В чем состоит идейно-тематическое своеобразие журналистских материалов

 

Наверняка каждый из вас был хоть раз на хоккейном, футбольном матче или боксерских поединках. Если были, то вы однозначно слышали, как болельщики учат игроков кому пасовать, куда бежать, куда бить и как защищаться. Но все эти советы в большинстве своем стихийные представления любителей. С журналистикой аналогичная ситуация: существует масса людей, которые знают, как писать лишь потому, что они время от времени читают газеты и смотрят телевизор.

Разумеется, что общее представление у них есть. Но этого мало для того, чтобы построить именно журналистский материал. Так как кроме этого нужно знать характерные черты журналистского творчества – те, что образуют порождающую модель журналистики как определенного вида творческой деятельности.

Вы можете перечислить эти черты? Нет. Тогда давайте их сейчас разберем, потому что свои профессиональные действия вы будете совершать исходя из того, как представляет себе эти черты.

 

Параметры, по которым сопоставляется вся социальная информация - семантика, прагматика и синтактика. Выявить специфику этих параметров для того или иного вида творчества – значит сделать очевидной его порождающую модель.

 

Эти термины вам должны быть известны из курса по теории журналистики. Вы использовали их для описания трех аспектов «текстовой» деятельности журналиста.

Эти термины обозначают три типа отношений любого текста с действительностью.

 

Смотрите: все тексты, как мы знаем, есть результат переработки информации – сведений, получаемых их создателями от действительности. Соответственно они и отражают в знаках действительность: тот или иной ее аспект, с той или иной мерой точности, полноты, глубины. Поэтому можно сказать, что они состоят с действительностью в семантических отношениях– как обозначающее с обозначаемым.

означающее – форма, которую принимает знак;

означаемое – понятие, которое он представляет. Одно и то же означающее (например, слово «ключ») может иметь различные означаемые (понятие «ключ») и аналогично множество означающих может обозначать понятие «ключ». семантика - исследует отношение знака к значению, смыслу.

Фокусируются семантические отношения в хорошо известном понятии «тема».

 

Тема - предмет описания, изображения, исследования круг жизненных явлений, отражаемых в произведениях.

Теперь вторая сторона дела. Все тексты, будучи предназначены для удовлетворения тех или иных потребностей общества, имеют определенное социальное и культурное значение, то есть представляют собой в некотором роде ценность. В силу этого любой из них оказывается включен в прагматические отношенияс действительностью, которые проявляют себя в том, будет ли это произведение востребовано (использование) читателем, зрителем, слушателем.

Это тоже просто. Если вы слышите слово "Пожар", то можете пройти мимо или броситься пожар тушить. При одинаковой семантике - разное прагматическое отношение получателя к полученному знаковому произведению. А если послушать наших дикторов - то можно увидеть и разное отношение создателей к своим знаковым произведениям. Некоторые почти трясутся от возбуждения, объявляя о катастрофах, жертвах и т.п. Некоторые говорят об этом даже с некоторой меланхолией, может даже пытаясь смягчить ужасную семантику сообщения.

Фокусом прагматических отношений является идеяпроизведения, понимаемая обычно как главная мысль, вытекающая из его целостного восприятия. Проявляя коммуникативные намерения автора, она-то и определяет в решающей степени нужность, полезность текста для адресата.

 

Если коротко: тема то, о чем произведение, а идея то, что автор по этому поводу говорит, а не хочет сказать.

Между намерениями и воплощением их бывают несовпадения.

Идея – откровение автора, его открытие, которое он через свое произведение делает достоянием людей в благородном стремлении их осчастливить.

Третий тип связи информационных продуктов с действительностью проявляется в том, что любой из текстов обладает достаточно сложным строением – объединяет в себе множество элементов разных уровней. В силу этого текст становится носителем синтактических отношений,возникающих между ним как единым целым и отдельными его элементами. От греч. syntaktikos— строящий по порядку, приводящий в порядок. Синтактика, т. е. способ организации частей, всегда сказывается на смысле целого.

Синтактические отношения фокусируются в представлениях о диалектике содержания и формы произведения, о его структуре и организации.

Синтактика - это формальная сторона любого знака, и отношение к форме. Семантика - это отношение к смыслу. Прагматика - это отношение к цели.