Лекция 11
фигуры и трафареты Графического редактора «VISIO»
Фигуры. Стандартные трафареты. Специальные трафареты. Пользовательские фигуры. Соединение фигур. Объединение фигур. Группировка фигур.
11.1 Фигуры
Кроме предоставления разработчику уже готовых фигур в Visio имеются богатейшие возможности по созданию пользовательских фигур. Разработка или настройка пользовательских фигур может включать в себя непосредственное рисование, модификацию готовых фигур, вращение, работу с объединенными или сгруппированными фигурами, изменение отдельных цветов или целых цветовых схем, добавление текста и т. д.
Графический редактор Visio 2002 предоставляет возможность для быстрого построения фигур различной степени сложности, деловых схем, диаграмм, графиков и т. д. После освоения интуитивно понятного интерфейса создание пользовательских изображений любой сложности превратится в несложную игру, похожую на кубики. Схожесть Visio с этой игрой заключается в использовании уже готовых фигур, которые разбиты по тематическим трафаретам. Таким образом, вашей главной задачей будет выбор необходимого трафарета и мастера нужной фигуры в нем. Благодаря наглядности трафаретов и активной системе подсказок, которой снабжены все фигуры, создание любого изображения не составит труда. Весь основной инструментарий, который расположен на панелях инструментов Standard и Formatting, прост в обращении и по своим функциям очень похож на подобные инструменты в других приложениях Microsoft Office. Более специальные команды, включенные в другие панели инструментов, позволяют упростить работу со специфическими инструментами.
Что в дальнейшем мы будем называть термином «фигура»? В Visio это понятие достаточно расплывчато — под ним подразумевается любой геометрический объект, который может быть выделен одним щелчком левой кнопки мыши. Это может быть элементарная фигура — линия, дуга, сплайн (несколько объединенных дуг), или сложная замкнутая фигура, состоящая из любого числа последовательно соединенных простых элементов. Особым случаем является фигура, получающаяся в результате группировки нескольких отдельных фигур.
В зависимости от сложности фигуры отличаются своими свойствами. Например, только замкнутую фигуру можно закрасить, а у разомкнутых фигур могут быть изменены окончания.
В Visio различается три типа фигур: одномерные (1-D shapes), Двумерные (2-D shapes) и псевдотрехмерные (3-D shapes).
Трехмерные фигуры получаются в результате добавления тени к обычным двумерным фигурам, при этом явное представление третьей координаты в Visio отсутствует — все это позволяет говорить о псевдотрехмерности.
Главный признак фигуры — это наличие маркеров при ее выделении. Основными являются маркеры выделения (selection handle). Каждая двумерная фигура имеет восемь маркеров выделения, которые образуют прямоугольник, ограничивающий фигуру. В дальнейшем, используя термин «маркер», мы будем подразумевать маркер выделения. Кроме визуального ограничения, маркеры играют важную роль в изменении размеров фигуры. Вместе с маркерами выделения в некоторых сложных фигурах могут использоваться маркеры контроля (control handle), которые предназначены для изменения внутренних размеров фигуры. Например, у представленной ниже фигуры Cross (крест) может быть изменена не только ее высота и ширина, но и ширина перекладин креста.
Для более четкого различия маркеров выделения и маркеров контроля последние имеют контекстные подсказки, которые содержат информацию о способе их применения.
Одномерные, двумерные и трехмерные фигуры
Как было указано выше, в Visio все фигуры условно делятся на три типа: одномерные (1-D), двумерные (2-D) и псевдотрехмерные (3-D).