ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

1.1.Международное положение России и выработка нового внешнеполитического курса после Крымской войны

1.2. Российская дипломатия во время борьбы за пересмотр Парижского мира

1.3. Россия в системе международных отношений после франко-прусской войны. «Союз трех императоров»

1.4. Россия и национально-освободительное движение на Балканах (1875-

1877 гг.)

1.5. Российско-турецкая война 1877-1878 гг.

1.6. Дальневосточная политика России

1.7. Российско-американские отношения. Продажа Аляски

1.8. Внешняя политика России в царствование Александра III

1.9. Покорение Средней Азии

ГЛАВА II. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 1894-1914 гг.

2.1. Международное положение России на рубеже XIX – XX вв., ее политика в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке

2.2. Дальневосточная политика

2.3. Русско-японская война

2.4. Перегруппировка европейских держав и Россия (1904-1907 гг.)

2.5. Российско-японские отношения после Портсмутского мира

2.6. Боснийский кризис

2.7. Внешнеполитическое балансирование России после Боснийского кризиса (1909-1910 гг.)

2.8. Возвышение С. Д. Сазонова. Потсдамское соглашение

2.9. Дипломатические шаги России в связи с итало-турецкой и Балканскими войнами

2.10. Проблема статуса Внешней Монголии и Тувы в российско-китайских отношениях

2.11. Миссия Лимана фон Сандерса и Россия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ХРОНОЛОГИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с Программой курса истории восточных славян и предназначено для облегчения самостоятельной подготовки студентов по важнейшей составной части истории России – истории ее внешней политики в 1856-1914 годах.

Внешнеполитическая сфера деятельности царского правительства была тесно связана как с геополитическим положением Российской империи, так и с внутренней эволюцией страны. Кроме того, в 1905-1907 гг. она была осложнена грандиозными революционными потрясениями.

Следует иметь в виду и то, что на протяжении рассматриваемого времени внешняя политика России оставалась прерогативой короны, а потому в значительной степени несла на себе отпечаток личности императоров. Но механизм принятия и осуществления внешнеполитических решений традиционно замешивался в министерстве иностранных дел России, во многом отличавшемся как от аналогичных ведомств других стран, так и от остальных министерств Российской империи. Дипломатический корпус России являлся социально однородной, замкнутой кастовой организацией, прием в которую обеспечивал определенный контингент служащих, с идеями патриотизма в духе преданности самодержавию, великорусского шовинизма, консервативности. Определенной самостоятельностью в принятии решений все еще обладали дипломаты, находившиеся на заграничной работе. Считая министра лишь «первым среди равных», послы могли позволить себе поучать его и даже критиковать, с чем центральный аппарат вынужден был мириться. В конце рассматриваемого периода, при

П. А. Столыпине и некоторое время при В. Н. Коковцове, почти все важнейшие вопросы внешней политики рассматривались Советом министров. В периоды обострения международной напряженности важная роль в принятии решений принадлежала руководителям военных ведомств. Так, например, со времени Балканских войн большое влияние на внешнюю политику России оказывала «военная партия» В. А. Сухомлинова.

Первая часть пособия охватывает период от окончания Крымской войны до середины 90-х гг. XIX в. Для России Парижский мир открыл эпоху великих реформ, направивших развитие страны по капиталистическому пути. Вплоть до отмены нейтрализации Черного моря в 1871 г. Россия отказывалась от активных действий в Европе и на Ближнем Востоке, пытаясь решать международные вопросы мирными средствами. Были предприняты дипломатические шаги к укреплению позиций на Дальнем Востоке. Добившись же пересмотра условий Парижского мирного договора и восстановив свой престиж в Европе, Россия прибегает уже не только к дипломатическим, но и к военным средствам для решения внешнеполитических задач. Основной ареной военных и дипломатических конфликтов с участием Российской империи оказались Балканы, где соперничество великих держав развертывалось в условиях борьбы за независимость порабощенных Турцией народов, а также Средняя Азия, где интересы Петербурга сталкивались с интересами Лондона. Активно участвуя в поддержании «равновесия в Европе», царская дипломатия пошла на заключение в 1891-1894 гг. российско-французского союза, противостоявшего Тройственному союзу Германии, Австро-Венгрии и Италии.

На рубеже XIX – XX вв. Российская империя активно участвовала в борьбе за окончательный раздел мира между ведущими мировыми державами. К традиционным средствам достижения внешнеполитических целей в этот период добавились новые – предоставление внешних займов иностранным государствам, создание концессий по разработке их природных богатств и др. Возросшее с конца XIX в. внимание Петербурга к Дальневосточному региону привело к временному перемещению сюда центра тяжести внешней политики. Резкое обострение отношений с Японией вылилось в русско-японскую войну

1904-1905 гг. Потерпев поражение в войне и пережив революцию 1905-1907 гг., царское правительство стремилось не втягиваться в международные конфликты и балансировать между Англией и Германией. Новую полосу российско-английских отношений открыло соглашение 1907 г. по Тибету, Афганистану и Персии. Уязвимость балканско-ближневосточной политики России отчетливо продемонстрировал Боснийский кризис 1908-1909 гг. Потерпев дипломатическое поражение, царская дипломатия некоторое время еще пыталась продолжать политику балансирования и в 1911 г. заключило с Германией соглашение по железнодорожным и персидским делам. Однако международные кризисы следовали один за другим, и возросшая опасность мировой войны побудила российское правительство сделать окончательный выбор в пользу Антанты.

Отчетность студентов в усвоении событий и явлений внешней политики России названного периода предполагает активное участие в обсуждении на практических занятиях тем 9, 16 (См.: История восточных славян (XIX – начало XX в.): Программа и методические рекомендации к практическим занятиям для студентов 2-го курса дневного отделения исторического факультета. Мн., 2000. С. 35-37, 45-46). Следующим этапом является промежуточный зачет, вопросы к которому соответствуют вопросам, выделенным курсивом в данном пособии. В экзаменационных билетах отдельные смежные вопросы могут быть объединены. Студенты, пропустившие практические занятия по темам, посвященным внешней политике России, или получившие на них неудовлетворительные оценки, к промежуточному зачету допускаются только после «отработок» соответствующих вопросов в индивидуальном порядке. Студентам, получившим на занятиях 9 и 16 удовлетворительные оценки, помимо промежуточного зачета может быть предложено аннотирование источника или реферирование монографии из числа приведенных в библиографии в конце данного учебного пособия.