Вопрос 4.
IV.Классификация по степени автоматизации информационных процессов
II.Классификация по области функционирования экономического объекта -
I.Классификация АИС по уровню государственного управления
Вопрос 3.
3.Классификация АИС по различным признакам
Основные классификационные признаки:
1. Уровень в системе государственного управления
2. Область функционирования экономического объекта
3. Виды процессов управления
4. Cтепень автоматизации информационных процессов
Рассмотрим каждый.
1. ИС федерального назначения решают задачи информационного обслуживания аппарата административного управления и функционируют во всех регионах страны. Пример – ГАС «Выборы», ГАС «Верх суд».
2. Территориальные (региональные) ИС предназначены для решения информационных задач управления административно-территориальными объектами, расположенными на конкретной территории. Пример – «электронное правительство» РТ.
3. Муниципальные ИС функционируют в органах местного самоуправления для информационного обслуживания специалистов и обработки экономических, социальных и хозяйственных прогнозов, местных бюджетов, контроля и регулирования деятельности всех звеньев социально-экономических областей города, административного района и т. д.
- эта классификация ориентирована на производственно-хозяйственную деятельность предприятий и организаций различного типа. К ним относятся АИС промышленности и сельского хозяйства, транспорта, связи, банковские ИС и т. д.
III.Классификация по видам процессов управления -
1.ИС управления технологическими процессами – предназначены для автоматизации различных технологических процессов
2. ИС управления организационно-технологическими процессами - это многоуровневые системы, сочетающие АИС управления технологическими процессами и АИС управления предприятием
3. АИС организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. Этот класс АИС получили наибольшее распространение. К этому классу относятся ИС управления промышленными и непромышленными экономическими объектами. (Примеры -Банковские АИС, АИС фондового рынка, Финансовые АИС, Страховые АИС, Налоговые АИС, АИС таможенной службы, АИС промышленных предприятий и организаций (особое место занимают по значимости и распространенности бухгалтерские АИС) и др.
Основными функциями таких систем являются оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухучет, управление сбытом и снабжением и др. задачи
4. Интегрированные ИС – предназначены для автоматизации всех функций управления фирмой и охватывают весь цикл функционирования объекта (проектирование, изготовление, выпуск, сбыт, анализ эксплуатации изделия)
5. Корпоративные ИС – используются для автоматизации всех функций управления фирмой или корпорацией, имеющей территориальную разобщенность между филиалами, подразделениями и т.д.
6. АИС научных исследований
7. Обучающие АИС
1.РУЧНЫЕ ИС - отсутствуют технич.средства обработки информ., все операции выполняются человеком по известным методикам.
2. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИС - частичная автоматизация.
3.АВТОМАТИЧЕСКИЕ ИС - автоматическая обработка информации, без участия человека, под его контролем.
Особо: в середине 1990-х г.г. был введен новый терминERP-системы.
ERP-система (англ.Enterprise Resource Planning System) — это интегрированная система для управления внутренними и внешними ресурсами предприятия (физические активы, финансовые, материально-технические и человеческие ресурсы).
Функции ERP-системы - создание единого хранилища данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию и обеспечивающего одновременный доступ к ней любого необходимого количества сотрудников предприятия, наделённых соответствующими полномочиями.
Понятие Хранилище данных – это автоматизированная информационно-технологическая система, которая собирает данные из существующих баз и внешних источников, формирует, хранит и эксплуатирует информацию как единую. Хранилище данных дает существенный выигрыш по производительности в системах принятия решений.
4. Понятие автоматизированной информационной технологии (АИТ). Классификация АИТ
Основа системы управления организацией – это автоматизированные технологии получения результатной информации, необходимой для информационного обслуживания специалистов, а также обеспечение их многовариантными расчетами для принятия в режиме реального времени обоснованных решений.
Начало развития ИТ — с 60-х годов XX века, вместе с появлением и развитием первых информационных систем (ИС).
Инвестиции в инфраструктуру и сервисы Интернет вызвали бурный рост отрасли ИТ в конце 90-х годов XX века.
В широком понимании ИТ охватывает все области передачи, хранения и восприятия информации и не только компьютерные технологии.
Определение.Технология – это иерархическая структура, состоящая из процедур и операций, выполняемых последовательно (параллельно) во времени.
Операция –это комплекс технологических действий, в результате которых информация преобразуется.
Информационная технология называется процесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов различной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах.
АИТ– процесс, использующий совокупность методов и средств для сбора, регистрации, обработки, передачи, хранения и выдачи потребителям информации нового качества с помощью средств компьютеризации и коммуникаций.
Цель АИТ – переработка первичных данных для получения информации нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения.
Методы ИТ это методы обработки и передачи информации.
Средства ИТ этотехнические, программные и другие средства, при помощи которых реализуется ИТ на экономическом объекте.
«Структурные составляющие ИС и ИТ организации (фирмы)»:
Схема демонстрирует, что основной составляющей частью АИС является ИТ и реализация функций ИС невозможна без ориентированной на нее информационной технологии.
Однако информационная технология может существовать и вне сферы ИС. Это подтверждают классификационные признаки АИТ.
Классификация ИТ(по Коноплевой)
(по учебнику .А.КОНОПЛЕВОЙ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»)
Выделяют семь основных классификационных признаков ИТ.
1.По назначению и характеру использования ИТ:
Обеспечивающие: | Функциональные: |
· Технологии текстовой обработки · Мультимедийные технологии · Технологии работы с БД · Технологии распознавания символов · Телекоммуникационные технологии · Технологии искусственного интеллекта и др. | · Офисные технологии · Финансовые технологии · ИТ в образовании · ИТ автоматизированного проектирования и др. |
2. ИТ по типу пользовательского интерфейса:
- пакетные (пользователь не может влиять на ход выполнения задания. В наст.время используются применительно к электронной почте и формированию отчетности);
- диалоговые (нет жесткой последовательности операций преобразования данных, пользователь активно участвует - анализирует промежуточные результаты и вырабатывает управляющие команды);
- сетевые (есть доступ к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам с помощью спец. средств связи)
3. По способу организации сетевого взаимодействия:
- локальные (ИТ на базе ЛВС)
- многоуровневые (ИТ на базе многоуровневых сетей)
- распределенные (ИТ на базе распределенных сетей – обеспечивает передачу инф. между удаленными узлами сети)
4.По принципу построения:
- функционально-ориентированные (деятельность специалистов в рассматриваемой предметной области разбивается на иерархически подчиненные функции. Для каждой функции разрабатывается технология ее реализации на раб. месте)
- объектно-ориентированные (система представляется как совокупность иерархии классов и объектов, которые взаимодействуют между собой)
Рассмотрим на примере задачи «Учет товаров на складе»