Жидкокристаллические дисплеи

В конце 80-х гг. были представлены первые модели PC тапа Laptop. Основным фактором, повлекшим снижение их цены было, в первую очередь, применение в качестве отображения информации жидкокристаллических экранов — LCD. является сокращением английского названия Liquid Crystal display (жидкокристаллический дисплей). Подобный экран со­стоит из двух стеклянных пластин, между которыми нахо­дится масса, содержащая жидкие кристаллы, которые могут изменять свою оптическую структуру и свойства в зависимос­ти от приложенного к ним электрического разряда. Это озна­чает, что кристалл под действием электронного поля изменя­ет свою ориентацию, тем самым кристаллы по-разному отра­жают свет и делают возможным отображение информации.

Проведем аналогию. Если вставить в стакан с медом лож­ку и разместить его перед белым листом бумаги, то можно понять принцип действия жидкокристаллического экрана. Если ложка повернута узкой стороной, то вы не можете хорошо ее разглядеть. Если повернуть ложку поперек, то она будет хо­рошо видна. При вращении ложки заметно, что сопротивле­ние меда относительно велико, что имеет место и для жидко­кристаллического экрана: кристаллы могут двигаться только с определенной скоростью.

Это свойство ярко проявляется при перемещении по LCD-экрану курсора мыши. При быстром перемещении курсор про­сто исчезает. Жидкие кристаллы получают электрический им­пульс, однако они все же не успевают среагировать, как кур­сор уже переместился на другое место. Поэтому при относи­тельно быстрых перемещениях мыши имейте в виду, что кур­сор мыши исчезнет, и необходимо некоторое время, чтобы снова найти его в каком-нибудь углу экрана.

При установке параметров Windows можно определить так называемую опцию «След мыши», чтобы придать движению мыши кометообразный хвост.

В качестве резюме следует сказать, что быстрые измене­ния картинок на LCD-мониторах почти невозможны. При ис­пользовании различных игр, которые предусматривают час­тую смену декораций, очень скоро наталкиваешься на грани­цы возможного для таких мониторов.

Другой недостаток может быть знаком по наручным ча­сам, калькуляторам и т.д., которые работают с LCD-индика­торами. Если наклониться и посмотреть на экран под косым углом, то можно увидеть только серебристую поверхность. Изображение и резкость LCD-экранов очень сильно зависят от угла наблюдения экрана пользователем, оптимальное каче­ство достигается только при фронтальном размещении такого дисплея. Отклонение угла обзора от перпендикуляра посте­пенно приводит к затемнению изображения до тех пор, пока в определенном положении изображение и вовсе пропадет.

Жидкие кристаллы сами не светятся, поэтому подобные мониторы нуждаются в подсветке (Backlight) или во внешнем освещении. Дальнейшее развитие LCD-мониторов направле­но на представление цвета, т.е. на изменение отдельными кри­сталлами своей окраски под воздействием электрических им­пульсов, а также на «активные» LCD-дисплеи, излучающие свет.

Из-за больших проблем с оптимальным освещением и ото­бражением цвета при покупке PC с LCD-дисплеем следует ус­тановить экран на воспроизведение белого цвета и обратить вни­мание на равномерность освещения. Для цветных дисплеев эта проблема еще более значительна, чем для монохромных. Здесь дело не только в высвечивании, но и в расцвечивании слоев. Различные участки слоев могут быть тоньше или толще других и поэтому отражать цвета слабее или интенсивнее.

Важным направлением в этой области является так назы­ваемый Duals Display, который в отличие от LCD-дисплея спо­собен поддерживать быстрое движение и более высокую кон­трастность изображения. Дисплей этого типа разработан на основе технологий TFT (Thin Film Transistor), которая приме­няется в компьютерах типа Laptop фирмы Toshiba.