);
· ширина кузова снаружи;
· длина, ширина и высота кузова внутри (для цистерн диаметр и длина котла).
Учитывая масштаб модели (который студентам также предлагается определить ), определяют соответствующие размеры действительного вагона.
Используя формулы, вычисляют основные технико-экономические параметры вагона:
— коэффициент тары (технический):
(1),
где T— тара вагона, т;
Р — грузоподъемность, т;
— нагрузка от колесной пары на рельсы:
(2),
где n0- количество осей вагона;
— погонная нагрузка, приходящаяся на метр пути:
(3),
где Lавт - длина вагона по осям сцепления автосцепок;
— удельный объем кузова:
(4),
где V- объем кузова внутри;
L,В,Н длина, ширина и высота внутри кузова;
для цистерн (5)
где D - диаметр котла;
для упрощения расчетов 2Vднища не учитываем.
Все исходные величины и вычисленные технико-экономические параметры заносятся и таблицу, после чего сравниваются с допускаемыми и рекомендуемыми величинами для данного типа вагона [1].