Обострение политических и социально-экономических отношений в 1992—1993 гг.
I
Противостояние
Законодательная Исполнительная
власть власть
(Верховный Совет (Президент РФ и
и Съезд народных Правительство РФ) депутатов)
Три кризиса
1. Декабрь 1992 г. — отставка Е.Т. Гайдара.
2. Март — апрель 1993 г. — попытка отрешения Президента РФ от должности и Всероссийский референдум о доверии политике Президента.
Обострение социальных проблем в обществе |
3. Сентябрь — октябрь 1993 г. — вооруженное противостояние ветвей власти. Победа Б.Н. Ельцина
Становление многопартийной системы
Конституционная реформа: принятие новой Конституции Российской Федерации; десоветизация системы представительных органов власти; Федеральное Собрание
Государственная^ Дума |
войска. Это противостояние привело к кровопролитию. Оплот оппозиции — здание Верховного Совета было расстреляно из танков и взято штурмом. Лидеров оппозиции арестовали.
Победа президентской стороны дала возможность провести реформу политической системы и принять новую Конституцию страны.
12 декабря 1993 г. происходило всенародное голосование по принятию новой Конституции Российской Федерации, в результате которого она была одобрена большинством голосов и вступила в силу. Она подвела черту под советским периодом в российской истории. Конституция 1993 г. вводила в России президентскую республику, наделив Президента широкими властными полномочиями с правом назначения главы Правительства и роспуска Государственной Думы. Она закрепила федеративную форму государства, разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную, разнообразие видов собственности, включая частную собственность, широкие права и свободы граждан.
Высшим органом законодательной власти становилось Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от исполнительной и представительной ветвей власти каждого из 89 субъектов России. Государственная Дума избирается на основе мажоритарной системы (одномандатных избирательных округов) и представительства политических партий, движений и организаций, которые сумеют преодолеть 5%-й барьер голосов избирателей.
Одновременно 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу и Совет Федерации. В предвыборной кампании приняли участие 13 политических партий и движений. По итогам выборов было избрано 450 депутатов. Места в Государственной Думе распределились следующим образом: 76 получило движение «Выбор России», 63 — ЛДПР во главе с В.В. Жириновским, 55 — аграрии, 45 — компартия (КПРФ) во главе с Г.А. Зюгановым. Остальные места распределились между небольшими фракциями и независимыми депутатами. Председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, председателем Государственной Думы — И.П. Рыбкин.
17 декабря 1995 г. состоялись новые выборы в Государственную Думу. За места в ней на этот раз боролись уже 43 политические партии и объединения. Выборы принесли новую расстановку политических сил. По результатам голосования на первое место вышла КПРФ, получившая более 22% процентов голосов избирателей, на втором месте осталась ЛДПР — 11%, что означало ухудшение ее позиций по сравнению с выборами 1993 г., на третьем месте оказался проправительственный блок «Наш дом — Россия» (НДР) во главе с B.C. Черномырдиным — 10%. Политическое объединение «Яблоко» во главе с Г.А. Явлинским получило 7% голосов. Выборы показали недовольство значительной части избирателей правительственной политикой, поэтому коммунисты и заняли лидирующее положение. Демократическое объединение «Выбор России» (ДВР) во главе с Е.Т. Гайдаром потерпело поражение, не набрав и 5% голосов. Председателем Государственной Думы второго созыва был избран Г.Н. Селезнев, председателем Совета Федерации — Е.С. Строев.
В 1996 г. состоялись выборы Президента Российской Федерации. По итогам двух туров голосования победу одержал Б.Н. Ельцин. Во втором туре, состоявшемся 3 июля 1996 г., он набрал 37,02% голосов избирателей, а его соперник, лидер коммунистов Г.А. Зюганов, — 27,72%.
В 1996—1997 гг. состоялись выборы глав администраций в большинстве из 89 регионов России. Они дали противоречивые результаты. В одних регионах (так называемый «красный пояс») победу одержали коммунисты или их сторонники, в других — сторонники Президента, в третьих — зарекомендовавшие себя на местах «крепкие хозяйственники» (например, мэр Москвы Ю.М. Лужков).
По-прежнему политические отношения в Российской Федерации оставались очень острыми. Продолжалась политическая борьба между различными политическими силами. Между Президентом Б.Н. Ельциным и Государственной Думой созыва 1995—1999 гг. вновь возникла конфронтация. В мае 1999 г. представители коммунистической оппозиции в Думе опять попытались инициировать процесс отрешения Б.Н. Ельцина от должности, но не набрали нужного количества голосов. Сам Президент провел череду отставок и назначений глав Правительства. В марте 1998 г. был отправлен в отставку B.C. Черномырдин, руководивший Правительством более пяти лет. Сменившие его С.В. Кириенко (апрель — август 1998 г.), а затем Е.М. Примаков (сентябрь 1998 г. — май 1999 г.) не проработали на этом посту и года (табл. 50).
На думских выборах 1999 г. стабильный результат, как и раньше, был у коммунистов (24,2% голосов), но они не получили большинства. Оно оказалось у новых общественно-политических сил — «Единства» (23,3%) и «Отечество — вся Россия» (13,3%).
В августе 1999 г. началось выдвижение на высшие государственные посты В.В. Путина, который вначале был назначен главой Правительства, а затем стал преемником Ельцина. 31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин неожиданно для всех добровольно ушел в отставку с поста Президента Российской Федерации и в соответствии с Конституцией пе-
Таблица 50 Экономическая и социальная политика Правительства Российской Федерации в 1992 - 2004 гг.
|
редал свои полномочия председателю Правительства РФ В.В. Путину. Таким образом завершилась «эпоха Ельцина».
26 марта 2000 г. состоялись президентские выборы, на которых в первом туре, получив 52,94% голосов избирателей, победил В.В. Путин, ставший вторым в истории постсоветской России всенародно избранным Президентом. В мае 2000 г. российское Правительство возглавил М.М. Касьянов.
Первой реформой Президента В.В. Путина после вступления в должность стали меры по укреплению вертикали государственной власти и усилению ее централизации в стране (схема 277). В соответствии с Указом Президента от 13 мая 2000 г. Россия была разделена на семь федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный), во главе которых встали полномочные представители Президента Российской Федерации.
В августе 2000 г. вступили в силу законы, позволяющие Президенту отстранять от должности глав субъектов Федерации, а также были изменены принципы формирования верхней палаты парламента — Совета Федерации, в соответствии с которыми в этот орган с 1 января 2002 г. стали входить не главы исполнительной и законодательной (представительной) властей субъектов Федерации, а их представители. Чуть позже (1 сентября 2000 г.) был создан Государственный совет Российской Федерации с совещательно-консультативными функциями, куда вошли главы исполнительной власти субъектов Федерации. Работу Совета возглавил Президент. Таким образом, у руководителей регионов сохранялся контакт с верховной властю страны.
Первый срок президентства В.В. Путина был направлен на укрепление федеральной власти и продолжение социально-экономических преобразований в стране.
Самой острой проблемой в сфере национальных отношений оказалась проблема взаимоотношений федерального центра с Чеченской Республикой. Еще в 1991 г. генерал Д. Дудаев взял курс на независимость Чечни от России и разогнал местный Верховный совет. 13 декабря 1994 г. российское руководство начало боевые действия в Чечне, которые привели к многочисленным жертвам, и прежде всего среди гражданского населения. Но они не закончились военной победой над сторонниками независимости Чеченской Республики. В августе 1996 г. военные действия были прекращены на основании заключения так называемых Хасавюртовских мирных соглашений.
Формально вопрос о статусе Чечни был отложен, но фактически она продолжала существовать вне юрисдикции Российской Федерации. Постепенно республика превращалась в анклав криминала, терроризма и крайне агрессивного течения ислама — ваххабизма.
В августе 1999 г. вооруженные отряды исламистов вторглись в Дагестан, но получили достойный отпор. Именно В.В. Путин взял на себя ответственность за проведение с осени 1999 г. новой контртеррористической военной операции в Чечне по ликвидации там баз террористов