Необходимость изучения курса НЭБ

 

Сегодня в высшей экономической школе изучается достаточно много общепрофессиональных и специальных дисциплин. Это позволяет формировать специалиста, конкурентоспособного на рынке труда и умеющего решать весьма нестандартные проблемы переходной экономики. Вместе с тем анализ показывает, что в подготовке экономистов основное внимание уделяется общетеоретическим и узкоспециализированным предметам, для которых характерны либо чрезмерное обобщение, либо излишняя детализация. Системное представление о механизме функционирования национальной экономики в современных условиях, способах воздействия на нее государства, экономическом потенциале и хозяйственных комплексах в учебной литературе отсутствует.

Ситуация усугубляется и тем, что до начала 90-х гг. XX в. Беларусь не имела многих экономических и политических атрибутов суверенного государства. Их создание совпало с мощным экономическим кризисом, охватившим практически все республики бывшего СССР и обусловленным, с одной стороны, распадом союзного государства, с другой — общесистемным коллапсом социалистического лагеря. Таким образом, политические и экономические трансформации совпали во времени и пространстве, что значительно замедлило решение ключевых проблем хозяйственной жизни страны.

Необходимость перехода от полностью огосударствленной социалистической экономики к рыночной модели хозяйствования при отсутствии какого-либо исторического опыта обусловило появление во многих странах СНГ, Центральной и Восточной Европы собственных моделей развития транзитивных экономик. Модели различаются степенью государственного вмешательства в экономическую жизнь, уровнем либерализации и приватизации, динамикой экономических преобразований и благосостояния народа.

Главная цель экономики – обеспечение жизнедеятельности нации, удовлетворение ее растущих материальных и духовно-культурных потребностей, повышение уровня благосостояния.

Человеческая деятельность принимает экономический характер, когда ведется борьба с редкостью материальных благ.

Великий английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) под материальными благами понимал совокупность «полезных материальных вещей и всех прав на владение и использование материальных вещей или на извлечение из них выгоды, или на получение от них выгоды в будущем» (Маршалл А., 1993, т. 1, с. 112). Следуя этой трактовке, к материальным благам можно отнести: естественные «дары природы», продукты промышленности и сельского хозяйства, ценные бумаги, права собственности и т. п.

Богатство человека, по определению А. Маршалла, — это находящиеся в его владении материальные блага и такие нематериальные блага внешнего (то есть представляемого внешним миром, например деловые и профессиональные связи) характера, которые используются для приобретения материальных благ.

Недостаточная разработанность теории экономики переходного периода постепенно привела к доминированию в учебной литературе подходов «экономикс», экономической науки, предлагающей различные способы решения проблем дефицитности факторов производства. Такой ограниченный подход к преодолению многообразных проблем переходных экономик стал причиной снижения качества подготовки экономистов, привнес определенный схематизм и схоластику в экономическую науку. Преодолеть эти негативные явления призвана новая учебная дисциплина «Национальная экономика Беларуси», которая, с одной стороны, впитывает в себя квинтэссенцию мировых достижений современной экономической теории, с другой — учитывает особенности белорусской экономики, историю ее формирования и развития, ментальность народа, требования адаптации к процессам глобализации.

1.2. Главная задача вводимого курса — формирование системы знаний об экономике Беларуси как суверенного государства, ее становлении, проблемах и перспективах развития. Усваивая эти знания, выпускники экономических вузов должны в полной мере овладеть основами экономической теории, уметь применять их на практике, видеть и анализировать проблемы развития национальной экономики, обосновывать пути и механизмы их решения.

1.3. Именно достижению этих целей и посвящено изучение «НЭБ». Логика ее познания основана на учете таких фундаментальных принципов развития национальных социально-экономических систем, как:

- историзм;

- адекватность формируемой национальной экономической модели основам экономической теории;

- рыночный характер формируемой системы хозяйствования;

- глобализация экономических процессов, жесткий императив интеграции в мирохозяйственные связи.

Особое место в процессе изучения национальной экономики уделено обоснованию экономической роли государства в переходной экономике, механизмам государственного регулирования экономики, системе кратко-, средне- и долгосрочного прогнозирования и программирования, перспективной модели национальной экономики и этапам ее построения, структурной трансформации и институциональному сопровождению экономических преобразований. Для экономики суверенной Беларуси 90-е гг. XX в. оказались чрезвычайно важными и сложными в связи с созданием и развитием денежной системы, выработкой эффективной денежно-кредитной политики, трансформацией системы государственных финансов и формированием валютного рынка. Пионерный для страны характер многих из этих проблем предопределил внимание, которое уделено им в учебнике.

Необходимо также сказать о том, что многие основные проблемы трансформационной экономики Беларуси рассмотрены сквозь призму реального сектора в различных его проявлениях: отраслевом, региональном и воспроизводственном. Это позволяет получить конкретные знания об экономике страны в целом, проблемах ее развития не , только на макроуровне, но также мезо- и микроуровне, что представляется особенно важным для студентов, в ближайшее время вступающих в самостоятельную профессиональную жизнь.

Фактически «Национальная экономика Беларуси» — тот предмет, в рамках которого происходит сопоставление теоретических представлений об оптимальных путях развития экономики страны с реальными экономическими процессами, что не только дает знания о состоянии экономики, но и позволяет читателю выработать свои суждения о причинах кризисных явлений и способах их преодоления. Иными словами, учебник дает возможность не только усваивать определенную совокупность экономической информации, но и, что особенно важно, побуждает думать, видеть сложные причинно-следственные связи между социально-экономическими явлениями.