История России 1 страница
![]() |
Пастернака» наглядно показало пределы десталинизации в отношениях между властью и интеллигенцией. Писатель, получивший за роман «Доктор Живаго» в 1958 г. Нобелевскую премию, был исключен из Союза писателей и подвергнут опале. За идеологическую сомнительность и формализм неоднократно подвергались проработкам А.Вознесенский, Д.Гранин, В.Дудинцев, Е.Евтушенко, Э.Неизвестный, Б.Окуджава, В.Быков, М.Хуциев и многие другие видные представители творческой интеллигенции.
В науке приоритетное значение имели атомная энергетика и ракетостроение (схема 247). Началось мирное применение атома. В 1954 г. была введена в строй первая в мире атомная электростанция, через три года спущен на воду атомный ледокол «Ленин». Впечатляющими были успехи в освоении космоса. 4 октября 1957 г. весь мир узнал об успешном запуске первого искусственного спутника Земли. 12 апреля 1961 г. состоялся первый полет человека в космос. Ю.А. Гагарин, об-
![]() |
летев Землю за 1 час 48 минут, открыл человечеству путь в космическое пространство. Отечественной космической программой руководил академик С.П. Королев.
Выдающие достижения ученых в области естественных наук были отмечены мировым сообществом. В 1956 г. Нобелевской премии по химии был удостоен за создание теории цепных реакций Н.Н. Семенов, в 1958 г. в области физики ее получили П.А. Черенков, И.М. Франк и И.Е. Тамм, в 1962 г. — за создание теории конденсированной материи (в особенности жидкого гелия) физик-теоретик Л.Д. Ландау, в 1964 г. — за фундаментальные работы в области квантовой электроники физики Н.Г. Басов и A.M. Прохоров.
Хрущевские реформы затронули также и образовательную сферу (схема 248). С 1958 г. начала осуществляться реформа в сфере образования. Вместо обязательного семилетнего образования и полного десятилетнего создавалась обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование молодежь теперь могла получить либо через школу рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, либо через техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо через среднюю трехгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением. Для желающих получить высшее образование вводился обязательный производственный стаж. Реформа
![]() |
временно обеспечила бесперебойный поток рабочей силы на производство, но породила еще более сложные социальные проблемы (возросла текучесть кадров, катастрофически низким оказался уровень трудовой и технологической дисциплины молодых сотрудников, и т.п.).
В августе 1964 г. была осуществлена корректировка реформы и восстановлен в средней школе двухлетний срок обучения на базе восьмилетки. Полная средняя школа вновь стала десятилетней.
20.6. Нарастание недовольства в обществе и отстранение Н.С. Хрущева от власти
Оценивая реформы Н.С. Хрущева в целом, необходимо отметить их отличительные особенности:
• реформы проводились в рамках административно-командной системы и не могли выйти за ее рамки;
• сами реформы подчас носили импульсивный и непродуманный характер, что приводило не к улучшению состояния в тех или иных сферах, а, наоборот, иногда запутывало и усугубляло положение.
К 1964 г. сводки, поступавшие в КГБ от партийных организаций, и просто письма людей в высшие партийные и государственные инстанции свидетельствовали о росте недовольства в стране (схема 249).
Приведем одно из таких обращений:
«Никита Сергеевич!
Вас уважают в народе, потому обращаюсь к Вам.
...У нас громадные достижения в общегосударственном масштабе. Мы сердечно рады тем изменениям, которые произошли после марта 1953 года. Но пока все мы живем только для будущего, но не для себя.
Всем должно быть понятно, что одним энтузиазмом не проживешь. Улучшение материальной жизни нашего народа совершенно необходимо. Решение этого вопроса нельзя откладывать.
...Люди живут плохо, и состояние умов не в нашу пользу. С продовольствием по всей стране очень туго.
...Мы, Россия, везем мясо из Новой Зеландии! Посмотрите на колхозные дворы, на дворы отдельных колхозников — разорение.
...Давайте проведем настоящие выборы. Давайте выбирать всех людей, которых выдвигает масса, а не списки, спущенные сверху...
С глубоким уважением к Вам и верой в Вашу преданность народу.
М. Николаева, учительница».
Горожане были недовольны повышением цен на продовольствие и фактическим нормированием продуктов, а селяне — стремлением ли-
![]() |
шить их возможности держать скот и урезать приусадебные участки, верующие — новой волной закрытия храмов и молельных домов, творческая интеллигенция — постоянной (часто в унижающей человеческое достоинство форме) критикой и угрозами выслать из страны, военные — обвальным сокращением вооруженных сил, чиновники партийно-государственного аппарата — постоянной перетряской кадров и непродуманными реорганизациями.
Отстранение Н.С. Хрущева произошло в результате заговора высших партийно-государственных руководителей. Главную роль в его подготовке сыграли председатель Комитета партийного контроля и секретарь ЦК КПСС А.Н. Шелепин, руководитель Комитета государственной безопасности В.А. Семичастный, секретарь ЦК КПСС М.А. Суслов и др.
Пока в сентябре 1964 г. Н.С. Хрущев находился на отдыхе, заговорщики подготовили его смещение. Он был вызван на Пленум ЦК партии в Москву, где противники потребовали его отставки с поста Первого секретаря ЦК КПСС. 14 октября 1964 г. Н.С. Хрущев был снят и не стал бороться за власть. Это произошло посредством простого голосования, без арестов и репрессий, что можно считать главным итогом хрущевского десятилетия. Десталинизация «раскачала» общество, сделала атмосферу в нем более свободной, поэтому и известие об отставке Н.С. Хрущева было встречено спокойно и даже с некоторым одобрением.
Контрольные вопросы
1. Как происходила борьба за власть после смерти И.В. Сталина? Чем можно объяснить выход на лидерские позиции Н.С. Хрущева?
2. Почему советское руководство начало десталинизацию общества?
3. Какие реформаторские начинания пытался осуществить Н.С. Хрущев и в чем их противоречивость?
4. Что нового внес в сферу внешней политики Н.С. Хрущев?
5. Как можно объяснить высказывание Н.С. Хрущева: «В вопросах культуры я сталинист»?
6. В чем причины отстранения Н.С. Хрущева от власти?
7. Можно ли сказать, что «оттепель» потерпела крах?
Литература
Аксютин, Ю.В., Волобуев О.В. XX съезд КПСС: новации и догмы. М., 1991.
Аксютин Ю.В. Хрущевская «оттепель» и общественные нгастроения в СССР. М., 2004.
XX съезд КПСС: Материалы конференции к 40-летию XX съезда КПСС. М., 1996.
Лечу га К. В центре бури: Ф. Кастро, Н.С. Хрущев, Д. Кеннеди и ракетный кризис. М., 1995.
Медведев Р.А. Н.С. Хрущев — политическая биография. М., 1990.
Никита Сергеевич Хрущев: Материалы к биографии. М., 1989.
Никита Сергеевич Хрущев (1894—1971) // Материалы научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Н.С. Хрущева. М., 1994.
Пыжиков А.В. Опыт модернизации советского общества в 1953—1964гг. М„ 1998.
Пыжиков А.В. Хрущевская «оттепель». М., 2002. Соколов Б. Берия: Судьба всесильного наркома. М., 2003. Хрущев Н.С. Воспоминания. М., 1999.
21. СССР В СЕРЕДИНЕ 1960-х - 1980-х ГОДОВ. НАРАСТАНИЕ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ
21.1. Новое руководство и внутренние проблемы страны
15 октября 1964 г. в центральной печати было опубликовано сообщение ТАСС о том, что состоявшийся накануне Пленум ЦК КПСС «удовлетворил просьбу т. Хрущева Н.С. об освобождении его от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья».
Через два дня орган ЦК КПСС — газета «Правда» выступила с передовой статьей, в которой критиковались проявления «чуждого партии прожектерства, скороспелых выводов и поспешных, оторванных от реальностей решений и действий, хвастовства и пустозвонства, увлечений администрированием, нежеланием считаться с тем, что уже выработали наука и практический опыт». И хотя имя Н.С. Хрущева не упоминалось, всем было ясно, о ком идет речь.
Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.Н. Брежнев, а Председателем Совета Министров СССР рекомендован А.Н. Косыгин. Новое руководство стремилось заявить о себе, укрепить позиции и справиться с возникшими трудностями. Работа началась с исправления волюнтаристских решений в административно-управленческой области и сельском хозяйстве.
В ноябре — декабре 1964 г. была восстановлена вертикаль партийной власти, т.е. ликвидировано введенное п$и Н.С. Хрущеве разделение партийных организаций на промышленные и сельские. Отменен был также и очень пугавший номенклатуру принцип обязательной регулярной сменяемости (ротации) партийных руководителей всех уровней.
В марте 1965 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, посвященный проблемам сельского хозяйства. Л.И. Брежнев, выступивший с основным докладом, резко критиковал хрущевские преобразования, которые послужили главной причиной развала сельского хозяйства. В решениях Пленума была намечена программа вывода аграрного сектора из кризиса. Акцент делался на всемерную материальную поддержку: увеличение вложений в социальную сферу села (строительство сельского соцкульт-быта), повышение закупочных цен на сельхозпродукцию, введение 50%-ной надбавки за сверхплановую продажу продуктов государству, смягчение прежних запретов в отношении личных подсобных хозяйств.
Ситуация в сельском хозяйстве вскоре несколько улучшилась, но ненадолго.
21.2. Экономическая реформа 1965 г.
Осенью 1965 г. началась реформа отечественной промышленности, называемая иногда «косыгинской реформой». Ее практическая проработка и подготовка осуществлялись задолго до 1965 г.
Еще во времена руководства Н.С. Хрущева в 1962 г. на страницах газет и журналов развернулись дебаты вокруг статьи экономиста Е. Ли- бермана под весьма характерным названием «План, прибыль, премия». Он предложил составлять планы непосредственно на предприятиях в рамках согласованной программы, расширить права предприятий по материальному поощрению своих работников, увязать премиальные выплаты с рентабельностью производства, отказаться от планирования от достигнутого ранее результата и др.
В ходе развернувшейся дискуссии преобладали высказывания в пользу хозяйственной реформы, прибыли как ведущего экономического показателя, преодоления штурмовщины и других негативных явлений в советской экономике.
В 1962—1964 гг. в рамках Конституционной комиссии Верховного Совета СССР (председатель Н.С. Хрущев, после его отставки Л.И.Брежнев) был создан ряд подкомиссий, в том числе по экономическим вопросам и управлению народным хозяйством под председательством А.Н.Косыгина, где был аккумулирован передовой экономический опыт и подготовлены предложения по реализации реформы.
Ее осуществление началось в 1965 г. с перехода к новой административной централизации, упразднения совнархозов и восстановления центральных промышленных министерств, ликвидированных Н.С. Хрущевым. Были созданы новые крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике), отменено разделение партийных органов на промышленные и сельскохозяйственные. Предприятия получили некоторую автономию и самостоятельность (схема 250).
Главная цель реформы заключалась в повышении эффективности работы народного хозяйства, ускорении темпов его роста и на этой основе улучшении жизненного уровня населения. Генеральный замысел состоял в том, чтобы наряду с административными рычагами управления экономикой задействовать и экономические (прибыль, цены, финансы, материальную заинтересованность и др.).
Исходной идеей экономической реформы было положение о невозможности решать все народно-хозяйственные вопросы из центра, чем и мотивировалась потребность в децентрализации. Оставались всего лишь пять директивно планируемых показателей: объем реализации продукции, основная номенклатура выпускаемых изделий, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом.
![]() |
Основными направлениями в экономической реформе 1965г. были:
• попытка перевода предприятий на хозрасчет;
• оценка работы предприятий не по выпуску валовой продукции, а по итогам ее реализации и полученной прибыли;
• создание из части прибыли (10—12%) фондов экономического стимулирования (материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства);
• внедрение элементов оптовой торговли непосредственно между производителями, т.е. без участия государственных структур, привыкших все планировать и распределять по лимитам.
Осуществление реформы дало стимул к развитию экономики. Согласно официальным данным в период 1966—1970 гг. по сравнению с предыдущим пятилетием произошло ускорение темпов роста объемов производства, национального дохода, производительности труда. Было построено и реконструировано 1900 предприятий, промышленное производство увеличилось на 50% в целом по стране, на 74% возросли объемы производства в машиностроении и на 78% — в нефтехимической промышленности. Именно в восьмой пятилетке был осуществлен пуск Красноярской ГЭС, началось освоение нефтегазовых богатств Тюмени, был построен и стал выпускать автомобили ВАЗ в г. Тольятти, появились научно-промышленные объединения.
Однако современные экономисты не так оптимистично оценивают реализацию и итоги реформ. Они высказывают сомнения не только из-за недоверия к официальной статистической отчетности, в которой усматривают серьезные искажения реальных показателей, но и в связи с тем, что, по их мнению, реформа была обречена на неуспех из-за целого ряда причин. Наиболее существенными из них были:
S непоследовательность и половинчатость, содержавшиеся непосредственно в самом замысле реформы. Сочетание экономических начал с жестко централизованной плановой экономикой, как показывает мировой и отечественный опыт, дает лишь кратковременный эффект, а затем вновь происходит доминирование административных принципов и подавление экономических;
S некомплексный характер реформы. Изменения в народном хозяйстве предполагалось проводить прежде всего за счет применения организационно-технических мер, не связанных напрямую с коренным преобразованием общественных институтов, на которые опирался прежний хозяйственный механизм. Ни о какой демократизации производственных отношений, изменении форм собственности и перестройке политической системы речь даже не шла;
S слабая кадровая подготовленность и обеспеченность реформы. Инерция мышления руководящих хозяйственных кадров, давление на них прежних стереотипов, отсутствие творческой смелости и инициативы у непосредственных исполнителей преобразований обусловливали половинчатость замысла реформы и обрекали ее в итоге на неудачу;
S противодействие реформе со стороны партийного аппарата и его руководителей (Л.И. Брежнева, Н.В. Подгорного, Ю.В. Андропова), боявшихся, что экономика может выйти из-под партийного контроля, а реформа — поставить под сомнение сущность социалистического строя:
S чехословацкие события 1968 г., где аналогичные новации привели к началу демонтажа политической системы что очень испугало советское руководство.
Экономическая реформа, будучи непоследовательной уже на этапе замысла, не была осуществлена должным образом. Она не смогла переломить неблагоприятные тенденции в экономическом развитии страны, а усилия партийного аппарата свели ее на нет.
Вместе с тем реформа 1965 г. показала пределы и ограниченность социалистического реформаторства.
21.3. Нарастание кризисных явлений в экономической, политической и социально-духовной сферах
После отказа от «косыгинской реформы» вновь стали доминировать исключительно административные методы управления, из года в год принимались однотипные решения, которые в итоге привели к стагнации в народном хозяйстве. Основные показатели экономического роста страны неуклонно продолжали ухудшаться, что подтверждают официальные статистические данные по пятилеткам, приведенные ниже.
Годы......... 1961— 1966— 1971— 1976— 1981 —
1965 1970 1975 1980 1985
Среднегодовые темпы, % прироста национального
дохода
роста производительности труда 6,5 7,7 5,7 4,2 3,5 6,0 6,8 4,6 3,4 3,0
Гонка вооружений требовала наращивания выпуска военной продукции, что обусловливало определенную милитаризацию экономической сферы. По оценкам экономистов, военные расходы поглощали до
20% валового национального продукта, а по заказам военно-промышленного комплекса в эти годы работала большая часть машиностроительных предприятий страны.
Накапливалось отставание от западных стран в научно-техниче- ском прогрессе и прежде всего в невоенных отраслях, причем количество официально зарегистрированных изобретений у СССР было больше, чем у США, Японии, Великобритании, ФРГ и других стран. Однако в рамках существующей системы в основном они не были внедрены в социалистическую экономику.
![]() |
По-прежнему преобладал экстенсивно-сырьевой характер экономического развития (схема 251). Со второй половины 1960-х гг. начались невиданное освоение нефтегазовых месторождений Сибири и экспорт топлива заграницу. В страну потекли так называемые «нефтедоллары», которые направлялись на латание узких мест в народном хозяйстве. Этот процесс объективно увеличивал сырьевую ориентацию отечественной экономики.
Положение в сельском хозяйстве кардинально не улучшалось, возрастали закупки продовольствия по импорту. В конце 1970-х гг. ситуация в аграрном секторе стала принимать катастрофический характер, поэтому в 1982 г. были приняты более радикальные меры, среди которых важнейшей представлялось создание агропромышленных комплексов (АПК). Колхозы, совхозы, предприятия по переработке сельхозсырья, расположенные на одной территории, были объединены в региональные АПК. Эта реорганизация должна была обеспечить интеграцию в сельском хозяйстве и выполнить грандиозную продовольственную программу. Однако за все годы своего существования АПК так себя и не оправдали, не стали жизнеспособным экономическим организмом.
Политическое развитие СССР в 1965—1985 гг. протекало в рамках сложившейся еще при И.В. Сталине политической системы с доминирующей ролью Коммунистической партии в обществе.
Диктат партийно-государственного аппарата был всеохватывающим и составлял стержень административно-управленческой системы страны (схема 252).
В политико-идеологической сфере постепенно начался возврат к скрытому сталинизму (схема 253). Известный журналист А.Е. Бовин, работавший во второй половине 1960-х гг. в ЦК КПСС, вспоминал, что давление сталинистов многократно усилилось. Отношение Л.И. Брежнева к этой проблеме было неоднозначным. Как политик он понимал, что «полномасштабная», гласная, точнее громогласная, реабилитация Сталина невозможна, что она окажет в целом отрицательное воздействие на обстановку в стране, на авторитет СССР за рубежом. Но как человек и руководитель, сформировавшийся в сталинское время, он симпатизировал И.В. Сталину. В этом Л.И. Брежнев находил полную поддержку многих коллег из Политбюро и Центрального Комитета, которые прошли аналогичный жизненный пут* и примерно одинаково оценивали бывшего вождя. Имя И.В. Сталина стало все чаще всплывать в мемуарной литературе, различного рода книгах и статьях. Плохо то, что воспоминания эти имели, как правило, апологетический характер. Начался постепенный дрейф в сторону от решений XX и XXII съездов партии.
Система партийно-государственного управления в СССР | |
"^Система органов^. | __ /^-"~^Т!истема органов""*"" N |
Т |
I
Съезд КПСС ЦК КПССн^нПолитбюро
ЦК Компартий
союзных республик {
Обкомы
Горкомы {
Райкомы
Краевой Совет народных депутатов
Верховный Совет автономной республики
Верховный Совет СССР |
Совет Союза Совет Национальностей т | Верховный Совет союзной республики |
Областной Совет народных депутатов
Городской Совет народных депутатов
Районный Совет народных депутатов
Сельский Совет народных депутатов
Поселковый Совет народных депутатов
Система органов государственного управления
I
Совет Министров СССР
Т
Общесоюзные министерства и государственные комитеты СССР
Союзно-республиканские министерства и государственные комитеты
Т
Советы Министров союзных республик
Союзно-республиканские министерства и государственные комитеты союзных республик
Объединения, предприятия, учреждения
Объединения, предприятия, учреждения союзного подчинения
Объединения, предприятия, учреждения республиканского подчинения
![]() |
Важной вехой в политическом развитии стало принятие Конституции СССР в октябре 1977 г. Основными ее положениями были:
• характеристика тогдашнего этапа развития советского общества, получившего официальное название «развитой социализм»;
• фиксация общенародного характера государства взамен государства диктатуры пролетариата;
• законодательное закрепление руководящей роли КПСС в обществе (ст. 6) как ядра политической системы;
• наличие широкого спектра прав и свобод граждан, которые слабо реализовывались в реальной жизни.
Другой серьезной проблемой функционирования политико-властных отношений являлась геронтократия («власть старцев»), В 1970-е гг. средний возраст высшего партийного руководства приближался к 70 годам, и, несмотря на физические недуги и болезни, они продолжали вершить судьбы страны. Их единственной целью было сохранение личной власти, поэтому происходила консервация всех сфер жизни советского общества, и в этом смысле появившийся впоследствии термин «застой» довольно точно отражал ситуацию этого периода времени.
С середины 1960-х гг. в нашей стране возникло движение диссидентов как форма инакомыслия по отношению к идеологии и политике советской системы, форма общественного несогласия и протеста. Это движение было немногочисленно и включало национальные, религиозные, правозащитные и иные направления. Первой открытой акцией правозащитников была демонстрация 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади в Москве в поддержку арестованных писателей А. Синявского и Ю. Даниэля. В 1970 г. по инициативе А.Д. Сахарова, В.Ч.Чалидзе, A.M. Твердохлебова был создан Комитет прав человека в СССР. К ним присоединились А.И.Солженицын, А. Галич и др. В 1976 г. Ю. Орлов создал общественную группу содействия по выполнению Хельсинкских соглашений, которая анализировала нарушения прав человека в СССР и направляла сведения о них в правительства стран — участниц Совещания и в советские государственные органы. Членами группы были Е. Боннер, П. Григоренко, А. Марченко и др.
Власти ответили на это усилением репрессий против диссидентов. Некоторые из них были высланы за границу (А. Солженицын, В. Буковский, А. Галич и др.), а другие осуждены и находились в заключении (А. Марченко, Н. Щаранский и др.). Академика А.Д. Сахарова изолировали от общества и сослали в 1980 г. в закрытый тогда г. Горький (Нижний Новгород), где он находился до 1986 г.
Диссиденты, по сегодняшним оценкам, расшатывали тоталитарную систему и приближали демократию в стране.
Кризисные явления охватили также социальную и духовную сферы общества (схема 254). Произошли серьезные изменения в социальной структуре населения. Привилегированное положение занимала группа руководящих работников, или партгосноменклатура, которую большинство историков назвали «правящим классом» в Советском Союзе. Ее доля в социальной структуре советского общества по сравнению с довоенным периодом увеличилась в 2,4 раза и к 1979 г. составила 6%. В материальном плане они были самыми обеспеченными и пользовались всевозможными привилегиями.
Рабочие по численному составу занимали первое место (60% в 1979 г.), но около половины из них были заняты на тяжелых и малоквалифицированных работах. Негативное влияние на их положение оказывал уравнительный характер оплаты труда.
Численность жителей села в силу ряда причин снизилась в три раза (15% в 1979 г.) и в острой форме встал вопрос, кто будет работать в аграрном секторе. Финансовые вливания в сельское хозяйство не могли спасти положение. Люди уезжали жить и работать в город, а убирать урожай в массово-принудительном порядке присылали горожан — в основном служащих и интеллигенцию.
![]() |
Все это способствовало реальному рассогласованию интересов различных социальных групп в обществе. Накапливались и вырывались наружу асоциальные явления: пьянство, коррупция и т.п. В результате потребительской революции и слабого удовлетворения материальных потребностей людей с 1970-х гг. в стране постепенно установился товарный дефицит по многим позициям.
В духовной сфере наблюдалась утрата нравственных ориентиров. Продолжалось подавление инакомыслия, всякой, в том числе и религиозной, свободы. Любая духовная субстанция должна была соответствовать стандартам марксистско-ленинской идеологии. Люди и страна переживали этап духовного кризиса.
21.4. Внешняя политика
Советское руководство в области международных отношений и внешней политики последовательно придерживалось решения трех важнейших задач (схема 255).
Внешняя политика СССР в 1965—1985 гг. |- -
Основные направления
X
1. Устранение угрозы распада социалистического лагеря и его тесное сплочение в политическом, экономическом и военном отношениях
«Доктрина Брежнева» об «ограниченном суверенитете» социалистических стран в условиях опасности, нависшей над мировой социалистической системой
Ввод войск ОВД в Чехословакию и подавление антисоциалистических выступлений (1968)
Помощь Вьетнаму во время агрессии США (1965—1973) 2. Поддержка коммунистических, национально-освободительных движений и режимов
Политическая поддержка, военная и экономическая помощь странам Азии и Африки (Ливии, Сирии, Ираку, Эфиопии, Анголе, Мозамбику, Южному Йемену и др.)
Советская интервенция в Афганистан (с декабря 1979 г.)
Международные совещания коммунистических и рабочих партий (1965 и 1969)
3. Нормализация отношений между Востоком и Западом (разрядка международной напряженности)
Достижение военного паритета СССР — США, ОВД — НАТО
X
Договор о нераспространении ядерного оружия между СССР, США, Великобританией (1968). Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны: ОСВ-1 (1972), ОСВ-2 (1979)
X
Программа мира — инициативы XXIV (1971) и XXV (1975) съездов КПСС
X
Укрепление безопасности в Европе |
Подписание договоров СССР с ФРГ, ФРГ с ПНР, ФРГ с ГДР
Подписание Заключительного акта Европейского совещания (1972—1975) по безопасности и сотрудничеству (Хельсинки, 1 августа 1975 г.) руководителями стран Европы, США и Канады
Конец разрядки и возрастание напряженности (конец 1970-х — начало 1980-х гг.)
Ввод советских войск в Афганистан