Представления Оствальда о гармонии.

Оствальд полагал, что гармоничное цветовое решение можно получить путем простых комбинаций, пользуясь цветовым кругом или конусом. Основой гармонии он счи­тал порядок расположения цветов в предложенной им пространствен­ной системе, т. е. их геометрические или математические отношения.

Равные отрезки (равные интервалы внутри цветового круга или двойно­го цветового конуса), по его мнению, всегда дают гармоничные сочета­ния.

Эти взгляды на существо гармонии вызывали возражения среди художников, которые благодаря личному опыту и практическому применению цвета пришли к другим результатам и выводам. Практик знает, что гармоничность цветового сочетания зависит от целого ряда привходя­щих факторов, которые нельзя представить в цветовом круге (напри­мер, размеры окрашиваемых в разные цвета поверхностей, пропорции помещения и т. д.).

Аргументы противников были известны Оствальду еще до того, как он написал свое «Учение о цвете». Уже в первом томе он писал: «Толь­ко весьма ограниченному человеку может прийти в голову идея справиться с этими задачами лишь при помощи трезвой рассудоч­ности».

Видимо, здесь Оствальд руководствовался больше отвлеченной иде­ей, нежели практическим опытом. Поэтому к некоторым спорным поло­жениям его учения следует подходить с позиций строгой критики.