Разработайте процедуры устранения типичных проблем.
Заручитесь поддержкой.
Расположите к себе участников.
Создайте и постоянно поддерживайте командный дух.
• Сплотите коллектив. Как только коллектив участников сформирован, доведите до всех в понятной форме задачи проекта. Способствуйте их знакомству со стилями и навыками работы друг друга.
• Установите общие методы работы. Содействуйте выработке в коллективе вашего проекта единых методов работы.
• Распределите полномочия. Каждый должен знать, какими полномочиями обладают участники проекта.
• Поддерживайте здоровые отношения в коллективе. Способствуйте установлению и поддержанию доброжелательных и продуктивных взаимоотношений.
• Добейтесь понимания каждым общих задач. Индивидуальная и совместная деятельность каждого должна быть направлена на выполнение общих задач.
• Добейтесь сознательности. При матричной организации труда участники, как правило, не состоят в административном подчинении друг у друга. Поэтому выполнить указания равного по статусу коллеги может побудить только внутренняя мотивация, т. е. осознание важности общего дела. Следует с самого начала вызвать и поддерживать это осознание.
• Изучите стили участников проекта. Это позволит вам создать и поддерживать нормальную рабочую обстановку, в которой исполнители вашего проекта будут с удовольствием работать.
• Найдите главного сторонника вашего проекта. Вашего личного авторитета может не хватить для гладкого решения всех вопросов. Постарайтесь побыстрее найти влиятельного союзника хотя бы вашего уровня.
• Просите оказывать поддержку и не забывайте благодарить начальников "ваших" специалистов. Это расположит к вам и тех и других, и они будут помогать и в дальнейшем.
• Детально планируйте. Работы проекта планируйте совместно с участниками. Тщательная детализация способствует ясному пониманию намеченных работ, их трудоемкости и роли каждого в их выполнении.
• Выявляйте и немедленно устраняйте конфликты. При совместной работе малознакомых людей они возникают нередко. Призывайте участников вовремя выходить из конфликтных ситуаций путем обсуждения спорных вопросов. Разработайте систему и процедуры разрешения таких ситуаций, не доводя до конфликта.
• Призывайте участников к открытому общению, особенно при возникновении проблем. Чем раньше вы о них узнаете, тем быстрее сможете принять меры. Это также способствует улучшению рабочей обстановки.
• Информируйте соответствующих лиц высшего руководства о ходе работ и затруднениях. Поскольку участники вашего проекта имеют административных начальников, могут возникнуть противоречия в полномочиях. Апеллируйте к высшему руководству для решения конфликтов в соответствии с приоритетами организации.
Глава 7 Как привлечь к вашему проекту нужных людей
В этой главе…
• Кто относится к аудитории проекта
• Создание списка аудитории проекта
• Определение распорядителей, соисполнителей и наблюдателей
• Полномочия участников проекта
Вначале проекта, пока не видна подводная часть айсберга, вам кажется понятным, что делать и с кем. Но в ходе работы периодически возникает потребность в новых людях, которые могут помочь и подсказать.
Несвоевременное привлечение нужных людей к проекту чревато, во-первых, вероятностью упустить важную информацию, что в дальнейшем может иметь серьезные последствия, и во-вторых, обидой тех, кто посчитает себя проигнорированным. Не сомневайтесь, они-то сделают так, чтобы вы о них впредь не забывали!
Поэтому с самого начала позаботьтесь обо всех, кто нужен для проекта. Из этой главы вы узнаете, как их определить, когда и как привлекать к работе и какими полномочиями наделять.
Аудитория проекта
Аудиторией проекта будем называть всех, кто поддерживает проект или проявляет к нему интерес, а также тех, для кого он имеет какое-либо значение. Поэтому не все они работники вашей организации. Обязательно нужно иметь список всех лиц аудитории проекта, чтобы:
• запланировать, когда и как их привлекать;
• определить, правильно ли был первоначально оценен объем работ проекта.
Может быть, вам встречались и другие термины, но они касаются только частностей, например, такие.
• Заинтересованные лица. Они, если и не будут поддерживать проект, то, по крайней мере, весьма заинтересованы в нем. В этом списке нет людей, которые только в курсе, а также не работающих штатно в организации.
• Список рассылки. Содержит имена лиц, которым рассылаются копии деловой переписки проекта. Обычно присутствие в этом списке еще не означает важность данной персоны. Может, ее просто постеснялись не включить сюда.
• Участники проекта (команда проекта). Те, кто будут работать под управлением руководителя проекта. Они важная, но только часть всей аудитории проекта.
Критерии подготовки списка аудитории проекта
Начинайте формировать этот список с первых минут проекта. До самого его завершения вы будете с ним работать и вносить коррективы. Для удобства систематизируйте его, например, по категориям, чтобы не искать потом бухгалтера среди сотен имен.
Как-то слушатель моих лекций показал мне свой список аудитории проекта и попросил проверить, никого ли он не упустил. Посмотрел я и кроме трехсот имен в алфавитном порядке ничего не увидел. Кто они такие, зачем туда вписаны, какая роль им отведена?
Вот примерная иерархическая структура списка аудитории проекта.
• Внутренние — штатные работники вашей организации.
• Высшее руководство — руководители верхнего звена управления, несущие полную ответственность за деятельность организации.
• Источник идеи — лицо, подавшее идею вашего проекта, а также все те, через кого она прошла до вас.
• Руководитель проекта — полностью отвечает за проект.
• Участники проекта — подчиненные руководителя проекта.
• Подразделения, штатно вовлеченные в проект — например, отдел кадров, бухгалтерия.
• Подразделения, привлеченные в проект по необходимости — подразделения, направившие специалистов для участия в проекте.
• Внешние — люди, не состоящие в штате вашей организации.
• Клиенты и потребители — частные лица или организации, покупающие изделия или услуги вашей фирмы.
• Сотрудничающие лица и организации — привлечены для выполнения работ в силу той или иной необходимости.
• Продавцы, поставщики и подрядчики — организации, предоставляющие трудовые, материальные и финансовые ресурсы для работ проекта.
• Разрешительные органы — государственные организации, от которых требуются особые разрешения на определенные виды деятельности.
• Профессиональные общества — при некоторых обстоятельствах могут оказать влияние на успех проекта.
• Общественные организации — местные, национальные и международные общественные организации, которые могут оказать влияние на проект.
Реалии как таковые
Много лет назад я столкнулся на своем семинаре по обучению управлению проектами с женщиной, которая уже была на нем несколько месяцев назад. После обычных приветствий она рассказала, как ей помогли на практике полученные знания и, в частности, список участников проекта.
Поначалу ее удивило, что для двухмесячного проекта количество имен в этом списке превысило полторы сотни. Но вопреки ее сомнениям оказалось, что ни одно имя не было вписано напрасно. А то, что это было сделано вовремя, позволило ей заблаговременно:
• запланировать, кого и как привлекать к проекту;
• подумать, как отразится непривлечение отдельных лиц;
• посоветоваться с шефом по этим вопросам.
Полагаю, вы самостоятельно сможете продолжить разработку предложенной структуры списка аудитории проекта исходя из особенностей вашей организации.
Не пропустите возможных кандидатов.
Службы обеспечения. По штату они в любом случае участвуют в проекте. Лучше заранее проинформировать их о готовящемся проекте, узнать, какие ресурсы они смогут вам предоставить, и согласовать графики. Перечислим их:
• отдел кадров;
• ОТК;
• юридический отдел;
• отделы сбыта, снабжения и договоров;
• бухгалтерия;
• служба охраны;
• служба материального обеспечения;
• информационные службы.
Потребители или конечные пользователи результата работ проекта. Не всегда возможно внести их в список (например, покупателей товаров широкого потребления), но информацию об их потребностях следует иметь, хотя бы через каких-то представителей.
Как-то крупный американский транснациональный банк проводил многомиллионную модернизацию своей информационной системы. Хотя специалисты плотно работали с европейскими представителями конечных пользователей, работа новой системы закончилась провалом, поскольку вся документация системы велась на английском языке, который был непонятен 90 % банковских пользователей в Европе. Тут сказались и подбор говорящих на английском представителей, и непонимание последних, что они представляют всех своих европейских коллег, не говорящих по-английски.
Люди, обеспечивающие внедрение и эксплуатационную поддержку результирующего продукта. Им предстоит обеспечивать успех проекта после того, как вы умоете руки. Пока есть возможность, привлекайте их к работе, чтобы они смогли заранее изучить то, что будут внедрять, и заодно дать вам дельные советы.
Предположим, вам предстоит организовать ежегодную сдачу крови.
Таблица 7.1. Список участников Дня донора (частичный)
Категория | Подкатегория | Участники |
Внутренние | . | . |
. | Высшее руководство | • Центральная администрация; • Зам. по сбыту и маркетингу; • Зам. по производству; • Главный заместитель. |
. | Члены коллектива | • Представитель сервисной службы; • Представитель отдела связи с общественностью; • Административный помощник. |
. | Службы обеспечения | • Бухгалтерия; • Склады; • Юридический отдел. |
. | Специальные службы | • Руководитель проекта и участники прошлогоднего Дня донора |
Внешние | . | . |
. | Клиенты, потребители | • Доноры предыдущих лет; • Потенциальные доноры. |
. | Разрешительные органы | • Местное бюро здравоохранения |
. | Поставщики, подрядчики | • Медсестры; • Поставщики пищи; • Руководство станции переливания крови |
. | Профессиональные сообщества | • Американская медицинская Ассоциация; • Американская Ассоциация банков крови. |
. | Общественность | • Местный комитет; • Местные газеты; • Местные теле- и радиостанции. |
Проверка укомплектованности списка аудитории проекта
Полностью укомплектовать список участников проекта поможет предлагаемая инструкция.
• Каждое имя сопровождайте указанием занимаемой должности. В соответствии с этой информацией легко структурировать список по категориям, например: категория маркетинга, ответственная за рекламу изделия X, Шарон Уилсон.
• Постарайтесь поговорить со многими людьми. Посоветуйтесь с представителями разных подразделений, профессий, к кому еще следует обратиться, чтобы никого не пропустить.
• Найдите время для составления этого списка. Откройте его, как только получите назначение на проект. Консультируйтесь с участниками вашего проекта, они подскажут, кто нужен еще.
• Не забывайте о тех, кто будет играть эпизодическую роль. Лучше сразу внести их в список, чтобы заранее решить, когда и как включить их в работу (см. также определения распорядителей, соисполнителей и наблюдателей дальше в этой главе).
• Включите в список административных начальников участников проекта. Вряд ли они будут выполнять задачи проекта непосредственно, но следует согласовать с ними сроки участия их подчиненных в проекте и заручиться поддержкой.
• Тех, кто будет выполнять несколько различных задач проекта, включайте во все соответствующие разделы списка. Предположим, ваш босс кроме общего надзора еще будет проводить техническую экспертизу. Впишите его в оба раздела списка. Если босс уедет (в командировку или отпуск), найдите других кандидатов, но не забудьте проинформировать его письменно о каждой замене.
• Постоянно работайте со списком участников проекта. По мере накопления информации этот список будет уточняться. Спрашивайте и прислушивайтесь к советам других участников проекта о возможных кандидатурах.
• Если не уверены, лучше впишите. Одно это еще ни к чему не обязывает. Позже станет понятно, кто не нужен, но привлечь на ходу требуемого специалиста без предварительного согласования значительно сложнее.
Разработка шаблона списка аудитории проекта
Шаблон списка аудитории проекта, в котором вы учли накопленный в предыдущих проектах опыт, поможет сэкономить время в будущем.
Предположим, в ваши обязанности входит подготовка квартального бюджетного отчета. Поскольку делать это приходится уже не первый раз, то имена всех, кто даст необходимую информацию, распечатает документ и утвердит его, вам наверняка известны. Составьте их список и пользуйтесь им раз в квартал, внося при необходимости коррективы.
Шаблоны не только экономят время, но и снижают вероятность ошибки, если работать с ними правильно. Однако излишне доверившись, казалось, отшлифованному шаблону, можно подвести и себя, и людей.
Некоторые советы по применению шаблонов.
• Следует разрабатывать шаблоны как для проекта в целом, так и для отдельных его задач. Например, кроме шаблонов проведения Дня донора или утверждения нового лекарства в соответствующих органах неплохо также иметь шаблон процедуры подписания контракта. Шаблоны частных задач удобно держать в папке с шаблоном всего проекта.
• Гораздо важнее должность, а не имя исполнителя. В списке сначала должна быть указана должность, например "бухгалтер", а не "Билл Миллер". Билл Миллер может уволиться или получить другую должность, а вам будет понятно, какого кандидата искать.
• Основой дня шаблона должен быть опыт успешно проведенного проекта, а не кажущиеся удачными умозаключения. Нужно постоянно работать и со списком аудитории в ходе работ, и с его шаблоном от проекта к проекту, внося при необходимости изменения, отражающие накопленный опыт.
• Шаблон — это только основа списка. Проекты могут быть только похожими, рабочая обстановка тоже меняется. Поэтому основанный на шаблоне список следует основательно прорабатывать с самого начала до конца проекта, чтобы не повторять ошибок.
Сюжеты о наглядности
Однажды две работницы одной компании одновременно готовили свои списки аудитории по схожим проектам на поставку вычислительной техники. Контракты уже были подписаны, и женщины, понимая, как важно сразу выявить и привлечь всех нужных людей, принялись за работу.
Первая распечатала имена чернового варианта списка на презентационных картонках с применением разнообразной графики и в таком виде представила их на встрече с персоналом заказчика. Впечатление она произвела, но ни одного дельного предложения не добилась, как ни старалась. В процессе работ проекта предложения, конечно, стали поступать, хотя из-за их несвоевременности часто возникали пробуксовки. В результате сроки были сорваны и бюджет перерасходован.
Вторая руководительница проекта принесла на встречу несколько исписанных листов, которые тут же пошли в работу. Общими усилиями список участников был быстро и основательно переработан. Его соответствие было подтверждено успешным выполнением проекта в срок и в пределах бюджета
Почему результаты оказались столь разными, несмотря на старание обеих руководительниц? Дело, очевидно, в несоответствии формы содержанию: первый список имел слишком завершенный вид, а второй явно побуждал собеседников что-то вписывать и зачеркивать
Распорядители, соисполнители и наблюдатели проекта
Выяснив, из кого состоит список аудитории проекта, разделим их на три основные группы.
• Распорядители — лица, чья оценка результатов проекта имеет решающее значение.
• Соисполнители — помогают выполнять работы проекта. К ним относятся как непосредственные исполнители этих работ, так и лица, утверждающие выделение на них ресурсов.
• Наблюдатели — люди, которые интересуются вашим проектом и его результатами. Они не принимают в нем активного участия, но их мнение может на что-то повлиять в будущем.
Допустим, перед отделом информации поставлена задача усовершенствовать форму и содержание ежемесячных отчетов о продажах всех торговых представителей. Проект инициирован заместителем президента по сбыту и одобрен главой службы информации.
• Распорядители: зам. президента, который инициировал проект; глава службы информации, который ожидает от проекта определенных результатов; торговые представители, чья оценка нового отчета тоже будет решающей.
• Соисполнители: системный аналитик, который будет разрабатывать этот отчет, и главный бухгалтер, который должен утвердить выделение фондов на проект.
• Наблюдатели: начальник сервисного отдела, который теперь сомневается, будет ли обещанная система учета отказов разработана в этом году, является потенциальным наблюдателем.
Не допускайте, чтобы соисполнители присваивали функции распорядителей. Если упомянутый системный аналитик по своему усмотрению вставил дополнительные пункты в отчет, объясните ему, что это прерогатива распорядителей, а его дело — оценить стоимость и трудоемкость работ.
В поисках главного сторонника проекта
Главный сторонник проекта — это влиятельное лицо вашей организации, которое оказывает всемерную поддержку проекту, отстаивает его на совещаниях, планерках и т. д. Такого человека нужно найти как можно быстрее, а если его нет, то сагитировать кого-либо. Хороший сторонник проекта:
• имеет достаточную власть и авторитет, чтобы отстоять для вашего проекта ресурсы, специалистов и удобные графики;
• очень заинтересован в успехе вашего проекта;
• желает, чтобы его имя было связано с этим проектом.
Часто распорядители выступают и в роли соисполнителей. Если упомянутый заместитель президента компании распорядился финансировать проект из бюджета отдела сбыта, то он еще и соисполнитель.
Когда привлекать их к проекту
Напоминаю пять стадий выполнения проекта, которые были подробно описаны в главе 5.
• Замысел.
• Разработка.
• Начало.
• Исполнение.
• Завершение.
Теперь следует составить план привлечения лиц аудитории проекта по стадиям и группам.
Привлечение распорядителей
Они входят в аудиторию проекта с самого начала до полного завершения.
• Замысел. Сильное привлечение. Постарайтесь обсудить со всеми распорядителями задачи, которые они ставят перед проектом, и возможности их реализации. Если в дальнейшем обнаружатся другие распорядители, проинформируйте их о причинах возникновения проекта и узнайте, каких результатов ожидают они.
• Разработка. Умеренное и сильное привлечение. Еще раз уточните, насколько проект соответствует их замыслам. Перед началом работ обязательно добейтесь утверждения.
• Начало. Умеренное привлечение. Представьте их участникам проекта. Личный рассказ распорядителей о целях проекта повысит его значимость в глазах исполнителей. К тому же после общения с исполнителями они будут чувствовать большую уверенность в успехе.
• Исполнение. Умеренное привлечение. Информируйте о прогрессе и достигнутых в ходе выполнения работ результатах для поддержания интереса к проекту.
• Завершение. Сильное привлечение. Выясните, как они оценивают результаты и полноту выполнения поставленных задач. Примите во внимание замечания и рекомендации.
Привлечение соисполнителей
Как и распорядители, они участвуют в проекте от начала до конца.
• Замысел. Умеренное привлечение. По возможности дайте понять основным соисполнителям, что проект реализуем. Если они появятся позже, то расскажите, что именно позволило сделать вывод о реализуемости проекта.
• Разработка. Значительное участие. Поскольку выполнять работы проекта или обеспечивать материалами будут соисполнители, то от них требуется максимальное участие в определении методов и графиков работ, необходимых затрат. Требуйте формального подтверждения обязательств по достигнутым соглашениям.
• Начало. Значительное участие. Ознакомьте всех соисполнителей с планом намеченных работ и методами взаимодействия.
• Исполнение. Значительное участие. Это их основная работа по определению. Организуйте взаимный обмен информацией о ходе работ, достигнутых результатах и затруднениях. Разрешайте вместе возникшие проблемы.
• Завершение. Значительное участие. Объявите соисполнителям об окончании работ проекта и дайте оценку его результатам в целом и работе каждого в частности. Выслушайте их замечания и предложения на будущее.
Привлечение наблюдателей
Привлекайте их по вашему выбору. Уровень их участия на всех стадиях проекта незначительный.
• Замысел. Проинформируйте о существовании и назначении проекта.
• Разработка. Сообщите о планируемых результатах и сроках выполнения.
• Начало. Сообщите о начале работ и сроках достижения промежуточных и конечного этапов.
• Исполнение. Информируйте о достижении поставленных задач.
• Завершение. Сообщите о полученных результатах и итогах.
Методы привлечения представителей аудитории
Нужно найти возможность постоянно поддерживать интерес к своему проекту как у распорядителей и соисполнителей, так и у наблюдателей. Вот некоторые методы.
• Личные беседы. Формальное и неформальное обсуждение вопросов проекта вдвоем, втроем. Некоторые темы требуют конфиденциальности.
• Совещания. Проводятся как в составе всего коллектива, так и отдельных групп для переназначений, мозгового штурма, обсуждений или просто объявлений.
• Переписка. Записки, заметки, письма (обычные и электронные). Она предназначена для распространения важной информации и служит в некотором роде документированием неформальных обсуждений.
• Письменная документация. Формальные письменные соглашения о планируемых результатах, выделении ресурсов, различных технических вопросах.
Советы по привлечению аудитории
То, как вы это сделаете, будет одним из факторов эффективности их вклада в проект.
• Привлекайте людей к проекту на этапе планирования, чтобы они смогли провести необходимую подготовку, зарезервировать время и ресурсы и высказать свои соображения. Даже те, кто вам в дальнейшем не понадобятся, могут поделиться своим ценным опытом.
• Обсудите в юридическом, отделе все соответствующие вопросы.Скажем, планируя возможную покупку оборудования, вы опасаетесь недобросовестных поставщиков, которые после подписания контракта могут затянуть сроки поставки.
Не забывайте:
• при разработке плана советоваться с каждым ключевым лицом аудитории проекта. Обязательно выясните все взаимные вопросы в доступной для всех форме;
• выяснять, какие интересы видит в проекте каждый представитель аудитории. Каждому из них будет приятно услышать о их реализации в ходе и по завершении проекта (об этом подробнее в главе 12).
Как привлечь Влиятельных людей
Полномочия — это право принимать решения, которые другие будут воплощать в жизнь. Ошибочно воспринятое мнение участника как полномочное указание ведет к потере сил, средств и разладу в работе.
При подборе участников проекта следует четко знать их полномочия, чтобы на ответственные позиции привлечь соответствующих лиц.
Однажды мой клиент участвовал в продолжительном заседании по поводу выбора цвета офиса. Присутствовавшие в полном составе участники ремонтных работ после интенсивных дебатов единогласно выбрали светло-серый.
Через неделю работник службы материального обеспечения сообщил, что босс забраковал этот вариант как дорогостоящий и дал указание найти другой. Заседавшие неделю назад потеряли время, потому что не пригласили достаточно полномочного человека. Им следовало:
• поинтересоваться через представителей службы материального обеспечения о критериях выбора;
• выбрать два-три варианта для представления начальнику;
• пригласить на собрание человека с достаточными полномочиями;
• если он занят, перенести собрание на другое время.
Определяйте полномочия каждого участника проекта в такой последовательности.