ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕДАКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 9.

 

Прогресс в области информационных технологий предоставляет журналистам многочисленные возможности. Появление новой техники вызвало перестройку технологической цепочки, связанной с подготовкой не только номера газеты, но и выпусков теле- и радиопередач. Привычным во многих редакциях (особенно за рубежом) стал журналистский инструментарий XXI века -- ноутбук, карманный компьютер, цифровой диктофон, цифровой фотоаппарат, мобильный телефон, поддерживающий стандарт передачи данных GPRS. Необходимо также уметь пользоваться факсом, модемом, принтером, сканером. В большинстве редакций создана компьютерная сеть, позволяющая организовать «движение» материалов без использования дискет. Важно также уметь использовать в своей работе различные базы данных, электронные архивы и досье.

Под влиянием современных технологий кардинальным образом изменяются методы и приемы работы сотрудников печатных и аудиовизуальных СМИ. Для современного журналиста огромное значение имеет Интернет.

Во-первых, это Интернет представляет собой источник разнообразной информации, которая может быть использована как для мониторинга новостей, так и для написания аналитических материалов. Во-вторых, это эффективное средство коммуникации, во многих отношениях превосходящее телефон и факс. Появляется уникальная возможность посредством электронной почты и форумов легко установить контакт с экспертами по интересующей теме во всем мире, а также наладить контакты с другими журналистами. В-третьих, Интернет сам по себе является громадным медийным пространством, в котором происходит становление СМИ нового типа.

Преимущества Интернета в работе журналиста очевидны. Благодаря ему появляется возможность получить мгновенный удаленный доступ к информации. Английский исследователь Эндрю Скотт в своей книге "Компьютерные технологии в журналистике" приводит такой пример. Девушка-репортер с помощью Интернета, ноутбука и различных баз данных за два часа успевает подготовить сенсационный репортаж о крупном пожаре, а заодно расследовать преступление о намеренных поджогах с целью получения страховки. История почти фантастичная, но в ней показаны вполне реальные возможности Интернета и компьютерных технологий.

Придуманная Эндрю Скоттом ситуация весьма показательна. Интернет сегодня представляет собой не только информационную базу для профессиональной деятельности журналистов, но и обеспечивает качество и оперативность публикаций. Рабочий день журналиста XXI века начинается с просмотра виртуальных ресурсов, онлайн-газет, электронных версий печатных изданий, сайтов информационных агентств, различных ведомств, учреждений и организаций, благодаря чему он может в течение нескольких минут выяснить, какие события произошли в стране и мире.

Профессиональная работа журналиста с Интернетом должна начинаться с обустройства своего рабочего места. Важнейшим элементом можно назвать «закладки», то есть упорядоченные ссылки на интересующие его сетевые ресурсы. Каждый день журналист обращается к десяткам сайтов. Разумеется, запомнить все их адреса невозможно. В этом случае поможет папка «избранное», куда журналист добавляет адреса веб-ресурсов по интересующей его тематике. Каждый сотрудник СМИ, активно использующий в своей работе Интернет, имеет упорядоченные ссылки на несколько десятков, а то и сотен сайтов.

К журналистским ресурсам Интернетаможно отнести поисковые системы и каталоги, электронные базы данных и архивы СМИ, электронные библиотеки, списки рассылки, группы новостей, сайты информационных агентств, сайты органов государственной власти, корпоративные сайты учреждений, предприятий, организаций, информационно-образовательные порталы, правовые ресурсы, сайты пресс-центров. Весьма полезными могут быть электронные версии традиционных СМИ и сайты сетевых изданий. Мнения людей по различным темам можно узнать на форумах.

Современный журналист должен уметь работать и с электронной почтой. Потовый ящик можно создать как на бесплатных почтовых серверах (http://www.mail.ru, http://www.tut.by и др.), так и на редакционном сервере. С помощью E-Mail можно оперативно передать материал в редакцию. Так поступают многие журналисты, имеющие дома компьютер, подключенный к Интернету. По электронной почте в редакцию ежедневно приходят пресс-релизы от различных фирм, организаций, учреждений, а также новости информационных агентств. Электронная почта позволяет налаживать контакты с собеседниками, читателями, рекламодателями, другими журналистами.

Сегодня Интернет выступает не только как источник разнообразной информации и средство коммуникации, но и представляет собой поле для развития традиционных СМИ. Многие газеты, журналы, телеканалы, радиостанции Беларуси имеют свои электронные версии. Количество периодических изданий, представленных в сети, в 2005 г. не превышало 150-170, тогда как в Министерстве информации Беларуси зарегистрировано свыше 1200 печатных СМИ. Во многом это объясняется недостаточным развитием Интернета в нашей стране. Однако перспективы представляются достаточно оптимистичными.

Пользователи Интернета сегодня имеют возможность ознакомиться с электронными (онлайновыми) версиями как ведущих общественно-политических, так и специализированных и рекламных изданий. Представление газеты в Интернете гарантирует привлечение новых читателей. Для печатного издания создание своего сайта -- это престиж, имидж, репутация, расширение аудитории, выход на мировой рынок СМИ, дополнительная возможность привлечения рекламы, возможность проведения интерактивных акций.

Прежде всего любой сайт традиционного СМИ сегодня должен иметь архив предыдущих номеров и эффективно работающий поиск. Архив представляет собой текстовую базу данных, работающую в режиме онлайн. Поисковая система, встроенная в сайт, позволяет за несколько минут найти необходимые материалы. Достоинством электронной версии традиционных СМИ являются также разнообразные формы обратной связи: интерактивные голосования, форумы, чаты, гостевые книги.

Пользователь Интернета часто может оценить любой прочитанный в газете материал или отправить свой комментарий ее автору или редактору. Форум дает возможность обсудить содержание публикации с другими посетителями сайта. Некоторые СМИ, кроме дублирования печатных материалов, выкладывают на сайт постоянно обновляющуюся ленту новостей, а также размещают материалы на сайте по мере верстки номера . Поддержку сайту часто оказывает традиционная версия газеты.

Постепенно Интернет становится новым видом масс-медиа, к основным преимуществам которого относится мгновенный доступ к информации. Наряду с электронными (оналайновыми) версиями в Беларуси существуют собственно сетевые СМИ, не имеющие печатной версии и выходящие только в Интернете. Но их статус пока юридически не определен. Преимущества сетевой прессы - это ее оперативность, мультимедийность, гипертекстовость, интерактивность, возможность архивирования информации. Перед тем, как новость прозвучит на радио, телевидении или появится в газетах, она уже часто выкладывается на сайт сетевого издания. Информация на сайте может меняться ежечасно и даже поминутно. Долгий технологический процесс подготовки новости к печати в газете (набор, корректура, верстка, вывод на пленки, печать в типографии) или на телевидении (съемки, озвучивание, монтаж) в данном случае отсутствуют.

До сих пор Интернет-издания еще не выработали для себя ни четкой классификации, ни устойчивых жанровых форм, ни литературных нормативов. По нашему мнению, к основным признакам сетевых СМИ относятся следующие: лента новостей; постоянное обновление веб-ресурса; актуальные информационно-аналитические материалы; определенный круг постоянных читателей; довольно высокая посещаемость; определенная направленность освещения событий (общественно-политическая, экономическая, культурная и др.), наличие рубрик; архив материалов; жанровое своеобразие (онлайн-интервью, виртуальная конференция).