Шрифт зодчего

Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр. Основой прописных букв шрифта зодчего является квадрат, размер стороны которого выбирается в зависимости от необходимой для надписи высоты букв. Условно обозначим ее b. Размер стороны квадрата (b) делится на 9 частей и 1/9 часть принимается за модуль m. Например, вы хотите сделать надпись или букву высотой 25мм, значит b= 25мм, а m = 25: 9=2,8мм. Модуль m одновременно является и шириной основной стойки. Ширина тонких элементов прописных букв принимается равной 1/3 модуля m. Полукружия букв в местах соединения со стойкой имеют ширину 1/3 m, а в широкой своей части они должны равняться модулю. Центры дуг можно найти при помощи дополнительно нанесенных горизонтальных и вертикальных линий.

На рис.16 (а,б,в,г,д) даны построения прописных букв шрифта зодчего. Необходимо помнить, что не все буквы имеют ширину, равную b, такие буквы как Б, В, Г, Е, З, Р имеют ширину 2/3 b, а буквы Ж, Ш, Щ, Ю на 2 – 2,5 модуля больше основного размера b.

На рис.17 дано построение строчных букв шрифта зодчего. Для простоты построения применена линейная сетка, которая показывает, что вся высота буквы с выступом делится на пять частей, причем высота основной части буквы принимается равной трем частям. Половина одного деления принимается за ширину основной стойки. Ширина тонкого элемента принимается равной ½ ширины основной стойки.

На рис.18 показано построение цифр данного шрифта. Здесь также применена линейная сетка, которая облегчает понимание построение каждой цифры. Основой является квадратная форма с размером стороны, равной b. Модуль m (ширина основной стойки, самых широких частей цифр) также равна b / 9. Тонкие части цифр имеют размер m/3. Переход от утолщения к утонению в элементах цифр происходит плавно при тщательном подборе необходимых радиусов.

Рис. 16 а Прописные буквы шрифта зодчего

 

Рис. 16 б Прописные буквы шрифта зодчего (продолжение)

 

 

 

Рис. 16 в Прописные буквы шрифта зодчего (продолжение)

 

 

Рис. 16 г Прописные буквы шрифта зодчего (продолжение)

 

 

Рис. 16 д Прописные буквы шрифта зодчего (продолжение)

 

 

Рис.17 Строчные буквы шрифта зодчего

 

 

Рис. 18. Цифры шрифта зодчего

 

Упражнение №4

«Обмер архитектурной детали»

Практическое ознакомление с техникой проведения архитектурных обмеров является необходимой ступенью в подготовке специалиста-архитектора. Попутно с приобретением профессиональных навыков, закрепления восприятия архитектурного объекта по его изображениям, конкретного ознакомления с архитектурным сооружением, его элементами и структурой в их взаимосвязи, упражнение по обмеру архитектурной детали способствует подготовке студентов к обмерной практике, а также выработке умений и навыков научно-исследовательской работы.

Целью упражнения является знакомство с методами изображения объемной формы в ортогональных проекциях (план, фасад, разрез), изучение деталей и архитектурных профилей (обломов), закономерностей их построения на примерах классической архитектуры.

Рекомендации по выполнению упражнения:

· Работа начинается с выполнения эскизных чертежей, которые называются кроками; эскиз делается от руки на глаз без применения чертежных инструментов с соблюдением основных пропорций. На чертеж наносятся размерные линии и проставляются все необходимые размеры. Для того, чтобы кроки точнее воспроизводили пропорции обмеряемой детали, допускаются предварительные промеры основных габаритов.

· Кроки оформляются в виде альбома и сдаются вместе с окончательной подачей упражнения.

· Обмеры осуществляются в зависимости от характера детали одним из способов: а) способ координат; б) способ засечек, система треугольников.

· Размерные линии располагаются в виде цепочек, не загромождая чертеж, начиная от мелких, более детальных, кончая общими размерами и проставляются в миллиметрах.

· При выборе нестандартного масштаба необходимо применение масштабной линейки.

· Обмерные чертежи в окончательном виде оформляются на планшете размером 75х50см., обтянутого ватманом (рис.22)

Материалы и оборудование:

1. Архитектурная деталь.

1. Линейка, треугольники, транспортир, мягкая проволока, карандаши, ластик, рапидографы, циркуль.

При обмере простых архитектурных деталей пользуются системой координат (рис.19), наметив на эскизе характерные точки; затем определяют их координаты по отношению выбранных осей х, у, z.

Рис. 19. Измерение детали с помощью метода системы координат

Полученные координаты заносят в таблицу.

№ п/п Х У Z
Точка 1      
Точка 2      
Точка 3 и т.д.      

 

 

При обмере деталей, имеющих сложную форму, используют так называемый способ засечек или триангуляции (от франц. «triangle» - треугольник). Для этого намечают опорные точки А и Б, измеряют расстояние между ними и из каждой делают промеры до характерных точек. При помощи засечек получают систему треугольников, которая позволяет изобразить обмеряемую деталь (рис. 20, 21).

Рис. 20. Измерение детали способом засечек или треугольников

 

Рис. 21.Измерение валюты ионической капители с помощью треугольника и линейки

Рис. 22. Примеры выполнения упражнения

Упражнение № 5

«Композиция из профилей классических ордеров. Архитектурные обломы»

Ордер(от лат. «ordo» - порядок) – это порядок расположения конструктивных частей сооружения, при котором рациональное распределение и взаимодействие несомых и несущих частей получило определенную форму, отвечающую практическому и художественному назначению сооружения. В своих отдельных деталях ордер обрабатывается пластическими формами, которые носят название обломов или элементов профилей.

Обломы - это элементарные пластические формы, различающиеся по очертаниям своего профиля (поперечного сечения) и являющиеся простейшими составными частями деталей архитектурных ордеров (рис. 23, 24).

Виньола(Vignola) – настоящая фамилия Бароцци (Barozzi) Джакомо (1507-1573), итальянский архитектор, теоретик и практик, составитель сборника «Правила пяти ордеров архитектуры» (1562 г.).

Палладио (Palladio) – настоящая фамилия ди Пьетро (di Pietro) Андреа (1508-1580), итальянский архитектор, представитель позднего Возрождения. Творчески осмыслил ордерную систему, написал трактат «Четыре книги об архитектуре» в 1570 г.

Обломы ордеров Виньолы и Палладио по геометрическим признакам разделяются на:

1. Прямолинейные - полочка, полка, пояс, плинт.

2. Криволинейные простые (описанные из одного круга) - валик, вал (торус), четвертной вал (прямой и обратный), выкружка (прямая и обратная).

3. Криволинейные сложные (имеющие две кривизны, чаще всего направленные в разные стороны) – гусёк (прямой и обратный), каблучок (прямой и обратный), скоция (элемент, представляющий собой выгнутость различной кривизны и встречающийся в базах колонн ионического и коринфского ордера).

Облом принято называть прямым,если он расширяется кверху, обратным – если он расширяется книзу.

Существуют сочетания из 2-х соединенных элементов. Одно из таких, состоящее из валика и полочки, получило название астрагал; другое сочетание – полочка и каблучок, хотя и встречается часто, но специального названия не имеет. Во всех ордерах главные элементы чередуются с второстепенными,широкие с узкими, криволинейные с прямолинейными – это основное правило профилирования.

Необходимо отметить, что, если в римской версии в ордерах криволинейные профили составлялись из частей окружности, то в греческой архитектуре они, как правило, представляли собой кривые второго порядка – эллипсы, гиперболы, параболы.

Наряду с обычным набором криволинейных профилей – киматиями (гусек и каблучок), выкружками и валиками – существовали специальные профили, учитывающие в своем рисунке их положение в теневых местах, как, например, профиль так называемого «вороньего клюва».

В деталях ордеров обломы выполняют различные композиционные функции:

1. Поддерживающие.

2.Поддерживаемые или венчающие.

3. Связующие.

4. Разделяющие.

Каблук и четвертной вал, имеющие сильные, упругие очертания, чаще применяются как поддерживающие формы, гусёк с его облегчающимися снизу вверх формами является завершающим элементом, выкружка несет в себе функцию связующего элемента.

Обычно обломы украшались живописным орнаментом в дорическом ордере и рельефным – в ионическом. Так, дорический киматий украшался обычно простым лиственным орнаментом: гусёк – орнаментом, состоящим из мотивов лотоса и пальметты; каблучок – сердечкообразными листочками с язычками или стрелками между ними; четвертной вал, обращенный выпуклостью книзу и другие выпуклые профили – иониками; астрагал – бусами, жемчужником. В том случае, когда профили украшались орнаментами, последние всегда соответствовали очертанию профиля и положению его в общей композиции.

Цель работы: изучение архитектурных ордеров, усвоение знаний об архитектурных обломах. Освоение графического изображения обломов, навыков композиции, повышение мастерства студентов по освоению архитектурной графики.