История православия в России.
Православие в России, его историческое развитие, особенности вероучения и организационная структура.
Лекция 2. Понятие о православии.
Тема 2. Религиозный туризм в православии.
План:
1. Православие в России, его историческое развитие, особенности вероучения и организационная структура.
2. Территория и приверженцы православия.
Литература:
Основная литература:
История международного и отечественного туризма. Москва; ВШТГ, НОУ "ЛУЧ", 1999.
Криндаг А.Д. География религиозных объединений РФ// Изв. АН СССР. Сер. Географ. М., 1996, №2
Сафронов С.Г. Географические аспекты изучения религиозной сферы в России. М., 1998
Тардже Д. Мир паломничества. М., 1998.
Христов Т.Т Религиозный туризм М.2003., 260 С.
Дополнительная литература.
Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб., "Невский Фонд" 2000, 2001.
Даринский А.В. Туристские районы РФ и ближнего зарубежья. СПб 1994
Малерб М. Религии человечества. -М.-СПб., 1997.
Соколова М.В. История туризма. М., 2002
Туризм Подмосковья в канун XXI века. Сборник докладов г. Сходня Московской области. М., 2000
В IX в. принимают христианство болгары и сербы. В 988 г. произошло крещение Руси князем Владимиром.
История православия в России полна драматических событий. С 988 г. христианство стало укореняться на Руси, встречая сильное сопротивление. В 1390 г. Москва стала центром русского православия. Усиливались позиции церкви наряду с великокняжеской властью. Централизация государства сопровождалась унификацией правил церковной жизни.
В середине XVI в. в Москве состоялся Стоглавый собор (его постановления состояли из ста глав). В 1590 г. на Руси было установлено патриаршество. Процессы централизации не оставили в стороне церковную жизнь. В середине XVII в. патриарх Никон провел церковную реформу, основными моментами которой были:
-установление единого культа богослужения, при этом за образец брался греческий богослужебный чин, а богослужебные книги исправлялись по греческим образцам,
-обычай одновременно читать и петь разное был заменен единоголосием,
-вводилось крестное знамение тремя перстами вместо двух, земные поклоны при богослужении заменялись поясными,
-крестные ходы против солнца были заменены ходами навстречу солнцу.
Против никоновской реформы возникло движение, названное старообрядчеством. Его возглавили протопоп Аввакум и ряд других деятелей. Старообрядцев впоследствии государство преследовало вплоть до XIX в.
При Петре I управление церковью перешло фактически в руки государства. Церковными делами стал заниматься Священный синод, а управлять церковью стал обер-прокурор. Патриаршество упразднили. Патриаршество было восстановлено лишь в 1917 г.
В царствование Екатерины II, во второй половине XVIII, прошла секуляризация монастырских имений. Было ликвидировано около 500 монастырей. Монастырские земли и крестьяне перешли в руки государства. Монастыри были разделены по рангам.
Положение русской православной церкви сильно изменилось после революции 1917 г. В 1918 г. вышел в свет декрет молодого советского правительства об отделении церкви от государства. Большевики провозгласили религию "опиумом для народа" и повели борьбу с ней. Начали закрываться и разрушаться православные монастыри и храмы. В 1930-е гг. русское духовенство прошло через горнило сталинского террора. К 1941 г. в России было лишь около 100 действующих православных церквей. С первых дней Великой отечественной войны православное духовенство поддерживает борьбу нашего народа против немецко-фашистских захватчиков.