Правило: Нарушение доверия общества ведет к деградации профессии.
в) общее снижение, прежде всего внутри редакционных коллективов, требовательности журналистов к качеству своего труда.
г) рекрутирование за последние годы журналистских кадров из числа практиков – экономистов, инженеров, юристов, врачей, учителей, историков, а то и просто добровольцев, пришедших в редакции с митингов, не получивших не только журналистского образования, но и системного обучения. (Пример про компиляцию, как негатив, позитив про Малышеву и программу «Здоровье»)
По мнению наших главредов, журналист должен обладать следующими качествами:
1. умение понять тему, сформулировать ее и изложить на бумаге свои мысли, умение делать обобщения,
2. знание языка и принципов построения материала.
3. бесконфликтность, развитость аналитического и образного мышления, креативность.
4. знание современной экономической ситуации, умение анализировать развитие экономических тенденций – это пожелание деловых бизнес-изданий (ЗР, ДК),
5. умение находить и разрабатывать новые темы, интересные читательской аудитории,
6. любознательность, обязательность, общаться с людьми, широкий кругозор, эрудиция,
7. повышенная работоспособность, оперативность, умение работать в коллективе
8. умение работать с компьютером, знание офисных программ и т.д. (Пример про электронный адрес)
У журналистов старой формации, у которых с гуманитарными дисциплинами все было в порядке, необходимы знания по теории и практике рекламы, психологии межличностного общения и психологии массовых коммуникаций и так далее.
Данные перечисления можно было бы продолжить. Но уже по приведенным высказываниям видно, сколь разнообразны профессиональные требования, предъявляемые журналисту. С одной стороны, он должен обладать универсальными навыками и умениями, так как в повседневной газетной работе приходится отображать жизнь во всей многогранности и многообразии, а с другой – специальными знаниями в избранной проблеме или теме.
В условиях все усложняющихся задач, стоящих перед журналистами, совместить универсальность со специализацией становится все труднее. Сегодня, судя по результатам социологических опросов, многим редакциям нужны не просто пишущие журналисты, а профессионалы, хорошо разбирающиеся в определенной теме или проблеме. Данное положение особенно касается специализированных изданий, которые остро нуждаются в сотрудниках, хорошо разбирающихся в экономических, правовых, психологических и других проблемах. Впрочем, несмотря на тенденцию углубления специализации журналистов, от универсальности никуда не уйти. У сотрудников СМИ появляется реальная потребность в расширении знаний.
Потому что сегодня журналисты проявляют интерес к одним областям человеческих знаний журналисты, завтра – к другим. Поэтому успех в профессиональной деятельности всегда будет зависеть не только от творческих способностей, но и от уровня профессиональной подготовки, от качества и объема знаний.
Занимаетесь ли вы в свободное время самообразованием? Если да, то в каких областях знаний?