Введение. 2 страница

Во многих татарских.селениях России, где бы они не находились, - по сведениям, доставленным нам, - до сих пор весной, по стаянии снега, перед посевом хлеба и именно овса, устраиваются особые празднества с игрищами, называемыми Сабан (местами - Сабатуй) и состоящие в особого рода состязаниях, в которых принимают участие как взрослые, так и дети. Состязания состоят напр. в единоборстве, после которого победителю выдается какая-нибудь премия: - ситцевый платок, рубашка, денежная награда и т.д. Чаще же всего состязание состоит в беганьи, причем человек пять, десять, двадцать разом бегут от условленного места на известную дистанцию, равняющуюся для взрослых иногда верстам двум, а для детей, конечно, несравненно меньше, смотря по возрасту, а оттуда все они возвращаются назад. Кто прибежит первый, тому выдается в виде премии ситцевая рубашка, второму - платок, - остальным ничего не выдается. Взрослые татары, кроме того, нередко устраивают состязания в беге на лошадях, но на долю детей эта честь вообще редко достается. - Эти игрища и состязания татарские, очевидно ведут свое начало из глубокой древности; а в то время когда татарские полчища прославляли себя хотя и жестокими, но тем не менее победоносными шествиями по Азии и Европе, легко может быть, что физические упражнения татар в ловкости, подвижности и силе составляли еще более развитой обычай народный, позволявший в свою очередь, благодаря этим достоинствам, взять хотя временный перевес над другими народами, с которыми они приходили в соприкосновение.

В жизни русского народа различного рода игры и игрища из глубокой древности занимали весьма видное место. В старину особенно много было игрищ съ оттенком языческого культа, каковы напр. празднование Костромы, Коляды, Усени, Ярилы, и другие, сопровождавшиеся большей частью шумным, крикливым весельем, песнями и играми. Все эти игрища однако в разные времена подвергались энергическому осуждению со стороны русских святителей и затем окончательно воспрещены были законодателями. Далее, кому неизвестно, что начиная с ранней весны вплоть до глубокой осени, в наших русских деревнях, при каждом удобном случае, при каждом народном или храмовом празднике, - которых на Руси несть числа, народ издавна водит хороводы, сопровождаемые особого рода песнями и играми. В песнях и хороводах этих большей частью вспоминаются времена давно прошедшие или настоящие; в играх же нередко передается содержание драматической жизни народа и таким образом последняя, как бы исторически и в народной опере, отражается в этих хороводах, песнях и играх. - Зимой игрища представляют совсем другой характер: так, во время святок устраиваются катания с гор, игры в городки и т.д.; на масленице происходят катанья на лошадях по деревням с песнями и плясками; а в былые времена кроме того устраивались еще кулачные бои. По поводу этих боев г. Сахаров[12] в одном месте своей книги говорит: «вТульской, Пензенской и Симбирской губерниях, в субботу масленицы дети строят на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами. После своей работы они разделяются на две стороны, - одна принимает на себя обязанность охранять городок, а другая должна с боем занять его.Охранители вооружаются метламииполенами,а храбрецы палками.Когда порядятся взять город, тогда вдруг нападают на охранителей и после битвы врываются в ворота и разрушают городок. В этой игре принимают участие и взрослые. Тогда храбрецы садятся на лошадей и конные нападают на городок. После взятия городка взрослые купают воеводу в проруби, затем начинается общее угощение и с песнями возвращаются домой. - По собранным нами сведениям, игры со снежным городом местами сохранились и до сих пор, но они разыгрываются уже далеко не так, как в старину. Что же касается боев, то в настоящее время они строго запрещены в России.

С южных окраин России, и именно из под Одессы и Mapиуполя, нам сообщают ряд описаний народных игр, отчасти напоминающих собою древнегреческие народные игры. –«Не могу не упомянуть о существующих у нас игрищах, - пишет в официальном рапорте в Одесскую уездную управу учитель малобуялыкского земского народного училища, г. Веляев, - практикующихся ежегодно, а именно 29-го августа, в день храмового праздника усекновения главы Иоанна Крестителя. На этот праздник стекается множество народа из соседних деревень и даже города. По окончании литургии в храме народ расходится по домам и, пообедавши, собирается на отведенную площадь, где молодежь, особенно парни лет 20 - 25, устраивают борьбу, которая ведется таким образом: кто-нибудь из желающих вступить в единоборство сбрасывает с себя всю одежду кроме брюк (гаштов) и полунагой вызывает охотников с ним побороться; чрез несколько минут является охотник точно такой же полунагой, и борьба завязывается во всей силе. Оставшийся победителем вскакивает, подпрыгивает от радости почти на сажень от земли и тотчас бежит к зрителям за вознаграждением, которое выражается большей частью в виде собранных денег, помимо громких похвал и рукоплесканий, которыми его щедро награждают те же зрители. После первой пары бойцов выходит вторая, третья и т.д. Такого рода состязание обыкновенно продолжается в течение трех дней, т.е. 29, 30 и 31 августа, заканчиваясь около 6 - 7 часов вечера. Весь этот праздник носит название панагиръ. - Название это, очевидно, есть ломаное греческое слово, напоминающее собою общий сбор и, вероятно, оставшееся в данной местности из глубокой древности, когда здесь существовали еще древнегреческие колонии. Учительница греческого селения Карани, Мариупольского уезда, Екатеринославской губернии, г-жа Картунова-Владимирова пишет нам следующее: «в здешней местности с незапамятных времен существует обычай похвастать своей силой и ловкостью перед людьми, особенно в борьбе во время праздников и других общественных увеселений. Для этого сходятся молодые люди, преимущественно от 10 до 25 лет, в нарочно приспособленных для этого и сшитых за счет общества или деревни костюмах, состоящих, - зимою и летом все равно, - из толстых парусинных рубах, таких же штанов и кушака поверх рубахи. При начале борьбы, соперники стараются ухватить друг друга за плечо и пояс и повалить навзничь, так как повалить на бок не считается победой. Часто бойцы бывают равны по силе и ловкости, и потому борьба продолжается долго. Победитель награждается громкими одобрениями. Но когда один победит троих, тогда он получает приз в виде бараньей головы, овечьей шкуры или денег. У борцов бывают партии. После победы одного из партии, из другой вызывается новый борец и вызывает такого же из партии победителя. Нередко для борьбы является партия борцов из других, соседних сел, и если одержит победу приезжий, то на следующий праздник отправляется в эту деревню партия побежденных с целью снять с себя позор».- Как много общего в этих состязаниях, с одной стороны, с аналогичными древнегреческими, с другой - с древнерусскими состязаниями. Эти состязания, по-видимому, до сих пор оказываются наиболее живучими на юге России: но не потому ли это, что здесь они находят для себя почву вдвойне подготовленную, как наследие с одной стороны от живших здесь когда-то греческих колонизаторов, с другой - от пришедшего сюда впоследствии русского элемента?

Отличительный характер всех русских игр и игрищ тот,что в них главным образом проглядывает исконная любовь русского человека к веселью и движениям, к удальству, молодечеству и затем к шумным, бражским пирам, в широкой, задушевной компании. Если хорошенько присмотреться к подробностям многих из них, особенно некоторых старинных игрищ, то можно найти не мало грубого, как это, впрочем, легко найти и во многих других действиях народа, не получившего путем образования достаточных понятий о приличии или неприличии принятой ими морали; но это грубое, путем прогрессирующего развития народа, в свое время, конечно, могло бы и само по себе уничтожиться, до тех же пор в видах ограничения какого либо вреда от них, можно было бы в самом деле принимать лишь некоторые полицейские меры. Что же касается таких решительных мер, какие в свое время принимались у нас с целью осуждения очень не малого количества народных игрищ на всегдашнюю гибель без разбора полезных сторон их, то едва ли такие меры сослужили вполне хорошую службу нашему народу, особенно в видах возможного содействия путем этих игрищ физическому развитию народа в будущем.

Современные культурные народы всюду все более и более начинают убеждаться в важности правильных и полезных физических упражнений с детства, а потому в наиболее цивилизованных государствах все шире и обдуманнее начинают применять их, начиная с детских комнат до школ, путем игр, гимнастики и т.д. Ни в одном однако из современных государств не заботятся так много и так систематически о телесном развитии народа и пригодности его для разных практических целей, требующих особенно развитая физической силы и ловкости, как в Англии. Благодаря любви к сельской жизни, особенно богатых классов Англии, благодаря любви их к движениям на чистом воздухе и национальной любви к спорту, боксу и т.п., в Англии вообще давно уже тщательно поощряют всякого рода приемы, содействующие развитие телесных сил, а потому в настоящее время в Англии уже нет города, в котором бы не было площади, назначенной для общественных игр, нет деревенской школы и общины, которые бы не имели особого места для игры в крикет, мяч и другие подвижные игры. Школьники нередко посвящают на эти игры обязательно 2—3 часа в день. Игры в крикет и большой мяч, подобно другим наукам, имеют своих специальных учителей и преподаются систематически. Хороший крикетор пользуется большим почётом, чем первые ученики школы[13]. В этих играх нередко принимают участие не только дети, но и взрослые. В солидных учебных заведениях, каковы напр. Оксфордский и Кембриджский университеты, студенты-юноши в известные сроки состязаются в гребле и гонке на лодках, плавании по воде и т.д. На многих национальных праздниках в Англии устраиваются состязания в верховой езде, иногда устраиваются очень дикие и опасные атлетические игры в шары (Football), бокс и т.д.; но тем не менее они считаются любимейшими в народе; в них принимает участие вся молодежь Англии, начиная от ремесленников и кончая учащейся молодежью, офицерами и джентельменами. Сотни зрителей и зрительниц окружают место состязания аплодируют и одобряют состязающихся криками: «браво» и т.д. Благодаря такой всеобщей любви англичан к физическим упражнениям, соединенным иногда с довольно сильными и небезопасными напряжениями, вообще говоря, английское население изо всех современных нам представляется наиболее мощным, за исключением разве фабричных округов, в которых и до сих пор весь народ сплошь представляет собою грустную картину человеческой природы.

Характер народа бесспорно кладет свой заметный отпечаток на весьма многих проявлениях общественной и частной жизни людей. Этот характер между прочим сказывается и на детских играх, отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем дети играют с большим увлечением и непринужденностью, а вследствие того с большею свободою для проявления своего национального характера. Это впрочем и весьма понятно. Мы уже отчасти из сказанного прежде могли убедиться в том, что игра, по существу своему, есть свободное выражение душевных и физических сил ребенка, работающих со всей энергией и заимствуемых преимущественно из той среды, в которой они родились; но теперь об этой связи детских игр с характером данного народа мы постараемся сказать несколько подробнее. Тайлор рассматривая детские игры с этнографической точки зрения, говорит: «если мы с полным вниманием взглянем на игры детей и взрослых для этнологического изучения, которое мы можем извлечь из них, то прежде всего нас поражает то, что многие из них суть ничто иное, как играющие подражания серьезным занятиям в жизни. Точно так, как дети в новейшие времена цивилизации в своих играх обедают или идут со двора, или ходят в церковь, и детям дикарей доставляет особое удовольствие подражать занятиям, которыми несколько лет позднее им придется заниматься серьезно, вследствие чего игры их на самом деле составляют для них учение. Дети эскимосов забавляются тем, что стреляют из маленьких луков в цель и строят маленькие хижины из снега, которые они освещают кусочком фитиля из горелки, выпрошенным у матери. Миниатюрные бумеранги и копья принадлежат к игрушкам австралийских детей и точно также как отцы поддерживают древний обычай брать себе в жены таких женщин, которых они силою похищают из другого племени, то и «игра похищения невесты» принадлежит к правильным играм тамошних мальчиков и девочек»[14] По свидетельству Ливингстона[15], дети некоторых африканских негров в своих играх подражают серьезным работам взрослых: строят хижины, делают луки, стрелы, щиты, копья, разводят сады и огороды, ловят птиц и т.п. По свидетельству г. Голидникова, секретаря статистистического комитета Тобольской губернии, в жизни остяков и самоедов Березовского и сургутского округов, детские игры вообще крайне скудны по количеству и разнообразию; но и те, которые имеются у них, состоят большей частью в подражании деятельности взрослых. Так напр. дети зимой устраивают вокруг своих юрт «пленки», изображающие в миниатюре приспособления, которыми отцы их ловят куропаток; устраивают «слопцы» для ловли зайцев, делают луки, стрелы; устраивают «морды» для ловли рыбы; делают «садки» для ловли уток и т.д. Игры русских крестьянских детей нередко составляют собою также только одно подражание взрослым. Так напр. мальчик старается подражат преимущественно отцу, причем вместо сохи служит ему какая-нибудь деревянная клюшка, вместо лошади - другой подобный мальчик и. т.д. Нередко впрочем крестьянские дети употребляют в своих играх и прямо таки сохи и бороны, представляющие собою совершенное подобие земледельческих орудий того же названия. «В Вятской губернии, - говорит один из сельских учителей, В. Тихомиров, - мне приходилось видеть работы детей этого рода на столько хорошо исполненными, что они не оставляли желать ничего лучшего. Ценность работ означенных орудий и их достоинство увеличивается тем более, если мы примем во внимание то обстоятельство, что орудия эти делаются только с помощью топора и ножа и редко к этим инструментам прибавляются еще долото или буравчик». В Московский политехнический музей, в отделение «физического воспитания детей,доставлено несколько подобных сох и борон из Смоленской губернии, сделанных с большим умением детскими руками. На основании сказанного в самом деле позволительно утверждать, что характер и жизнь народа кладут свой заметный отпечаток на детских играх.

Но с другой стороны нельзя не признать и того, что те игры, посредством которых дети занимаются совершенствованием и подготовкой себя в практической жизни, в состоянии весьма рано вселить в них также наибольшее расположение именно к тем занятиям, в которых они сначала путем подражания привыкли в своих играх с малых лет. Черногорец еще в колыбель своего новорожденного сына кладет пистолет и ружье, а дочери - веретено и прялку. В этом же роде повторяют подарки черногорским детям и в дальнейших периодах их развития. Впечатления, вызываемые игрушками, поддерживаемые и укрепляемые соответствующими играми, как элементарным подражанием серьезным действиям взрослых, в конце концов действительно развивают из мужского элемента черногорцев - храбрых воинов,а из женского домовитых, неутомимых тружениц по хозяйству. Североамериканский краснокожий индеец рано знакомит своего сына с орудиями охоты и войны, даря ему вместо игрушки маленькие луки и стрелы; между тем как девочке дарить безделушки, относящиеся больше к женскому туалету и другим средствам женского кокетства, практикующимся в этом племени. Мальчик гвинейских негров получает лук;а девочка - палочку для размешивания пищи[16]. Таким образом дети дикарей, не имея ни малейшего понятия о существовании в цивилизованном мире каких-либо мыслителей и одуществляющих их принципов, тем не менее в своих играх нередко самым точным образом исполняют их советы и желания. Как известно, еще Платон говорил, что мальчикам посредством игры следует давать такое направление, посредством которого они приспособлялись бы к будущим своим серьезным занятиям. Известный педагог конца прошлого столетия, д-р Локк желал, чтобы все игры и развлечения детей имели целью благие и полезные привычки, потому что дети ко всему прилагают привычки, как хорошие, так и дурные. Такие же приблизительно мысли высказывал и Фребель; такие же мысли много раз повторяли его последователи, а равно и, многие другие лица, держащиеся самых разнообразных воззрений в вопросах воспитания. Вековой опыт в свою очередь показал также, что игрушки и игры действительно нередко делались первыми средствами воспитания, давали первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума и призвания отдельных лиц и даже целого народа и в этом смысле игрушки и игры нередко представляют собою по крайней мере такое-же, если не более важное, образовательное значение, согласное с духом народа, как народная поэзия, легенды, сказки, поговорки, загадки и т.д.

Этим мы, конечно, не хотим сказать того, чтобы природная, индивидуальная склонности ребенка не играли никакой роли в характерном его развитии и чтобы он, в силу таковых же наклонностей, не проявлял расположения именно к такого рода играм, к которым более влекли его эти наклонности; наоборот в истории и в жизни мы постоянно встречаем массу фактов, указывающих на то, что сила прирожденных свойств неудержимо проявляется еще в раннем детстве, за играми, при помощи которых они только крепнут. Так, говорят, что Кир, царь Персидский, воспитывавшийся в тиши и уединении и нимало не подозревая своего высокого происхождения, тем не менее еще мальчиком лет 10-ти, любил часто играть со своими сверстниками в цари. Русский Император Петр I, положивший начало русскому флоту, еще мальчиком страстно любил воду и на обширных прудах села Измайловского под Москвой с особым увлечением любил упражняться на маленьких ботиках со своими сверстниками. Будущий замечательный сельский хозяин, техник, механик, лингвист, математик, художник, музыкант также нередко весьма рано, в детстве, среди игр и забав обнаруживает свои недюжинные способности, которые впоследствии дают ему славу и мировую известность. Но тем не менее это в свою очередь ни мало не уничтожает важности воспитательного значения игр и самих по себе, как это показано выше.

Не забудем здесь упомянуть еще об одном обстоятельстве, имеющем связь с этнографией. Дело совершенно обыкновенное, что игра нередко переживает первобытный обычай, которого она есть только подражание. Xopoший пример в этом отношении представляет вам лук и стрела. Эти орудия, весьма распространенные в древности и у диких народов, мы можем проследить потом в относительно позднейшие и даже новейшие времена, напр. у многих современных нам дикарей. В свою очередь везде, где мы находим среди детских игр это оружие, мы вправе заключить, что оно когда-то практиковалось и среди взрослого населения данного народа, а теперь в ряду детских игр осталось только как предание. Арбалет и пращи также соперничают не менее значительно с луком и стрелою по своей давности и большому распространению на земле. К ряду детских игр, в которых сохранились более или менее предания, можно отнести также некоторые из хороводных игр, отличающихся своего рода обрядностью, напоминающею собою отчасти обряды и обычаи давно прошедшего времени и давно прошедшей культуры.

Многие игры, песни и своеобразные отчитывания детей кроме того иногда до поразительного сходства повторяются у разных народов, или же изменяются лишь отчасти в подробностях, смотря по местности и столетиям. По свидетельству знатоков старины «некоторые песни и игры детей Исландии, Норвегии, Британских островов и Альпийских гор дословно схожи с песнями и играми Германии и поэтому без сомнения указывают на то, что они уже существовали во времена, предшествовавшие переселению народов. С другой стороны можно проследить, как древнегерманские игры и детские песни распространены по Франции и Италии»[17]. Все эти сходства, без сомнения указывают прежде всего на существовавшую когда-то весьма близкую связь и даже родственность многих народов, тем не менее не мало указывают и на то, что, как мы уже отчасти заметили выше, главнейшие потребности детей всех народов одни и те же: ребенок чувствует потребность упражнять свои органы, чувства и члены, стремится всеми силами к удовлетворению этой потребности, а отсюда понятно, что и многие из детских игр имеют так много сходства между собою, несмотря на различие национальностей, стоящих теперь иногда очень далеко друг от друга как по культурному развитию, так и по географическому положению. Так напр. эскимосский мальчик, закутанный в мех, играет в мяч с таким же удовольствием, как это делали еще дети древних Египтян, Греков и т.д., как это делают всюду современные нам европейские дети и в то же время как делают это жители островов южного океана и т.д. Вот эти-то стороны игр, в которых передается из рода в род, из века в век, от одного народа к другому что-то общее, свойственное, занимательное и поучительное для детей всех времен, всех рас и племен, всех религий и ступеней культурного развитая, – и носят на себе признаки общечеловеческого, историко-образовательного значения детских игр.

Своеобразные законы и правила, формулы речи, отсчитывание под рифму, поговорки и песни, употребляемые до сих пор в наших детских играх, были без сомнения уже за несколько сот лет в употреблении и в устах весьма многих детей, а может быть даже иных уже и вымерших народов, от которых до нас дошла только некоторая часть их, и тем не менее чрез детей последующих поколений детские игры снова повторяются, снова освежаются в памяти живущих поколений и снова молодеют, потому что большие дети безпрерывно научают им меньших.

Жизнь детей гораздо ближе прикасается к природе, чем жизнь взрослого человека, мысли и чувства которого слишком много вращаются среди общественных отношений. Как в древней Греции,так и теперешние дети наши с одинаковой радостью приветствуют первый дождь весной, первую ласточку, первую букашку, первый цветок, такими же шумными криками и оживленными песнями выражают несказанное удовольствие при этом, как это опять-таки делалось в старину и до поразительного сходства повторяется у многих народов.

Несмотря однако на сходство многих детских наклонностей, а в зависимости от них и сходства многих детских игр, некоторые особенности в характере последних проявляются и благодаря национальным особенностям. Так напр. в Англии ничего особенного не находят в том, что толпа мальчиков подростков, преследуя и разыскивая товарища, изображающего лисицу, иногда в течение двух, трех суток не возвращаются домой, оставаясь на этих поисках и претерпевая иногда при этом немало лишений и разнообразных неудобств. Здесь также мало обращают внимание на то, что если при игре в крикет кому-либо из участвующих совсем оторвет палец брошенным в него, как камень, жестким мячом. Такой девяти палый мальчуган, по мнению англичан, впоследствии все-таки уйдет гораздо далее иного, нежно воспитанного десятипалого мальчика. От одной русской дамы, не раз бывавшей в Англии и вполне достоверной, г-жи Л. мы слышали такой, вполне характерный для английской нации рассказ: «однажды в мою бытность в Лондоне, дети во время атлетической игры Footballубили мальчика, единственногосына родителей. Как только это стало известным в публике, тотчас же поднялись со всех сторон крики: «Что за безобразия делаются в Англии! Что за варварские в ней игры? Следует немедленно же запретить те из них, которые хоть сколько-нибудь угрожают опасностью жизни или здоровью детей!» Но вот вскоре является в газетах письмо отца убитого, в котором он, конечно, сокрушается о смерти своего единственного сына, а в конце письма прибавляет, что, несмотря на это, он лично не смеет подать голоса против запрещения Footballи подобных ей атлетических игр, так как путем подобных игр вырабатываются между прочим мужество и дух неустрашимости нации. Тотчас после того крики против атлетических игр смолкли и они снова выступили на сцену во всей прежней силе».

Кому приходилось видеть игры швейцарских детей, тот воотчию мог убедиться, что сыны свободного государства в большинстве случаев воспитываются на весьма отважных играх, требующих нередко большого напряжения сил физических, между тем как у сынов Германии и в играх проглядывает множество сентиментальности, особенно в играх девочек, а в играх Франции везде на первом плане юмор и веселье.

До сих пор мы могли представить немало данных такого рода, из которых могли убедиться, что склонность к физическим упражнениям, а в том числе, конечно, и к разного рода играм, замечается преимущественно среди племен и народов, отличающихся наибольшею врожденною наклонностью к движениям. В параллель к этим образцам представим теперь несколько примеров совершенно обратного свойства, а именно, что люди, подчиняясь слишком монотонным, однообразным условиям своей жизни, легко могут получать при этом и направление своего характера весьма скучное, угрюмое, при малом расположении к физическим упражнениям вообще. Бытописатели, сообщавшие нам сведения о жизни Вотяков Вятской губернии, говорят напр. следующее: Вотяки живут в лесах, одинокими хижинами, или изредка маленькими селениями. Они промышляют охотой на зверей или обрабатывают свои крохотные польца ради добывания насущного хлеба. При таких условиях жизни все внимание членов семьи поглощено заботами о завтрашнем дне причем, очевидно, ни взрослым, ни детям в обыденные дни не до увеселений или каких-либо игр. Нельзя, однако, сказать, чтобы Вотяки вовсе лишены были склонности к увеселениям. Наоборот, они охотно устраивают себе таковые, но только изредка, а именно в некоторые большие праздники или по окончании полевых работ. Наиболее чтимыми праздниками у них считается Пасха, которая, кстати сказать, празднуется у них с вечера после бани в великий четверг, потому что Вотяки вообще вместо Воскресенья празднуют пятницу; затем празднуют Троицынъ и Петров день. Празднования эти состоят в том, что к празднующим приезжают или приходят гости целыми семьями, не исключая из того числа ни старых, ни малых, ни слепых, ни хромых, ни детей грудных, ни едва ползающих. Все эти гости ходят, ползут, перенашиваются из дома в дом, насыщаются здесь до объедения однообразною, неизысканной пищей и напиваются до опьянения самодельными напитками. Во время полевых работ Вотяки, по своему коренному обычаю, выходят на работу целыми семьями, – стар и млад, – годный и не годный к работе,и все без исключения обязаны копошиться около работающих. По окончании полевых работ осенью они устраивают своеобразную пирушку, в которой принимают участие опять-таки все члены семьи до единого и состоящую в том, что все они отправляются в луга вблизи селений, пьют там доморощенную кумычину, поют песни, играют в огарыши (род горелок) и только перед утром следующего дня возвращаются домой. Благодаря такой тесно связывающей жизни Вотяков во всех возрастах, дети их, очевидно, также почти не имеют возможности собираться отдельно от семьи для какой-либо специальной игры, вследствие чего между ними нередко можно встретить таких лишь, которые во всю свою жизнь не видали ни одной игрушки, не участвовали ни в одной детской игре, или же таких, которые довольствовались самыми обыкновенными, самодельными дудками и свистульками. Только дети тех Вотяков, которые перемешиваются и живут в одной семье с русскими, отчасти заражаются расположением к детским играм последних; однако и здесь дело обходится не без странностей. Так Вотские дети охотно играют с русскими или промеж себя в козны (бабки) и другие игры, не требующие большой ловкости, силы и подвижности. Что же касается игры в мяч и городки, то этой премудрости они никак не могут победить, а потому обыкновенно и не любят их. Вторая странность Вотских детей состоит в том, что они вообще не любят общественных или публичных игр, а предпочитают им игры домашние, при том келейные, о которых не знали бы старшие.

Главнейшая причина нерасположешя Вотских детей к открытым играм та, что этого не любят старшие, воспитанные в смысле постоянного неразрывного единения всех членов семьи, а потому обыкновенно никогда и не дозволяющие добровольно отлучку детей из дома для игр. Тем не менее соблазн возраста берет свое, и вот в селениях, смешанных с русскими, Вотские дети часто убегают для игр в какие-нибудь уединенные места и даже по ночам, когда старики ложатся спать, играют здесь до утра. Особенный соблазн для Вотских детей составляют различные увеселения и игры, устраи- ваемые русскими во время некоторых своих праздников, напр., в течение святок. Катанье с гор, в течение масленицы – катанье на лошадях, во время святой недели—катанье яйцами, качели и т.д. Замечательно, – говорят бытописатели Вятской губернии, – что в то время когда русские дети и молодежь натешившись вдоволь своими развлечениями и играми за день, уходят по домам спать, Вотские дети и подростки в это время только являются на потехи и тешатся ими на разные лады вплоть до утра. Многие сибирские, инородческие племена, особенно живущие в глубоких лесах, во многом схожи образом жизни своей с Вотскими. Они с детства отличаются малой подвижностью, малой склонностью к веселым детским играм и, как истые дикари, только мало по малу входят во вкус последних, вступая в более близкое соприкосновение с жизнью русских, от которых они охотно заимствуют всякого рода обычаи, и в том числе и любовь к детским играм.

Таким образом, на основании изложенных данных для нас становится несомненным, что, по крайней мере, большая часть детских игр в самом деле принадлежит еще детству жизни разных народов, отражая в них свой первобытный характер, что потом многие из этих игр с величайшею тщательностью сохраняются среди грядущих поколений, как предания, завещанные из глубокой старины, и что наконец впоследствии некоторые из них только отчасти разнообразятся в зависимости от века, духа времени, особенностей страны, характера и образа жизни данного народа. В виду такого образовательно-исторического значения детских игр разве в самом деле оне не заслуживают несравненно большего внимания со стороны историков, этнографов, антропологов и других ученых подобных категорий, чем это, к сожалению, ведется до сих пор?