Связь теории и методологии истории с сопредельными науками

Одна из лучших традиций мировой и отечественной историографии состоит в том,что ученый-историк, занимающийся исследованием тех или иных теоретических проблем, должен быть хорошо ориентирован в области общей теории своей науки. Все выдающиеся ученые-историки были основательно подготовлены теоретически, как образцы – С.М.Соловьева (1820-1879), В.О.Ключевский (1841-1911), Н.И.Кареев (1850-1931), А.С.Лаппо-Данилевский (1863-1919) и др. Вместе с тем следует отметить и такую особенность: специалистами в области теории истории (особенно после 1917 г. в России) выступают, как правило, не историки, а философы. Поэтому большинство опубликованных ими работ страдает схоластическим теоретизированием, далеким от насущных проблем исторической науки, написаны заумным, непонятным языком.

Методы – это система способов (путей) исследования прошлого и настоящего.

В-третьих, как особая научная дисциплина теория истории должна разрабатывать принципы и методы исторического познания.

Принципы – это правила, это исходные понятия, которые определяют принятые в науке главные подходы к изучению ее содержания.

В-четвертых, теория истории должна в самом общем виде помочь студентам овладеть, если можно так сказать, «технологией» исторического исследования. Хотя в этой связи она (методология истории) знакомит их лишь чисто теоретически, научно же работать в области теории истории можно научиться – есть более действенный путь – практически.

На эту сторону подготовки историков в университетах в свое время обратил внимание проф. Н.И. Кареев (1850-1931): «Историки, – писал он, – учатся научно работать не по историческим руководствам методологического содержания, а читая исторические сочинения, преимущественно мастеров науки, и сами, решая исторические задачи, особенно под руководством опытных преподавателей. Люди вообще научаются, что либо делать не по рассказу, а по показу, практически, как учатся плавать в самой воде, пахать – идя за плугом, косить – с косою, ездить – верхом – сидя на лошади»[4].

Наш курс должен познакомить студентов с лучшими трудами, образцами историко-методологических исследований. И это пятая задача.

Чтобы наилучшим образом разделить стоящие перед теорией и методологией истории задачи – она на помощь призывает сопредельные с нею науки и научные дисциплины. Их связи обоюдно полезны.

Изобразим их в виде следующей таблицы.

 
 

 

 


Прокомментируем эту таблицу. Будем кратки. Обратим свой взгляд на ее центр.

Историческая наука, образно говоря, «родила» теорию истории. Без истории как особого знания не могло появиться ни теории истории, ни ее методологии. Чтобы теоретизировать, нужны факты реальной действительности, и их находит и «собирает» историческая наука. Как видим, связи исторической науки и теории истории органичны и взаимополезны.

В свою очередь теории истории вооружает эту науку концепционным подходом, помогает ей приводить огромное количество фактов в причинно-следственной связи, устанавливать эти связи. Теории истории разработала многофакторный подход к интерпретации жизнедеятельности человеческих сообществ. Так что эти связи взаимополезны.

Гносеология как вообще теория познания преломляется и демонстрирует в данном случае именно особость познания истории – как она познается. Тут во многом (если не во всем!) связано с источниками исторической информации.

Особенно органичны связи общей теории истории с вспомогательными историческими дисциплинами. Назовем их и кратко определим объект, ими изучаемый.

1) Герменевтика(от греч. hermeneutikas – разъясняющий, истолковывающий) – искусство толкования текстов (классических древностей, Библии и др.), учение о принципах их интерпретации; экзегетика, учение о «понимании» (целостном душевно-духовном переживании) как методологической основы гуманитарных наук (в отличие от «объяснения» в естественных науках).

2) Источниковедение занимается разработкой общих приемов и методов изучения и использования исторических источников

3) Палеографиязанимается историей письма

4) Эпиография изучает надписи на твердых предметах (дереве, камне, металле).

5) Археография разрабатывает приемы и принципы публикации письменных исторических источников

6) Генеалогия(родословная) изучает происхождение, истории и родственные связи родов семей.

7) Геральдика – гербоведение

8) Сфрагистика занимается изучением печатей.

9) Нумизматикаизучает монеты

10) Хронология изучает системы летоисчисления

11) Историческая география занимается исследованием территории, границ государств, мест обитания народов в прошлом

12) Топонимиказанимается изучением названий географических объектов и т.д.

13) Дипломатика – вспомогательная историческая дисциплина об актах.

14) Метрологияизучает единицы измерения в их развитии.

15) Папирусология занимается изучением текстов на папирусах.

Трудно представить себе теорию истории без ее связей с историографией.

Историография– это история исторической науки. Она изучает зарождение, развитие исторических знаний, превращение их в науки. Историография демонстрирует приращение знаний изучаемого объекта (им может быть человек, социальная группа, класс, общество, государство, научные теории и т.д.) во времени, от одной эпохи к другой. Она показывает накопление знаний людей о мире (материальном и духовном), о самом себе, о своем месте в историческом времени и пространстве. Историография – это наука о прогрессе в понимании и интерпретации истории как процесса (теория истории) и его познания (методология истории).

А теперь с центра таблицы переместим свой взор на ее левую часть.

Термин «философия истории» изобрел и впервые употребил в 1765 г. Мари Франсуа Аруэ Вольтер (1694-1778) в статье под одноименным названием, которое несколько позже становиться введением к его эссе «Опыт о нравах и духе народов», переиздававшихся много раз (Voltaire. Essai sur les moeurs et l'esprit des nations. Paris, 1963. v. 1-2). Причем заметим: Вольтер употреблял этот термин лишь в одном смысле – философское обозрение мировой культуры.

В XIX в. (первая его половина) понятие «философия истории» получает троякое содержание:

1.Философия истории как философское обозрение прошлых судеб человечества, а также истории какого-либо народа или какой-либо эпохи.

Гегель об этом очень образно сказал в своих лекциях по истории философии: «Философия как МЫСЛЬ СВОЕЙ ЭПОХИ», «эта точка зрения мысли», «определенная ступень своего самосознания во всем многообразии богатства», «сознание и духовная сущность всего состояния народа», «дух времени как мыслящий себе дух»[5].

2.Философия истории как философское исследование общих законов исторического процесса.

3.Философия истории как философская теория исторического знания.

Философию истории следует отличать от возникшей в XIX в. социологии, которая «должна открывать законы, управляющие общественными явлениями».

Философия истории в третьем значении уже тогда обозначалась термином «историка». Она является особой теоретической дисциплиной, исследующей принципы, методы и задачи исторической науки[6].

Так что в настоящее время термин «философия истории» должен иметь одно (первое) значение – философское обозрение прошлых судеб человечества (Философия всемирной истории), философия истории какого-либо народа (Философия истории французского народа) или какой-либо эпохи (Философия истории Великой французской революции).

Третье значение – философия истории как теория исторического познания – «отняла» у нее возникшая во второй половине XIX в. новая научная дисциплина, получившая название «Методология истории».

Вероятно, этот термины ввел в употребление профессор Берлинского университета Иоганн Густав Дройзен (Droyzen) (1808-1884), написавший и издавший, хотя и небольшие по объему, но весьма ценные по содержанию сочинения «Grundriss der Historik»(1-ое изд. 1868, Leipzig; 3-е -1882), в котором изложил «философско-научные теории вех исторических наук». Этот труд Дройзена вырос из читавшегося им в Берлинском университете курса «Энциклопедия и методология истории».

А теперь обратимся к тем методам, которыми пользуется теория истории для исследования своего предмета (о котором была у нас речь ранее).