Образцы заданий
При выполнении заданий части 1 (А) в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. Начало научно-технической революции в СССР относится к периоду
1) второй половины 1940-х гг.
2) середины 1950-х гг.
3) конца 1960-х гг.
4) середины 1980-х гг.
Ответ: 2.
А2. Денежные реформы в СССР были проведены в
1) 1947, 1961 гг.
2) 1953, 1965 гг.
3) 1964, 1982 гг.
4) 1956, 1985 гг.
Ответ: 1.
А3. В 1968 г. произошло событие
1) начало освоения целинных земель в Казахстане
2) введение советских войск в Чехословакию
3) принятие «брежневской» Конституции
4) Карибский кризис
Ответ: 2.
А4. Застой в развитии экономики называется
1) инфляция
2) девальвация
3) стагнация
4) эмиссия
Ответ: 3.
А5. Взаимоотношения СССР и стран Запада первой половины 1970-х гг. получили название
1) «разрядка напряженности»
2) «холодная война»
3) «новое мышление»
4) «еврокоммунизм»
Ответ: 1.
А6. Территориальные органы управления экономикой, созданные во второй половине 1950-х гг., получили название
1) отраслевые министерства
2) научно-производственные объединения
3) государственные комитеты
4) совнархозы
Ответ: 4.
А7. Проведение политики перестройки предполагало
1) укрепление руководящей роли партийной номенклатуры
2) прекращение критики политики Советского государства
3) обязательное проведение приватизации собственности
4) отказ от цензуры средств массовой информации
Ответ: 4.
А8. Какие из перечисленных мер относятся к реформам 1965 г. в области сельского хозяйства?
А) увеличение финансирования сельского хозяйства
Б) ликвидация МТС
В) повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию
Г) преобразование колхозов в совхозы
Д) принятие программы химизации и мелиорации
Е) установление пенсий колхозникам
Укажите верный ответ.
1) АБВ
2) ВГЕ
3) ГДЕ
4) АВД
Ответ: 4.
А9. Стремление советского руководства к достижению военно-стратегического паритета с США привело к
1) росту уровня жизни советских граждан
2) демилитаризации промышленности
3) прекращению гонки вооружений
4) возрастанию роли ВПК
Ответ: 4.
А10. Экономическая политика, проводимая в период руководства М. С. Горбачева, привела к
1) росту темпов промышленного развития
2) формированию частного сектора в экономике
3) отказу от закупок продовольствия за границей
4) широкому внедрению наукоемких производств
Ответ: 2.
А11. Что было причиной обострения межнациональных отношений в конце 1980-х – начале 1990-х гг.?
1) несостоятельность национальной политики руководства СССР
2) отсутствие в республиках собственных органов власти и управления
3) принятие новой Конституции СССР
4) стремление руководства республик войти в состав других государств
Ответ: 1.
А12. Прочтите относящийся к 1960-м гг. отрывок из воспоминаний советского экономиста, академика Е. С. Варги и укажите, какой слой людей имел в виду автор.
«Ход рассуждения… примерно таков: Мы – избранная часть общества, лучшая, самая умная. Мы ответственны за Советское государство… Мы должны все спланировать, все предписать, все проконтролировать: что и когда возделывать крестьянам, когда им снимать урожай, сколько поставить государству… Мы должны планировать промышленное производство… установленный нами план является законом. Мы призваны планировать развитие науки и предписывать ученым, как они должны вести свои исследования… Мы обязаны предписывать писателям и художникам, как и что им творить, чтобы принести пользу народу и служить социализму».
1) интеллигенцию
2) бюрократию
3) рабочих
4) сельское население
Ответ: 2.
А13. Прочтите отрывок из письма к Всесоюзному съезду Союза советских писателей и укажите автора.
«Литература, которая не есть воздух современного ей общества, которая не смеет передать обществу свою боль и тревогу… не заслуживает даже названия литературы.
Уже три года ведется против меня, всю войну провоевавшего командиром батареи… безответственная клевета: что я срок отбывал как уголовник или сдался в плен, “изменил Родине”, “служил у немцев”. Так истолковываются 11 лет моих лагерей и ссылки, куда я попал за критику Сталина».
1) М. Булгаков
2) Б. Пастернак
3) В. Астафьев
4) А. Солженицын
Ответ: 4.
Задания части 2 (В) требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
В1. Прочтите отрывок из воспоминаний военного историка и напишите пропущенную в тексте фамилию.
«…Главнокомандующий Объединенными силами Варшавского Договора Маршал Советского Союза И. С. Конев… поставил боевую задачу: “ликвидировать контрреволюционный мятеж в Будапеште”. Для этого корпус усилился танками, артиллерией и воздушно-десантными войсками. Боевая операция проводилась по указанию нашего высшего партийного и государственного руководства во главе с ____________________».
Ответ: Хрущев.
В2. Прочтите отрывок из заявления Генерального секретаря ЦК КПСС и напишите фамилию автора.
«…Правительства СССР и Республики Афганистан договорились установить конкретную дату начала вывода войск в течение 10 месяцев. Дата эта установлена, исходя из того, что подписание соглашений об урегулировании состоится не позже 15 марта 1988 г.»
Ответ: Горбачев.
В3. Установите соответствие между экономическими мерами, проводимыми в СССР в 1940—1980-е гг., и инициаторами их проведения – политическими деятелями.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ: 3421.
В4. Установите соответствие между названиями периодов советской истории и их датами.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ: 3541.
В5. Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями, процессами произошедшими с их участием.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ: 3425.
В6. Установите соответствие между международными событиями, в которых участвовали СССР, РФ, и их датами.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ: 3421.
В7. Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
А) создание танка Т-34
Б) первый полет человека в космос
В) запуск первой атомной электростанции в СССР
Г) авария на Чернобыльской атомной электростанции
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ: АВБГ.
Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
А) создание СЭВ
Б) создание ООН
В) создание Лиги Наций
Г) создание ОБСЕ
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ: ВБАГ.
В9. Какие три из перечисленных ниже события произошли в период правления И. В. Сталина? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) запуск первого космического корабля с человеком на борту
2) репрессии против различных народов СССР
3) строительство Днепрогэса
4) Великая Отечественная война
5) Х съезд ВКП(б)
6) «кукурузная эпопея»
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ: 234.
В10. Какие три из перечисленных ниже деятеля культуры относятся к послевоенному периоду ХХ в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) Д. Шостакович и М. Ростропович
2) К. Малевич и В. Кандинский
3) И. Павлов и Н. Вавилов
4) В. Распутин и В. Астафьев
5) М. Щусев и Ф. Шехтель
6) Г. Свиридов и А. Шнитке
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ: 146.
Для ответов на задания части 3 (С) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и и т. д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.
Задания С4—С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (C4), рассмотрение исторических версий и оценок (C5), анализ исторической ситуации (C6), сравнение (C7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
С4. Назовите основные последствия решений ХХ съезда КПСС.
Ответ:
С5. Охарактеризуйте сущность политики разрядки международной напряженности.
Ответ:
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
К середине 1970-х гг. между СССР и США установился военно-стратегический паритет.
Охарактеризуйте условия появления и содержание понятия «военно-стратегический паритет».
Какое значение имело достижение паритета как для международных отношений в целом, так и для внешней политики СССР?
Ответ:
С7. Сравните социальную политику в СССР в 1945–1953 гг. и в 1953–1964 гг.
Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что – различным (не менее двух различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Ответ: