Лекция № 1-2
Современный комплекс субъектов безопасности (4 часа)
План лекции:
1. Актуальность проблемы обеспечения безопасности и современный подход к ее решению.
2. Объекты и субъекты обеспечения безопасности.
3. Система безопасности РФ и ее составляющие.
3.1. Силы и средства обеспечения безопасности.
3.2. Система безопасности РФ по М. Алешенкову.
3.3. Органы безопасности по М. Алешенкову.
3.4. Силы национальной безопасности по М. Алешенкову.
4. Классификация органов безопасности.
5. Совет безопасности и его роль.
5.1. Задачи Совета безопасности.
5.2. Функции СБ РФ.
6. Управление системой обеспечения безопасности.
7. Контроль за обеспечением безопасности со стороны государственной власти.
8. Вооруженные силы РФ в системе безопасности.
9. Органы МВД в системе безопасности.
10. Органы ФСБ в системе безопасности.
11. Роль МЧС в системе безопасности РФ.
В современных условиях проблемы обеспечения безопасности остаются очень актуальными. Это объясняется прежде всего многообразием опасностей и угроз в современном обществе, а также огромными затратами, необходимыми для обеспечения безопасности. Поэтому любой специалист, а тем более специалист в сфере безопасности жизнедеятельности, должен не только обладать знаниями, умениями и навыками обеспечения безопасности в узкой сфере своей деятельности, но и иметь представление об основах теории безопасности и основных направлениях и формах борьбы с опасностями и угрозами в различных сферах жизнедеятельности.
Коренные изменения во внутренней и международной жизни, произошедшие в нашей стране на рубеже веков, потребовали переоценки сложившихся ранее подходов к обеспечению безопасности России. В российском обществе возникло понимание того, что необходим комплексный подход к обеспечению безопасности жизнедеятельности всех слоев населения, в чем и заключается сложность стоящей задачи. Комплексный подход – это одновременно и условие, и фактор, и одна из целей реформирования системы безопасности.
При этом обеспечение безопасности государства – не самоцель, а одно из важнейших условий развития граждан, наиболее полного и всестороннего удовлетворения их интересов и потребностей.
Прежнее осознание безопасности как совокупности мер исключительно силового, ограничительного характера привело к такому пониманию роли государства, которое отождествляло его силу, власть с правом на произвол. В силу этого сформировалась определенная социальная среда, характеризующаяся высокой вероятностью использования преимущественно насильственных форм разрешения конфликтов. •
Тем не менее, интересы обеспечения безопасности не могут обойтись без насилия вообще. Сегодня речь идет о формировании более цивилизованных форм его применения, расширения арсенала его средств и методов, его оптимизации путем большей избирательности действия, вытеснения примитивных и жестоких форм.
Безопасность социальной системы, каковой является и государство, должна восприниматься не как совокупность охранительных мер власти, а как стратегия, направленная на обеспечение жизненно важных национальных интересов личности, общества и государства.
Как уже отмечалось ранее, правовую основу обеспечения безопасности России составляют Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ и ее субъектов, а также различные международные договоры и обязательства нашего государства.
2. Закон РФ «О безопасности» определяет безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся:
- личность – ее права и свободы;
- общество – его материальные и духовные ценности;
- государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Субъектами обеспечения безопасности являются государство, общественные и иные организации и объединения, граждане.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области ее обеспечения, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера по предотвращению угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства.
3. В соответствии с российским законодательством систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.
Важное место в системе безопасности занимают силы и средства обеспечения безопасности, которые создаются и развиваются в соответствии с решениями высших органов законодательной власти РФ, указами Президента, постановлениями Правительства и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.
3.1. Силы и средства обеспечения безопасности РФ на государственном уровне, согласно законодательству РФ, включают в себя: Вооруженные Силы; федеральные органы безопасности; органы внутренних дел и внутренние войска; внешнюю разведку; службы обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебных властей и их высших должностных лиц; службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и формирования гражданской обороны; пограничные войска; органы, обеспечивающие безопасность ведения работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации; органы таможни; налоговые службы; природоохранительные органы; органы охраны здоровья населения и др.
Законодательство РФ разрешает иметь собственные службы обеспечения безопасности общественным организациям, коммерческим структурам, а также отдельной личности.
3.2. В настоящее время в научных исследованиях система безопасности РФ конкретизируется и детализируется, Так, например, ректором Московской академии комплексной безопасности профессором М. Алешенковым эта система называется национально-государственной и ее структуру составляют:
- органы и силы безопасности;
- государственные, общественные и гражданские организации и объединения, действующие в соответствии с федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, решениями Совета безопасности РФ, краткосрочными федеральными программами обеспечения национальной безопасности;
- отдельные граждане, привлекаемые на законном основании уполномоченными государственными органами к реализации мер по обеспечению национальной безопасности.
3.3. К органам национальной безопасности профессор М. Алешенков относит:
- органы внешней безопасности РФ: Минобороны, МИД, Службу высшей разведки;
- органы внутренней безопасности: МВД, ФСБ, Пограничную службу, Прокуратуру, Федеральную службу охраны;
- органы экономической безопасности РФ: Минэкономики, Минфин, Налоговую службу, Таможенную службу;
- органы экологической и техносферной безопасности РФ: МЧС, Минэкологии, Гостехнадзор, Госпожарнадзор;
- органы демографической безопасности: Минздравсоцразви-тия, Минобрнауки, комитет Федерального собрания по демографии;
- органы информационной и компьютерной безопасности: ФАПСИ, комитет Федерального собрания по информационной политике, ЦСУ, Гостехкомиссию России, Роскоминформ, Межведомственную комиссию по защите гостайны.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти составляют органы государственной власти и управления.
3.4. К силам национальной безопасности, указанным автором, относятся:
- внешние силы национальной безопасности РФ: ВС РФ и все законные формирования, ведущие оперативную работу за рубежом в защиту национальных интересов РФ;
- внутренние силы национальной безопасности РФ: Внутренние войска МВД, подразделения МВД, наделенные исполнительными функциями и реализующие их, Пограничные войска, оперативные и создаваемые в кризисных ситуациях войска министерств и все другие законные вооруженные формирования внутри страны.
К внутренним силам национальной безопасности профессор М. Алешенков относит общественные силы безопасности (добровольная рабочая дружина, добровольная пожарная дружина (ДРД, ДПД), народные ополчения, спасательные отряды и др.), создаваемые с целью защиты национальных интересов РФ в кризисных ситуациях.
Организация деятельности системы национальной безопасности РФ, по его мнению, возлагается на Совет безопасности РФ.
Выбор тех или иных средств обеспечения безопасности в конкретной ситуации зависит от целого ряда обстоятельств, и прежде всего от характера и масштабов опасностей или угроз, а также опыта защиты от них, которым обладают субъекты обеспечения безопасности. Однако важно иметь в виду, что для эффективного обеспечения безопасности выбранные средства защиты должны быть адекватны угрожающей опасности или угрозе.
4. По задачам, функциям, положению и роли в системе государственного управления органы безопасности подразделяются на следующие виды.
Во-первых, это специальные службы, предназначенные для обеспечения высших органов государственного управления конфиденциальной информацией политического, экономического, военного, и иного характера, противодействия разведывательно-подрывной деятельности иностранных государств, террористических группировок и иных враждебных инфраструктур, проведения спецопераций против них, но не участвующие в управлении государством. К ним можно отнести Службу внешней разведки РФ, органы разведки МО РФ, органы контрразведки и спецподразделения ФСБ РФ, оперативно-розыскные и спецподразделения МВД РФ и др. В своей практической деятельности спецслужбы используют формы и методы, которые, как правило, не применяются другими государственными органами (разведку и контрразведку, спецсредства, спецподразделения, спецоперации, агентуру и др.). Поскольку деятельность спецслужб является наиболее острым инструментом обеспечения безопасности, то она требует жесткой законодательной регламентации и контроля со стороны правительственных органов и общества.
Во-вторых, это правоохранительные органы, входящие в механизм государственного управления, обладающие правом осуществлять правоохранительную деятельность по защите прав и свобод граждан, общественных и государственных институтов от противоправных посягательств, а также контроль за их деятельностью. К ним относятся судебные органы, органы прокуратуры, органы МВД, МЮ, ФСБ РФ, таможенные органы и т.д. Сюда же можно отнести некоторые негосударственные организации обеспечения правопорядка, такие, как адвокатура, нотариат, частные охранные и детективные структуры и др.
В-третьих, это органы, не только включенные в систему государственного управления, но и являющиеся главными в сфере обеспечения того или иного направления безопасности. Таковыми являются МО РФ, МВД, МЧС, МЮ, ФСБ и др.
5. Принципиально важную роль в определении стратегии российского руководства по обеспечению безопасности и координации деятельности всех органов обеспечения безопасности сыграло создание в 1992 г. Совета безопасности РФ. Это конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности, сформированный на основе Конституции РФ и ее законодательства.
Совет безопасности (СБ) рассматривает вопросы внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка. Он несет ответственность перед высшими органами власти РФ за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.
СБ РФ — коллегиальный орган, возглавляемый Президентом РФ. В его состав входят;
- председатель (Президент РФ);
- секретарь (назначается из числа постоянных членов СБ Президентом РФ);
- постоянные члены — Президент РФ, Председатель Правительства РФ, министры иностранных дел и обороны, директор ФСБ;
- члены-руководители федеральных министерств и ведомств: финансов, экономики, внутренних дел, юстиции, по атомной энергетике, по делам ГО и ЧС, ФСО, СВР, руководитель администрации Президента РФ, Президент Академии наук РФ, а также (по согласованию) Председатель Государственной Думы и Председатель Совета Федерации.
В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса СБ РФ может привлекать к участию в заседаниях на правах консультантов и других лиц.
При рассмотрении вопросов обеспечения безопасности на территориях субъектов РФ для участия в работе СБ привлекаются их полномочные представители.
Совет безопасности РФ призван олицетворять единство исполнительной и законодательной власти. С помощью своего аппарата он координирует деятельность всех органов, ведомств, структур, сил и средств по выработке и проведению единой государственной политики безопасности. Совет безопасности РФ как совет первых лиц государства, призван увязывать в решениях Президента весь спектр задач по обеспечению безопасности.
5.1. Основными задачами Совета безопасности РФ являются;
- определение жизненно важных интересов объектов безопасности, выявление внутренних и внешних угроз для них;
- разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных программ ее обеспечения;
- подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики России в области обеспечения безопасности;
- подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и по организации их ликвидации;
- подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;
- разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;
- совершенствование системы обеспечения безопасности путем предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов безопасности.
5.2. К основным функциям Совета безопасности РФ относятся:
- рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики РФ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, решения стратегических проблем государственной, экономической, социальной, оборонной, экологической и иных видов безопасности, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятия мер по их предотвращению и преодолению последствий;
- подготовка решений Президента РФ по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения безопасности;
- рассмотрение законопроектов по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения безопасности, представление рекомендаций по ним Президенту РФ;
- подготовка проектов указов Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности, развития глобальных информационных систем, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих безопасность;
- организация и координация разработки стратегии в области внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности РФ, оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности и выявление их источников;
- осуществление контроля за реализацией федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ стратегии и тактики в области внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности России;
- рассмотрение вопросов создания контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения безопасности, а также вопросов их деятельности;
- рассмотрение и оценка информации о состоянии безопасности РФ и факторах, угрожающих ей;
- накопление, анализ и обработка информации о функционировании системы обеспечения безопасности РФ, выработка рекомендаций по ее совершенствованию, организация разработки федеральных программ в области обеспечения безопасности РФ, а также оценка их эффективности;
- организация подготовки федеральных целевых программ обеспечения безопасности, осуществление контроля за ходом их реализации;
- организация научных исследований в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
- решение иных задач в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства в соответствии с законодательством РФ и решениями Президента РФ.
6. Для обеспечения вышеуказанных функций Указом Президента РФ от 25.12.2000 № 2087 в аппарате СБ созданы следующие подразделения:
- Управление проблемами государственной и общественной безопасности;
- Управление проблемами международной безопасности;
- Управление проблемами в социально-экономической сфере;
- Управление оборонно-промышленной безопасности;
- Управление военной безопасности;
- Управление проблемами безопасности в Северо-Кавказском регионе;
- Управление проблемами информационной безопасности.
В соответствии с Положением о Совете безопасности РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 02.08.1999 № 949 и Указом Президента РФ «Вопросы межведомственных комиссий Совета безопасности Российской Федерации» от 01.09.2000 № 1603, образованы Межведомственные комиссии СБ РФ:
- по проблемам СНГ под председательством (по должности) первого заместителя министра иностранных дел РФ, на которого возложена функция специального представителя Президента РФ в государствах-участниках СНГ;
- по конституционной безопасности, председатель (по должности) – министр юстиции РФ;
- по военной безопасности, председатель (по должности) – министр обороны РФ;
- по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией, председатель (по должности) – Генеральный прокурор РФ (по согласованию);
- по оборонно-промышленной безопасности, председатель (по должности) – заместитель Председателя Правительства РФ;
- по безопасности в сфере экономики, председатель (по должности) – первый заместитель Секретаря СБ РФ;
- по пограничной политике, председатель (по должности) –Главнокомандующий пограничными войсками;
- по информационной безопасности, председатель (по должности) – первый заместитель Секретаря СБ РФ;
- по международной безопасности, председатель (по должности) – министр иностранных дел РФ;
- по экологической безопасности, председатель (по должности) – вице-президент Российской академии паук;
- по охране здоровья населения, председатель (по должности) – министр здравоохранения и социального развития РФ;
- по мобилизационной подготовке и мобилизации, председатель (по должности) – начальник Главного управления специальных программ Президента РФ.
На Комиссии возлагаются функции по подготовке предложений СБ РФ, касающихся обеспечения защиты национальных интересов РФ в соответствующей области. Например, на Комиссию по конституционной безопасности возлагаются следующие функции:
- анализ и прогнозирование развития ситуации в области обеспечения конституционной безопасности;
- определение возможных угроз конституционной безопасности, выработка предложений по их предотвращению;
- анализ эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по реализации основных направлений стратегии в области обеспечения конституционной безопасности, а также федеральных целевых программ и др.
7. Важную роль в предотвращении терроризма и обеспечении борьбы с ним играет в настоящее время Национальный антитеррористический комитет, возглавляемый директором ФСБ России Н.П.Патрушевым.
В системе представительной власти наиболее важными органами обеспечения безопасности являются следующие подразделения:
- в Совете Федерации – Комитет по вопросам безопасности и обороны;
- в Государственной Думе – Комитет по безопасности и Комитет по обороне.
В целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти институт полномочных представителей Президента РФ в регионах преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
Основные задачи полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе определены Положением о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе, утвержденным Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (с изм. от 21.06.2000 и 09.09.200(5). Одной из важнейших среди этих задач является представлений Президенту регулярных докладов об обеспечении безопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе.
Полномочный представитель обеспечивает координацию деятельности федеральных округов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе, анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, вносит Президенту РФ соответствующие предложения.
Территория Российской Федерации разделена на семь федеральных округов, включающих ряд субъектов.
Центральный федеральный округ (центр – г. Москва): Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области, г. Москва.
Северо-Западный федеральный округ (центр – г. Санкт-Петербург): Республики Карелия, Коми; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ.
Южный (ранее Северо-Кавказский) федеральный округ (центр – г. Ростов-на-Дону): Республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия — Алания, Чеченская; Красноярский и Ставропольский края; Астраханская, Волгоградская, Ростовская области.
Приволжский федеральный округ (центр – г. Нижний Новгород): Республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмурдская, Чувашская – Чаваш; Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; Коми-Пермяцкий автономный округ.
Уральский федеральный округ (центр – г. Екатеринбург): Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа.
Сибирский федеральный округ (центр – г. Новосибирск): Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия; Алтайский, Красноярский края; Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области; Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский автономные округа.
Дальневосточный федеральный округ (центр – г. Хабаровск): Республика Саха (Якутия); Приморский, Хабаровский края; Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области; Еврейская автономная область; Корякский, Чукотский автономные округа.
В настоящее время идет процесс объединения некоторых субъектов РФ для повышения эффективности управления ими и повышения жизненного уровня их населения.
8. Ведущее место в системе безопасности России занимают Вооруженные Силы РФ, представляющие собой, как подчеркивается в Федеральном законе РФ «Об обороне», государственную военную организацию, составляющую основу обороны РФ. Они включают в себя центральные органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации, которые входят в виды и рода войск ВС РФ, в тыл ВС РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ.
В январе 2001 г. на основе принятых в августе 2000 г. Советом безопасности РФ решений Президент РФ утвердил план строительства Вооруженных Сил РФ, в соответствии с которым в их структуре предусматривается иметь три вида Вооруженных Сил – Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и Военно-морской флот. Кроме того, в их структуру входят три самостоятельных рода войск – воздушно-десантные, космические войска и ракетные войска стратегического назначения.
9. Важнейшим звеном системы безопасности России служат органы внутренних дел и внутренние войска. Работу этих органов возглавляет МВД РФ, которое действует на основе Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ. В состав этой системы входят:
- министерства внутренних дел республик, главные управления и управления внутренних дел других субъектов РФ;
- управления и отделы внутренних дел районов, городов, городских районов, закрытых административно-территориальных образований;
- управления внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте;
- управления (отделы) на особо важных и режимных объектах;
- региональные управления по борьбе с организованной преступностью и др.
В состав МВД включены также и внутренние войска. Основными задачами органов МВД РФ являются:
- разработка и принятие мер по защите прав и свобод граждан России, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и безопасности;
- организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;
- совершенствование нормативно-правовой деятельности органов внутренних дел и обеспечения законности их деятельности и др.
10. Одно из важных мест в системе обеспечения безопасности занимает Федеральная служба безопасности РФ, представляющая собой единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, осуществляющая решение в пределах своих полномочий и задач по обеспечению безопасности РФ. Руководство деятельностью ФСБ осуществляет Президент РФ.
Согласно Федеральному закону РФ «О федеральной службе безопасности» к органам ФСБ относятся:
- федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
- управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности);
- управления (органы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
- управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы), в подчинении которых, находятся пограничные войска;
- другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ и пограничных войск (другие органы безопасности);
-авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности ФСБ.
Основными принципами деятельности органов безопасности должны являться:
- законность;
- уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- гуманизм;
- единство системы органов ФСБ и пограничных войск, а также централизованное управление ими;
- конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.
Деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим направлениям:
- контрразведывательная деятельность;
- борьба с преступностью и террористической деятельностью;
- разведывательная деятельность;
- пограничная деятельность;
- обеспечение информационной безопасности. Органы ФСБ обязаны;
- информировать Президента РФ, Председателя Правительства РФ и по их поручению федеральные органы государственной власти, а также субъектов РФ об угрозах безопасности РФ;
- выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности РФ;
- добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности РФ, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;
- осуществлять внешнюю разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территорией РФ;
- выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;
- разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ;
- обеспечивать безопасность в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях, их органах управления, в органах внутренних дел, таможенных органах и т.д.;
- обеспечивать безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
- обеспечивать безопасность федеральных органов государственной власти и субъектов РФ;
- организовывать и обеспечивать безопасность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в РФ и в учреждениях за ее пределами;
- участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну;
- проводить во взаимодействии с органами внешней разведки мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан РФ за ее пределами;
- осуществлять меры по обеспечению защиты и охраны государственной границы РФ, экономических и иных ее законных интересов в пределах приграничной территории;
- обеспечивать совместно с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории РФ;
- участвовать совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории РФ общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий;
- выявлять на территории РФ радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности РФ, а также используемых в противоправных целях;
- поддерживать мобилизационную готовность органов ФСБ и т.д.
Учитывая важность задач и функций, выполняемых органами ФСБ, контроль за их деятельностью в пределах их полномочий, определяемых законодательством, осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы. Надзор за исполнением органами ФСБ законов РФ осуществляет Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.
В настоящее время приоритетными направлениями деятельности органов ФСБ являются борьба с терроризмом, участие в нормализации обстановки в Северо-Кавказском регионе, выявление и нейтрализация угроз конституционному строю России, помощь местным органам власти в стабилизации социально-политической и экономической обстановки, предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве, повышение эффективности борьбы с проявлениями организованной преступности.
11. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Его история берет свое начало с 1990 г., когда в целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий ЧС, обеспечения готовности органов госуправления к быстрым и эффективным действиям в экстремальных ситуациях был создан Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета. Впоследствии он был преобразован в Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям при Президенте РФ, а в 1991 г. – в Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС).
Вскоре из-за сложности и масштабности решаемых задач возникла необходимость повышения эффективности федеральных органов управления этой сферой жизнедеятельности. В связи с этим 10 января 1994 г. Указом Президента РФ № 56 ГКЧС был преобразован в МЧС России, который осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководит гражданской обороной, войсками ГО, поисково-спасательными службами МЧС.
На основании возложенных на МЧС России задач оно осуществляет международное сотрудничество по вопросам, входящим в его компетенцию:
- сотрудничает с Управлением верховного комиссара ООН по делам беженцев, по доставке гуманитарных грузов, Комиссией ЕС в рамках международного четырехстороннего сотрудничества по Чернобыльской АЭС;
- входит в Департамент ООН по гуманитарным вопросам, Международную организацию ГО (МОГО);
- участвует в международной деятельности ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий, в международной деятельности Совета Европы.
Между странами СНГ создан межгосударственный совет по ЧС.
Одной из основных задач МЧС России является обеспечение функционирования и дальнейшего развития Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
РСЧС призвана решать широкий круг задач по обеспечению безопасности, носящих общегосударственный характер и охватывающих все стороны жизнедеятельности РФ.
МЧС России является одним из силовых ведомств, проводимые мероприятия, силы и средства которого являются составной частыо, одной из важнейших звеньев всей системы обеспечения безопасности России.
Таким образом, государство обеспечивает свою безопасность всеми имеющимися в ее распоряжении средствами – политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и иными — на основе последовательной реализации политики национальной безопасности с учетом разграничения полномочий и обеспечения координации действий органов законодательной, исполнительной и судебной власти.