Идеи мондиализма

Концепция атлантизма

Марксистская теория развития общества

Энвайронментализм

Географический детерминизм

Тема 2. Теории и концепции государств

 

Существует много научных направлений и теорий, которые анализируют различные аспекты возникновения, функционирования и упадка государств и их взаимодействие на политической карте мира. Среди них можно выделить несколько главных.

Географический детерминизм. Это один из древнейших научных направлений, который разрабатывался еще древними греками (Страбон, Гиппократ). Впоследствии наибольший вклад в развитие теории географического детерминизма сделали немецкие, французские и американские ученые Ф. Ратцель, Ш. Монтескье, Э. Реклю, С. Гантингтон.

Сущность географического детерминизма чрезвычайно проста: определяющей силой развития общества (в том числе и стран) является географическое положение и природная среда. Сторонники этой теории считают, что именно природные условия и ресурсы формируют те или иные страны и способствуют (или не способствуют) их существованию и процветанию. По мнению "детерминистов", природные условия определяют не только возникновения стран и народов, образ их жизни, но и сам ход истории. Как утверждал выдающийся "государственник-практик" Наполеон: "География - это судьба".

Конечно, полностью отвергать влияние географического положения, природных условий и ресурсов на возникновение, функционирование и развитие государств никак нельзя. Но с развитием человечества влияние этих факторов уменьшается. Сейчас богатыми государствами мира являются те, которые почти не имеют природных ресурсов, даже территории как жизненного пространства (Япония, Сингапур, Лихтенштейн, Люксембург, Швейцария и др.). Большинство из этих государств даже не имеют непосредственного выхода к Мировому океану.

Энвайронментализм (от англ. Environment - среда, окружение) более модифицированная к современности, близкий к географического детерминизма научное направление, возникшее в США. Поскольку основой развития стран является их экономика, енвайронменталисты Г. Тейлор, P. Смит, Е. Симпл утверждают, что отношения между странами развиваются на основе международного географического (территориального) разделения стран, который, в свою очередь, определяется различиями в природной среде. Развитием научного течения энвайронментализма стала теория "климатических оптимумов" С. Хантингтоном. Последний считал, что благоприятные условия для всестороннего развития имеют страны, расположенные в умеренных поясах.

Марксистская теория развития общества получила широкое распространение в XX в. Марксисты считали, что каждому общественно-экономическому строю присущи собственные закономерности и законы развития, в том числе и во всех сферах государственного строительства. Однако крах коммунизма по всей планете в конце XX в. доказал, что человечество развивается по социально-экономическими законами и закономерностями, которые имеют общий характер и специфику своих проявлений, характерных каждой стране, но не более того.

Значительное влияние на страноведение как науку и учебную дисциплину имели различные теории и концепции государства. Среди них так называемая организменном теория Ф. Ратцеля и его последователя Р. Челлена, которые рассматривали государства как живые организмы, которые борются между собой за ресурсы, то есть собственно «место под солнцем". Как и любой живой организм, государство, по этой теории, проходит определенные этапы развития: рождение, рост и возмужание, упадок, неминуемая смерть. Как и люди, государства могут жить недолго или быть долгожителями.

Р. Челлен вообще считал, что государство, как и любой человек, кроме тела (территории) имеет еще и душу (народ или нацию). Как живой организм, государство в своих действиях руководствуется естественными инстинктами. Среди них сильнейшими являются инстинкты самосохранения и роста.

После Второй мировой войны в США Р. Гартшорном была выдвинута так называемая функциональная теория государства. Этот ученый считал, что государство политически организованным пространством, успешное функционирование которого зависит от умения преодолевать центробежные силы, которые пытаются измельчить государство. По Р. Гартшорном, эти силы действуют в каждой стране, но только в некоторых разрушают государство полностью. Поэтому главными факторами успешного функционирования и самого существования любой страны этот американский ученый считал так называемые факторы связности (связующие), т.е. ее целостности. Р. Гартшорн считал, что целостность государства в конце XX в. уже не может быть обеспечена одним государственным аппаратом, каким бы организованным и эффективным он ни был. ее можно достичь лишь за счет государственной идеи, которая существует в чувственной сфере населения определенной страны. Если население отождествляет себя с этим государством, считает необходимым объединяться и поддерживать различные группы людей во всех ее уголках, она останется единственной. Среди факторов такого объединения главным Р. Гартшорн считал национализм.

В конце XX в. теорию "государства-вместилища" или "государства-контейнера" ​​развил П. Тейлор. Государство с П. Тейлором, выступает как вместилище прежде накопленных богатств. Интересна мысль ученого, что "государство как вместилище (контейнер) силы нацелена на сохранение существующих границ; государство как вместилище богатства нацелена на большие территории, государство как вместилище культуры нацелена на меньшие территории" 1. Как и Р. Гартшорн, П. Тейлор большое значение в возникновении и самом существовании государства также оказывал национализма.

1 Taylor P.I. The State as Container: Territoriality in the Modern World-System / / Progress in Human Geography. - 1994. - № 18. - P. 151-152.

 

Современное страноведение в своем развитии базируется также на глобальных и региональных геополитических и геостратегических концепциях. Среди них наиболее известными являются атлантизм, мондиализм, евразийство.

Концепция атлантизма пропагандировали такие ученые, как С. Коэн, Д. Мейниг, Г. Киссинджер и С. Гантингтон. По этой концепции, используя классические геополитические понятия о борьбе Моря и Суходола, теоретически обосновывалась гегемония США над Западной Европой, а через нее, консолидируя и используя эту часть Европы, пытались действовать против мира, который почему-то провозглашался суше. "Морская сила" Атлантики, якобы априори преобладает силу континента как более цивилизованная, динамическая, неконсервативные, предприимчивая и направлена ​​в будущее, а не в день минувший, должна была победить "силу континента" в лице СССР. Хотя в конце концов так и случилось, но решающей заслуги "морской силы" в этом объективном процессе распада империй очевидно нет. Империя при любых условиях должна распасться и уйти в небытие, а имеет в тот или иной отрезок времени на этот процесс влияние та или иная сила, это уже вопрос второстепенный. Атлантисты и атлантизм победили не потому, что непременно должны преодолеть врага, а лишь потому, что их противник умер естественной смертью. Этого врага его оппоненты не любили, но причинить ему ничего не могли. Фактически все атлантисты, прежде американцы С. Коэн и Д. Мейниг, признавали "мировой кухней политической погоды" Евразию. ее они разделяли в разных вариациях чисто географически на различные пояса стран по функционально-культурной приверженностью тех или иных идеологических установок.

Идеи мондиализма, т.е. создание одного общемирового государства, одного народа, одной столицы, одного правительства, который бы руководил всем человечеством из одного центра и т.д., не является чем-то новым и имеют давнюю историю. Однако научно они сформировались в Европе под непосредственным влиянием еврейского мессианства и "богоизбранности". Если существует единое человечество с единой родиной - землей, то этим популяционных монстром должен кто-то управлять. Хотим мы этого или нет, им должен стать определенная элита или избранная нация, которая опять же вполне объективно стоит над целом, понимает и знает то, что неизвестно другим, имеет что-то ответственность и т.д.. Такая элита в любом случае будет считать других землян ничтожествами, рабочим скотом, которым просто необходимо управлять, для их же общего блага. Хозяева мира, руководящая и направляющая сила человечества, должны позаботиться, чтобы рабочая скот накормлен и развешены иначе она не сможет интенсивно и эффективно работать. Итак, идеи мондиализма, при всей их логической обусловленности действительности является очередной утопией, которая позволяет обездоленным ждать очередного чуда.

В середине XIX века. появились первые попытки обобщения и систематизации идей мондиализма. В это время начали выкристаллизовываться идеи всемирной семьи и отвержение значение индивида и индивидуалистического начала в развитии общества (О. Конт).

Дальнейшие попытки развития "деиндивидуализации" общества сделали К. Маркс и Ф. Энгельс в "Манифесте". Лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь", провозглашенное этими учеными и политиками, было дальнейшим развитием идей мондиализма с новейшей названием коммунизм. В начале XX ст. Л. Троцкий предложил еще одну мондиалистську идею "перманентной революции". Возникла и страна (СССР), в которой мондиалисты начали реализовывать собственные абстрактные теории на практике, строя деиндивидуализированным коммунистическое общество. Все это вполне логично привело к физическому уничтожению (деиндивидуализации) десятков миллионов людей, мондиалистсько-коммунистических войн, голодоморов, массовых репрессий и т.д.. Украинский были выбраны "подопытными кроликами" для проверки правильности научной теории мондиализма и потеряли больше людей (более 50 млн человек), чем все остальные нации вместе взятые.

В конце концов коммунистическая течение мондиализма потерпела фиаско в области технологии реализации идеи, но оставила свой след на подсознательном уровне у значительной части человечества.

Мондиалистську основу имеют и идеи фашизма. Как и коммунизм, фашизм фактически является одним из ответвлений мондиализма. Все эти мондиалистськи течения отличаются друг от друга только путем и технологии достижения одной цели, то есть объединение в единое государство под руководством всемирного правительства.

Мондиализм имеет определенную притягательную силу, ибо предлагает человечеству утопическую заблуждение "простого" решения сложнейших проблем мироздания. Хотя практика показывает, что простых путей в трансформации человечества нет, для многих нетерпеливых всегда возникает соблазн не решать гордиев узел проблем, а разрубить его одним ударом.

Межгосударственные отношения на региональном уровне пыталась объяснить геополитическая течение евразийства. Фактически евразийство сформировалось как русский шовинистически-имперская реакция на украинские национально-освободительное движение начала XX вв., Которые составляли наибольшую угрозу российскому империализму. Основатели евразийства X. Трубецкой, П. Савицкий, К. Леонтьев, Л. Гумилев были совершенно разными людьми как по характеру и предпочтениям, так и по специальности филологами, географами, экономистами, философами, юристами, историками и т.д.. Неудивительно, что образовалось несколько направлений евразийства, которые нередко враждовали между собой.

С географической точки зрения евразийцы считают Евразию, которая практически совпадает, по их мнению, с границами Российской империи, а позднее - с границами СССР, особым географическим миром. Отсюда появилась попытка выделения, кроме Европы и Азии, еще одной географической части мира под названием "Евразия". Она якобы и в физико-, и в политико-, и в экономико-географическом отношении является полностью отдельной частью мира. Очевидно, что подобные попытки евразийцев абсолютно надуманными и не имеют никаких научных оснований. Объединить или "воссоединить" в один физико-географический и культурно-этнический мир Эстонию, Молдову, Таджикистан, Чечню, Чукотку и Бурятию, даже имея высокий уровень фантазии, никому и никогда не удастся. Эта искусственная во всех отношениях построение любого ослабления российского имперского "закрепляющего раствора" неизбежно распадается, что и подтвердили события, которые произошли в конце XX века.

Дальнейшее развитие идея «высокого исторического предназначения России", которая насильно "осчастливить" народы, которые хотят жить своей собственной, отличной от российского, жизнью, нашла развитие в славянофильстве. Главной идеей последнего было объединение всех славянских народов под эгидой России.

Однако славянофильство не получило своего дальнейшего развития. История неоднократно демонстрировали антагонизм славянских народов. Кроме того, глубинной генетической и ментальной основой многих славянских народов не является славянство, как ветвь древней индоевропейской или индо-арийской общности. Так, словяноязычные болгары имеют тюркскую основу, белорусы - прибалтийское, русские - угро-финский. Навязанная им речь славянской языковой группы но никак не уничтожила глубинной цивилизационной ментальности этих народов. Они близки по языку, но очень далекие (корне отличаются) по характеру, образу мышления, предпочтениями, способом повседневной жизни подобное.

Отметим, что приведенные направления и течения являются основными, наиболее известными в теории государства. Существует еще много менее известных течений, которые пытаются объяснить развитие и взаимодействие разных стран на политической карте мира.