Третий элемент структуры – предпринимать соответствующие шаги для осуществления такого предвидения.

Второй элемент структуры – уметь предвидеть, как должны выглядеть массовые информационные потока на том или ином этапе.

Для того, что бы знать все характеристики своей аудитории, нужны специальные социологические исследования.

Первое – знать ожидания аудитории.

Для рыночной прессы (чье выживание зависит от прибылей с продажи газет) читатели – самые нужные люди. Именно ради них отбирают темы и статьи, на них ориентируются при подаче материала, для них пишут и переписывают врезы, разрабатывают дизайн и так далее.

В то же время именно читатели не присутствуют непосредственно при создании массового информационного потока. Их вкусы и ожидания необходимо предугадывать.

Но самостоятельно провести исследования, чтобы узнать о читателях как можно больше: возраст, пол, доходы, занятия, образование, интересы, заботы, вкусы, свободное время и так далее – вполне под силу. Это не требует больших финансовых затрат. Некоторые исследования, которые обычно затевает редакция, касаются отношения читателей к газете в целом и к темам, которые могут быть предложены.

Умение предвидеть, как должны выглядеть массовые информационные потока на том или ином этапе, не что иное, как планирование

Планирование – это основное средство, с помощью которого можно добиться непрерывного поступления в редакционные коллективы произведений от всех создателей массовой информации и организовать работу так, чтобы обеспечить высокое качество актуальной информационной картины мира. Система редакционных планов – то звено в журналистском инструментарии, без которого невозможно качественно сформировать информационные потоки.

Создание плана – процесс творческий и ответственный. Суть его – предвидение, прогнозирование, разработка опережающих моделей потоков. И здесь есть свои закономерности, которые очень важно знать. Например, необходимо научиться наблюдать за развитием событий, использовать динамику интересов аудитории и ее потребностей, фиксировать ее изменения в ожиданиях, учитывать конъюнктуру информационного рынка и так далее.

Планированием сейчас пренебрегают в основном недавно возникшие СМИ, владельцами которых являются люди без профильного образования. И как следствие этого отсутствия планирования, нечеткая тематическая структура либо вообще ее отсутствие, сумбур в подаче материалов, то есть не ясна цель и смысл материалов и так далее.

Здесь планирование выступает как момент организации работы редакционного коллектива. Эти два смысла нужно различать. В первом случае – это моделирование совокупного продукта коллективной творческой деятельности. А во втором – это моделирование процесса производства этого продукта. Руководят процессом управленческие структуры редакции. Планы такого рода представляют собой директивные документы и от них зависит слаженность работы коллектива. Это мы рассмотрели первый блок профессиональных обязанностей журналиста – авторское творчество.