ПОДГОТОВКА И ВЫПУСК НОМЕРА ГАЗЕТЫ

Тема 8.

(ТЕЛЕ- И РАДИОПЕРЕДАЧИ)

 

Процесс выпуска номера газеты (теле- и радиопередачи) сложен и многогранен. В нем участвуют почти все творческие и технические работники. Чтобы редакция могла функционировать бесперебойно, она должна быть обеспечена оперативной информацией. Но сами журналисты не всегда успевают отслеживать весь поток новостей. Поэтому редакции работают в тесном контакте с информационными агентствами, пресс-центрами, пресс-службами, службами по связям с общественностью. Эти организации ведут разнообразную деятельность по сбору и обработке информации, а также ее распространению через СМИ.

Пресс-конференции часто созываются в преддверии (чтобы объявить о начале) или окончании (чтобы подвести итоги) какого-либо события. Они являются самой эффективной формой взаимодействия с журналистами. Как правило, в пресс-конференции участвуют люди, максимально компетентные в той или иной теме. Каждый из специалистов объясняет свой круг вопросов. Затем отводится время на вопросы журналистов. Продолжительность пресс-конференции обычно составляет от 40 до 60 минут.

Помимо пресс-конференций, в пресс-центрах также часто проводятся брифинги. Это короткие оперативные выступления перед прессой по свежим следам важных событий. Брифинг не может длиться более 20-30 минут. Половина этого времени отводится выступающему, затем следуют его блиц-ответы на вопросы сотрудников СМИ. Во время брифинга не подаются минеральная вода, бутерброды и т.п. Более того, брифинг можно провести стоя, не рассаживая журналистов за столы.

Для налаживания отношений со СМИ, информирования общественности о своей деятельности, проведения пресс-конференций и брифингов при многих министерствах и ведомствах создаются пресс-службы. Во главе этого подразделения стоит пресс-секретарь. Работники пресс-службы консультируют сотрудников газет, журналов, радио, телевидения и оказывают им помощь в установлении контактов с различными подразделениями ведомства, в получении информации о его деятельности. В пресс-службах скапливается большой объем сведений, которыми могут воспользоваться журналисты. Здесь же готовятся пресс-релизы. Пресс-службы внимательно следят за публикациями о своих ведомствах, докладывают о них руководству. Они также готовят интервью должностных лиц организации для СМИ.

Близкими к пресс-службам по роду выполняемой работы являются службы по связям с общественностью. Часто они создаются при коммерческих фирмах, представительствах иностранных компаний. Их функции несколько шире, чем только налаживание контактов со СМИ. Эти службы занимаются созданием цельного образа (имиджа) организации, формированием положительного общественного мнения. При этом используются как СМИ, так и другие каналы информирования -- плакаты, листовки, наклейки, значки, организуются презентации, поездки, встречи.

Достаточно стройная система информационного обеспечения СМИ, включающая в себя информационные агентства, пресс-центры, пресс-службы и службами по связям с общественностью, позволяет журналистам всегда быть в курсе событий. Кроме того, можно самостоятельно найти тему для публикации в газете подготовки теле- и радиопередачи. Тема должна быть актуальной, заметной, близкой к аудитории, интересной для значительного числа читателей, слушателей или зрителей. Важно, чтобы она была четко сформулирована. Затем определяются источники информации. При разработке темы журналист сам наблюдает за происходящими событиями, опрашивает их участников и свидетелей, обращается к различным документам.

После получения необходимой информации начинается ее осмысление, определяется замысел материала, выбирается жанр и способ подачи. Далее наступает этап написания текста. Важную роль играют заголовок, подзаголовок, первый абзац (лид), выбор героев, цитат, цифр и др. Когда материал готов, журналисту необходимо еще раз его прочесть и оценить, исправить возможные ошибки в написании и построении текста.

В республиканских изданиях написанный журналистом материал оценивается заведующим отделом, в случае необходимости дорабатывается. Его вычитывает главный редактор. Он всегда знакомится с самыми актуальными, проблемными, критическими статьями и корреспонденциями. Затем материал направляется в секретариат. В небольшой газете журналист сдает материал непосредственно главному редактору.

Подготовкой номера к печати в республиканских газетах руководит секретариат. В районной прессе, а также во многих негосударственных изданиях эта задача возложена на главного редактора. Работа над номером складывается из нескольких последовательных процессов. К ним относятся составление плана номера, правка текстов, корректура, поиск иллюстраций, макетирование полос, их вычитка, вывод полос на пленки (кальки) или запись на электронный носитель, печать газеты в типографии.

В каждой газете существует четкий график верстки номера. За его выполнением следит выпускающий редактор или ответственный секретарь. Верстка начинается с внутренних и последних полос. Материалы для них журналисты готовят заранее. В последнюю очередь (как правило, в последние два часа работы над номером) сдаются на верстку первая и вторая полосы газеты, содержащие новости и другую оперативную информацию.

Чтобы обеспечить правильное, четкое размещение материалов на полосах и привлекательный внешний вид газеты, в большинстве газет составляют макеты. Под макетом номера понимают его графический план, наглядно показывающий размещение текстов и иллюстраций на полосах, место и конфигурацию каждой из публикаций. Для составления графического макета берут чистый лист бумаги (иногда равный величине газетной полосы, но обычно меньшего размера). Этот лист разделяют вертикальными линиями на колонки. После чего на него наносят план полосы.

При составлении макета подсчитывают количество строк (знаков) текста, а также место, которое займут заголовки и иллюстрации. Как правило, на полосе формата А3 помещается 10-12 тыс. знаков и 1-2 иллюстрации. Современная компьютерная техника многое изменила в процессе подготовки макета и верстки номера. Программа Adobe PageMaker позволяет быстро макетировать полосы, оперативно изменять количество колонок, вставлять новые фотографии, менять кегль, шрифты и проч.

Первая страница газеты часто открывается публикацией на актуальную тему, посвященной анализу какой-либо общественно-важной проблемы или события. Здесь же размещается оперативная информация. На второй часто идет продолжение темы (беседы, интервью), начатой на первой полосе, а также размещается подборка сообщений информационных агентств о других, менее важных событиях в стране и мире. На второй-третьей страницах публикуются статьи, корреспонденции, интервью на темы политики, экономики, права. Здесь же находятся материалы о социальных проблемах. Последняя страница газеты отводится под публикации на темы культуры, спорта, криминальную хронику, происшествия, рекламу.

Подобное размещение материалов, впрочем, достаточно условно. Каждая газета к тем или иным событиям относится по-своему. Тем не менее, очень важна четкая структура издания. В частности, все постоянные рубрики (подборки новостей, прогноз погоды, курсы валют и др.) должны размещаться в каждом номере на одном и том же месте. Это значительно облегчает читателю поиск необходимой информации. Полезно также насыщать газеты графиками, таблицами, схемами, использовать яркие, информационно насыщенные иллюстрации.

Практика выработала различные формы подачи материалов на полосах. Помимо отдельных индивидуальных публикаций, существуют подборки материалов на определенную тему, тематические страницы и развороты, авторские колонки, спецвыпуски «газета в газете», тематические номера, а также газетные кампании, посвященные тому или иному значимому событию. Исходя из значения статей, заметок или подборок материалов им отдают то или иное место на полосе. Номер газеты должен соответствовать выработанным редакцией критериям выразительности, тематической направленности, в нем должно быть четко выявлено главное для основных групп читателей.

Примерная структура номера газеты (теле- и радиопередачи) включает в себя три группы материалов:

— материалы основной тематики, состоящей, как правило, из нескольких проблемных или тематических направлений;

— материалы вспомогательной тематики, которые в количественном и качественном отношениях уступают материалам первой группы, но необходимы для придания СМИ разнообразия;

— материалы развлекательного, справочно-информационного характера, большая часть которых не обязательна с точки зрения основных функций СМИ, но дает сведения разного характера (программа телепередач, прогноз погоды, репертуар кинотеатров, гороскоп и т.д.).

Проблемные публицистические материалы первой группы играют главенствующую роль в печатных СМИ. Однако неправильно поступают в тех редакциях, где ограничиваются исключительно масштабными серьезными публикациями и сводят к минимуму количество материалов второй и третьей групп. Должны быть представлены публикации положительные и критические, информационные и аналитические, крупные и небольшие. Это позволяет активизировать внимание читателей, создавать каждый раз интересный, сбалансированный номер газеты.

Публикация и выход в эфир критических материалов, вместе с тем, способствует обеспечению объективности и действенности СМИ. В этой связи необходимо упомянуть указ Президента Республики Беларусь №630 от 5 декабря 1997 г. "О реагировании должностных лиц на критические выступления в государственных средствах массовой информации". Принятие этого указа способствовало созданию в редакциях определенной системы работы с критическими выступлениями по острым общественно-политическим и социально-экономическим проблемам и повышению ответственности должностных лиц при реагировании на критику.

Документ устанавливает, что руководители предприятий и организаций (независимо от форм собственности) обязаны вовремя рассматривать критические материалы в свой адрес, опубликованные в государственных газетах либо прозвучавшие в радио- и телепрограммах и принимать по ним соответствующие решения. В течение месяца со дня опубликования (выхода в эфир) материала сведения о принятых мерах должны направляться в соответствующие государственные СМИ.

Редакции ведущих республиканских газет ежегодно адресуют должностным лицам сотни уведомлений о критических выступлениях. Ответы о принятых мерах по устранению недостатков, отмеченных в публикациях, чаще всего публикуются под рубриками "Резонанс", «Газеты выступила, что сделано?», «По следам наших публикаций». Вместе с тем, редакции получают от должностных лиц немало сообщений, которые свидетельствуют о формальном подходе к реагированию на критику. Распространена практика перепоручать реагирование на выступления прессы нижестоящим организациям, в том числе и тем, в чей адрес высказывалась критика.

Планирование информационных выпусков на радио имеет свои особенности. Специфика этого СМИ позволяет ему максимально оперативно реагировать на последние события. Выпуск новостей включает самые разные по тематике материалы. Существуют тематические выпуски новостей, посвященные только одной теме (культуре, шоу-бизнесу, информационным технологиям, спорту и др.). Количество выпусков новостей в течение часа (суток) и принципы их программирования в сетке дня зависят от формата станции. Так, музыкальные развлекательные станции предпочитают давать новости, структурированные по тематике.

Периодичность выхода в эфир новостей варьируется в зависимости от времени суток и формата радиостанции (новостной, музыкальный, разговорный). В утреннем «прайм-тайме» звучит больше выпусков новостей, чем, скажем, в течение всего дня. Их хронометраж обычно жестко регламентирован. Информационный формат часто построен так, что любая новость с момента поступления "прокручивается" лишь в течение трех-четырех часов. Затем она "снимается" с эфира, как устаревшая. К основным особенностям информационной службы на радио можно отнести оперативность, краткость, отсутствие комментариев.

После выпуска новостей часто следуют рекламные ролики, которые могут объединяться в блоки. Типы роликов и их хронометраж во многом зависят от направленности станции. Реклама не должна раздражать слушателя, а органично вписываться в формат станции. Стоимость рекламы зависит от ее позиционирования в блоке. Распространена практика спонсирования рекламодателями прогноза погоды, выпусков новостей.

Подбор музыки -- важнейший элемент в организации работы любой радиостанции. Прежде чем композиция выходит в эфир, она проходит отбор, определяется ее принадлежность к тому или иному направлению. Если радиостанция компьютеризирована, то информация о песне вводится в компьютер, который затем составляет плей-лист. Он редактируется музыкальным или программным директором. Частота звучания песни в эфире соотносится с ее популярностью и положением в хит-параде продаж.

Подготовка телепередачи кардинальным образом отличается от организации выпуска номера газеты. Творческий процесс в этом случае изначально носит коллективный характер. На съемках любого события работает несколько человек. Это репортер, оператор, его ассистент, видеоинженер, звукооператор, осветители, водитель. Свое видение событий и желаемого их отображения репортер должен еще до съемок передать оператору. С одного и того же объекта два оператора могут привезти совершенно разные кадры. Поэтому для телевизионного журналиста очень важны знание возможностей камеры и полное взаимопонимание с оператором.

Довольно часто сначала пишется текст сюжета (иногда даже до события, если его содержание и известно заранее). После чего он служит руководством для съемок соответствующих кадров, а затем репортер начитывает его на видеоленту перед началом монтажа изображения. Первые кадры сюжета, вводящие зрителя в курс событий, – это, как правило, общий план. Далее кадры монтируются в той последовательности, в какой развивалось событие. В более сложных формах возможен монтаж, не подчиняющийся хронологии.

Для получения желаемого результата часто требуются два-три дубля с разными формулировками и акцентами. Оператор помогает определить, какой дубль наиболее удачен. Помимо основной "картинки", он должен отснять так называемые «перебивки», то есть вспомогательные кадры, необходимые для монтажа действия. Репортер может подсказать что-либо по ходу съемок, чтобы «перебивка» несла информационную нагрузку. Через деталь можно получить образное впечатление обо всем событии.