Размеры архитектурных обломов
Название облома | Высота облома | Выступ от оси колонны |
Тосканский ордер | ||
Карниз антаблемента | ||
Четвертной вал | 4 п | 28-24 п |
Валик | 1 п | 24,5 п |
Полочка | 0,5 п | 24 п |
Выкружка | 1 п | 24-23 п |
Слезник | 5 п | 23 п |
Полочка | 0,5 п | 19,5 п |
Каблучок | 4 п | 14,25 – 10,25 п |
Фриз | 14 п | 10 п |
Архитрав | ||
Полочка | 2 п | 12 п |
Выкружка | 2 п | 12-10 п |
Пояс | 8 п | 10 п |
Капитель | ||
Полочка | 1 п | 15 п |
Выкружка | 0,75 п | 15-14,25 п |
Слезник | 2,25 п | 14,25 п |
Четвертной вал | 3 п | 14-11п |
Полочка | 1 п | 11п |
Шейка | 4 п | 10 п |
Стержень колонны | ||
Валик | 1 п | 11,5 п |
Полочка | 0,5п | 11п |
Выкружка | 1п | 11-10п |
Стержень | 11М 8п | 10-12п |
Выкружка | 1,5п | 12-13,5п |
База колонны | ||
Полочка | 1 п | 13,5п |
Вал | 5п | 16,5п |
Плинт | 6п | 16,5п |
Карниз пьедестала | ||
Полочка | 2п | 20,5п |
Каблучок | 4п | 19 -17п |
Стул пьедестала | ||
Стул | 42п | 16,5п |
Выкружка | 2п | 16,5-18,5п |
База пьедестала | ||
Полочка | 1п | 18,5п |
Плинт | 5п | 20,5п |
Дорический ордер (модульонный) | ||
Карниз антаблемента | ||
Полочка | 1п | 34п |
Гусек | 3п | 34 -31п |
Полочка | 0,5п | 31п |
Каблучок | 1п | 30,75 -29,75п |
Слезник | 3,5п | 29,5п |
Каблучок | 1п | 29 -28п |
Модульон | 3п | 27,5п |
Капельки модульона | 0,5п | 26 -14п |
Четвертной вал | 2п | 13,5 -11,5п |
Полочка | 0,5п | 11,5п |
Капитель триглифа | 2п | 11п |
Триглиф | 1М 6п | 10,5п |
Архитрав | ||
Полочка | 2п | 12п |
Капитель капелек | 0,5п | 11,5п |
Капельки | 1,5п | 11-11,5п |
Верхний пояс | 4(6-2)п | 10,5п |
Нижний пояс | 4п | 10п |
Капитель | ||
Полочка | 0,5п | 15,5п |
Каблучок | 1п | 15,25 -14,25п |
Абака | 2,5п | 14п |
Четвертной вал | 2,5п | 13,75 -11п |
Валик | 1п | 11,5п |
Полочка | 0,5п | 10,75п |
Шейка | 4п | 10п |
Ствол колонны | ||
Валик | 1п | 12п |
Полочка | 0,5п | 11,5п |
Выкружка | 1,5п | 11,5 -10п |
Ствол | 13М -7п | 10 -12п |
Выкружка | 2п | 12 -14п |
База колонны | ||
Полочка | 1п | 14п |
Валик | 1п | 14,5п |
Вал | 4п | 17п |
Плинт | 6п | 17п |
Карниз пьедестала | ||
Полочка | 0,25п | 23п |
Четвертной вал | 1,25п | 22,5 -21,25п |
Полочка | 0,25п | 21,25п |
Слезник | 2,75п | 21п |
Каблучок | 1,5п | 19 -17,5п |
Стул | ||
Стул | 47п | 17п |
Выкружка | 1п | 17 -18п |
База пьедестала | ||
Полочка | 0.5п | 18п |
Валик | 1п | 19п |
Каблучок | 2п | 18,5 -20,5п |
Плинт | 2,5п | 21,5п |
Цоколь | 4п | 23п |
Дорический ордер (зубчатый) Карниз пьедестала, база пьедестала, ствол колонны, база колонны – как у модульонного ордера | ||
Капитель | ||
Полочка | 0,5 п | 16п |
Каблучок | 2,5п | 15,5 -14,5 п |
Абака | 2,5п | 14,25п |
Четвертной вал | 2,5п | 14 -11,5п |
Верхняя полочка | 0,5п | 11,5п |
Средняя полочка | 0,5п | 11п |
Нижняя полочка | 0,5п | 10,5п |
Шейка | 4п | 10п |
Карниз антаблемента | ||
Полочка | 1п | 34п |
Обратный четвертной вал | 3п | 34 -31п |
Полочка | 0,5п | 30,5п |
Каблучок | 1,5п | 30 -28,5п |
Слезник | 4п | 28п |
Полочка | 0,5п | 26п |
Зубчики | 3п | 16,5п |
Полочка | 0,5п | 14,5п |
Каблучок | 2п | 14 -12п |
Капитель триглифа | 2п | 11,3п |
Триглиф | 1М 6п | 10,5п |
Архитрав | ||
Полочка | 2п | 12п |
Капитель капелек | 0,5п | 11,5п |
Капельки | 1,5п | 11-11,5п |
Пояс | 8(10-2)п | 10п |
Ионический ордер | ||
Карниз антаблемента | ||
Полочка | 1,5п | 46п |
Гусек | 5п | 46 -41п |
Полочка | 0,5п | 41п |
Каблучок | 2п | 40,5 – 39,5п |
Слезник | 6п | 38п |
Четвертной вал | 4п | 29 – 25п |
Полочка | 1п | 25п |
Полочка | 0,5п | 24,5п |
Зубчики | 6п | 24п |
Полочка | 1п | 20п |
Каблучок | 4п | 19,5 – 15,5п |
Фриз | 27п | 15п |
Архитрав | ||
Полочка | 1,5п | 20,5п |
Каблучок | 3п | 20 – 17п |
Верхняя полоса | 7,6а | 16,5п |
Средняя полоса | 6п | 15,75п |
Нижняя полоса | 4,5п | 15п |
Капитель | ||
Полочка | 1п | 20п |
Каблучок | 2п | 19,5 – 18п |
Полочка | 1п | 18п |
Канал волюты | 3п | 27п |
Ионики | 5п | 22 – 17п |
Стержень колонны | ||
Валик | 2п | 18п |
Полочка | 1п | 17п |
Верхняя Выкружка | 2п | 17-15п |
Стержень | 15М 16п | 15 – 18п |
Нижняя Выкружка | 1,5п | 18 – 19,5п |
Полочка | 1,5п | 19,5п |
База колонны | ||
Вал | 5п | 22п |
Полочка | 0,125п | 19,5п |
Скоция | 2п | 19,5 – 22п |
Полочка | 0,125п | 22п |
Валик | 1п | 22,5п |
Валик | 1п | 22,5п |
Полочка | 0,125п | 22п |
Скоция | 2,5п | 22 – 24,5п |
Полочка | 0,125п | 24,5п |
Плинт | 6п | 25п |
Карниз пьедестала | ||
Полочка | 0,75п | 35п |
Каблучок | 1,25п | 34,5 – 33,25п |
Слезник | 3п | 32,75п |
Четвертной вал | 3п | 29,25 – 26,25п |
Валик | 1п | 26,75п |
Стул | ||
Полочка | 1п | 26,25п |
Выкружка | 1,25п | 26,25 – 25п |
Стул | 85,5п | 25п |
Выкружка | 1,25п | 25 – 26,25п |
Полочка | 1п | 26,25п |
База пьедестала | ||
Валик | 1,5п | 27п |
Гусек | 3п | 26,25 – 32п |
Полочка | 0,5п | 32п |
Плинт | 4п | 33п |
Коринфский ордер | ||
Карниз антаблемента | ||
Полочка | 1п | 53п |
Гусек | 5п | 53 – 48п |
Полочка | 0,5п | 48п |
Каблучок | 1,5п | 47,25 – 46,75п |
Слезник | 5п | 46п |
Каблучок | 1,5 | 45,75 – 44,25п |
Модульон | 6п | 44п |
Плита | 0,5п | 29п |
Четвертной вал | 4п | 28,5 – 24,6п |
Полувалик | 1п | 25п |
Полочка | 0,5п | 24,5п |
Зубчики | 6п | 24п |
Плита | 0,5п | 20п |
Каблучок | 3п | 19,5 -17п |
Фриз | ||
Валик | 1п | 16,5п |
Полочка | 0,5п | 16п |
Выкружка | 1п | 16 - 15п |
Пояс | 24,5п | 15п |
Архитрав | ||
Полочка | 1п | 20,25п |
Каблучок | 4п | 19,75 – 17,25п |
Валик | 1п | 17п |
Верхняя плита | 7п | 16,5п |
Каблучок | 2п | 16,25 – 15,75п |
Средняя плита | 6п | 15,5п |
Валик | 1п | 15,5п |
Нижняя плита | 5п | 15п |
Капитель | ||
Четвертной вал | 2п | 26,83п |
полочка | 1п | 24,5п |
Слезник | 3п | 24,5 – 23,33п |
Четвертной вал | 2п | 20,6п |
Завитки | 6 (8-2)п | 24,11п |
Верхние листья | 4п | 22,56 – 17,9п |
Средние листья | 12п | 27,22 – 16,7 п |
Нижние листья | 12п | 21,38 – 16п |
Стержень колонны | ||
Валик | 2п | 18п |
Полочка | 1п | 17п |
Выкружка | 2п | 17 – 15п |
Стержень | 16М 3,5п | 15 – 18п |
Выкружка | 2п | 18 -20п |
Полочка | 1,5п | 20п |
База колонны | ||
Вал | 3п | 22п |
Полочка | 0,25п | 20,5п |
Скоция | 1,5п | 20,25 – 21,25п |
Полочка | 0,25п | 21,5п |
Валик | 0,5п | 21,75п |
Валик | 0,5п | 21,75п |
Полочка | 0,25п | 21,5п |
Скоция | 1,5п | 21,25 – 22,75п |
Полочка | 0,25п | 23п |
Вал | 4п | 23п |
Плинт | 6п | 25п |
Карниз пьедестала | ||
Полочка | 0,66п | 33п |
Каблучок | 1,33п | 32,5 – 31,5п |
Слезник | 3п | 31п |
Гусек | 1,66п | 28,5 – 26,5п |
Валик | 0,33п | 27п |
Полочка | 1п | 26п |
Фриз | 5п | 25п |
Валик | 1п | 27п |
Стул | ||
Полочка | 1п | 26,5п |
Выкружка | 1,5п | 26,5 – 25п |
Стул | 5М 5п | 25п |
Выкружка | 1,5п | 25 – 26,5п |
Полочка | 1п | 26,5п |
База пьедестала | ||
Валик | 1п | 27п |
Гусек | 3п | 26,5 – 30,5п |
Полочка | 1п | 31,5п |
Вал | 3п | 33п |
Плинт | 4п | 33п |
Рис. 33. Сравнение римских ордеров
Рис. 34. Дорический ордер с модульонами
Рис. 35. Дорический ордер с зубчиками
Рис. 36. Тосканский ордер
Рис. 37. Ионический ордер
Рис. 38. Построение волюты ионической капители
![]() |
Рис. 41. Композитный (сложный) ордер
![]() | |||||
| |||||
| |||||
Рис. 42. Построение утонения (энтазиса) колонн
Практически вычерчивание энтазиса производится различными способами. Приведем два простейших:
1-й способ. — Если MN есть ось колонны (а), МА — нижний радиус колонны, a NC — верхний, причем линией ОВ заканчивается остающаяся без утонения нижняя треть колонны, то из точки О проводим радиусом ОВ окружность, а из точки С опускаем вертикальную прямую до встречи с окружностью в точке К.
Разделим дугу KB на произвольное число одинаковых частей (например, на 4) и на столько же частей разделим ось ON. Пусть точки деления на дуге будут 1, 2, 3 и на оси 1, 2, 3. Из точки 1 проведем вертикальную линию до встречи с горизонтальной, проведенной из точки /; точку встречи этих линий назовем /; так же поступим с точками 2 и 3. Полученные таким образом точки /, // и ///, а равно и конечные точки В и С принадлежат искомой кривой. Чтобы начертить кривую через эти точки, пользуемся особой, имеющей разнообразные кривизны, линейкой, которая называется «лекало».
2-й способ. — Приняв те же обозначения (б), взяв циркулем размер радиуса AM, сделаем этим радиусом из точки С засечку оси MN в точке К и продолжим прямую СК до встречи с продолженной прямой ВО в точке О. Затем проведем в пределах угла СОВ из точки О произвольные прямые 02, 03, 04 и отложим на них от точек 2, 3, 4 одну и ту же величину М = CM — B1, благодаря чему получим точки, принадлежащие искомой кривой.
Рис. 43. Сравнение ордеров по модулю и высоте
Рис. 44. Пример выполнения упражнения
Раздел II. Тональная графика
Тональная графика— это эффективный способ выявления воздушной перспективы, освещенности, приемы наиболее убедительного изображения сложной пластики. В процессе освоения приемов тональной графики формируются такие качества, как пространственное мышление, умение моделировать форму, пластику, образ здания с помощью тональных, светотеневых контрастов, умение пользоваться кистью, ретушью, мягким грифелем, углем, аэрографом. Освоение таких технических приемов архитектурной графики, как тушевка, лессировка, акварельная покраска, ретушировка карандашом, углем, фломастером, требует длительного освоения ряда навыков. Изображение формы в тоне позволяет передать такие ее качества, как величина, вес, фактура, текстура, что имеет большое значение для передачи многочисленных характеристик архитектурного объекта.
Тон–соотношения темного и светлого, контрастного и нюансного. Основное свойство тона — его ахроматичность, т. е. отсутствие ярко выраженных цветовых характеристик. Понятие «тон» всегда неотделимо от понятия «поверхность». Тон может отражать темноту или светлоту, как поверхности изображения, так и поверхности предмета. Тон так же, как и линия, может выражать разнообразные свойства формы. В отличие от линии тон имеет контраст не линейный, а поверхностный. Изображение в тоне светотеневых контрастов, фактуры, текстуры — приемы выявления свойств поверхности предметной формы.
В архитектурной школе освоение тональной графики имеет большое значение, так как с ее помощью развиваются как практические навыки учащегося, так и его фантазия, пространственное мышление, воображение. Свобода владения тоном в очень большой степени помогает зодчему моделировать ситуации, где освещение, положение в пространстве наиболее выгодно выявляют форму проектируемого объекта.
Упражнение №7
«Композиция из монохромной отмывки геометрических форм»
В начале работы необходимо подобрать композиционные варианты абстрактных геометрических форм и разместить их наиболее рационально на рабочем листе, на котором будет выполняться отмывка композиционного рисунка.
Перед отмывкой бумага должна быть натянута на доску или подрамник, как это делалось, на предыдущих занятиях. Как и в других упражнениях, связанных с работой кистью, натягивание бумаги должно быть выполнено особенно тщательно. На приготовленной бумаге следует сделать подготовительный карандашный рисунок (чертёж) под отмывку, который выполняется нежирным карандашом тонкими линиями с тем, чтобы они не просвечивали сквозь красочный слой.
В процессе работы могут быть использованы три вида отмывки: заливка, слоевая отмывка, размывная отмывка («растяжка»). При этом для заливки рекомендуется брать простые геометрические формы: прямоугольник, квадрат и т.д. Рекомендуется выполнить работы, связанные с изучением влияния размеров, контрастирующих поверхностей на силу светлого контраста (три элемента в прямоугольнике); выявление тоном качества плоской поверхности; выражение «веса» плоской поверхности тональными членениями; светлотный нюанс и контраст в передаче пространства.
При слоевой отмывке рекомендуется выполнение ряда задач: отмыть круг, разделенный на шесть частей; прямоугольник с полосками и разрывами; прямоугольник, расчлененный полосками (вертикальный и горизонтальный); многогранник, цилиндр с вертикальными полосками; изофоты на сфере; построение конуса и цилиндра на основе изофотов сферы, шкалы ахроматических цветов и т. д.
При размывной отмывке (растяжке) рекомендуется отмыть прямоугольники (от тёмного верха к светлому низу, от светлого верха к тёмному низу), цилиндр, конус, шар.
Упражнение выполняется на планшете размером 75x30 см, обтянутым ватманом; компоновка композиции на планшете должна носить индивидуальный характер, исключая полностью дублирование и копирование каких либо работ (рис. 46).