Культура России второй половины XVIII в.
Раздел | Содержание |
Особенности развития: S утверждение приоритета светских начал в культуре; S проникновение идей просвещения в русскую культуру | |
Образование | Открытие Пажеского, Шляхетского, Морского, Кадетского корпусов. Создание Московского университета (1755) Учреждение Смольного института благородных девиц (1764) Принятие Устава народных училищ (1786) |
Наука | Деятельность первого русского академика, ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова. Развитие изобретательской деятельности (изобретатели-самоучки И.П. Кулибин, И.И. Ползунов) |
Общественно- политическая мысль | Просветительские идеи (Н.И. Новиков). Консервативно-дворянские взгляды (М.М. Щербатов). Революционные настроения (А.Н. Радищев) |
В 1764 г. недалеко от Петербурга, в дер. Смольной по инициативе Екатерины II открылся Институт благородных девиц, ставший первым учебным заведением для женщин.
Наиболее значимым событием в сфере образования стало основание в 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова Московского университета. В стране постепенно складывается четкая организационная структура народного просвещения. В 1786 г. согласно Уставу народных училищ в каждом губернском городе учреждались главные народные училища с четырехклассным обучением, в уездных городах — малые двухклассные народные училища. Впервые стали вводиться единые учебные планы, предметное преподавание. Для подготовки учительских кадров в 1799 г. при Moqkobckom университете была образована учительская семинария.
Распространение просвещения было тесно связано с развитием науки.
Выдающимся ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М.В. Ломоносов (1711 —1765). Он одинаково успешно работал
как в гуманитарной сфере, так и в области естествознания. Им написаны «Российская грамматика», работы по стихосложению («Письмо о правилах российского стихотворства», «Риторика»), «Древняя россий-» екая история». Научные открытия сделаны Ломоносовым в геологии, минералогии, химии, физике. Именно он возродил утраченное в период монгольского нашествия искусство мозаики. - i
Расцвет технической мысли связан с именами великих русских изобретателей-самоучек И.И. Ползунова и И.П. Кулибина. i
И.И. Ползунов (1728—1766) стал изобретателем универсальной] паровой машины. Причем сделал это на 20 лет раньше, чем Дж. Уатт. , И.П. Кулибин (1735—1818) долгие годы (до 1801 г.) руководил ме-} ханической мастерской Академии наук, и его творческие интересу распространялись на различные отрасли техники. До нашего времени; сохранились знаменитые часы с автоматическим устройством в форм^ яйца. В 1776 г. он разработал проект одноарочного деревянного моста' через Неву с пролетом в 298 м. Осуществить данный проект не уда-$ лось. И.П. Кулибин вел также работу по созданию прожектора, лифта, протезов для инвалидов и т.д. • \
Но, как часто это бывает в России, большинство изобретений Hej получило применения и было забыто, а сами изобретатели умерли в, нищете.
Общественно-политическая мысль. Представителем просветительской мысли в России был Н.И. Новиков (1744—1818), крупный издатель, выпускавший сатирические журналы «Трутень» и «Живописец». Он критиковал пороки, порожденные феодально-крепостнической системой, вступал в полемику с самой Екатериной II. Будучи чле^ ном масонской ложи, он тайно издавал их книги и пытался через близких ему масонов влиять на политику страны. В 1792 г. Н.И.Новикова арестовали, а его журнально-книжное дело было подвергнуто разо? рению.
Идеологом дворянства, сторонником монархии и сохранения крепостного права был талантливый публицист и историк Михаил Михайло-. вич Щербатов (1733—1790). Однако Екатерину II он обвинял в деспотизме и безнравственности и достаточно жестко критиковал ее дея? тельность. Его памфлет «О повреждении нравов в России» впервые был опубликован только в 1858 г. Герценом и использован для подры* ва авторитета самодержавия. t
Особое место в истории общественно-политической мысли занимает Александр Николаевич Радищев (1749—1802), который в глав г ном своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» не только подверг критике феодально-крепостническую систему страны,
но и высказался за ее ликвидацию революционным путем. И хотя его взгляды не встретили сочувствия у современников, идеи и личность Л.Н. Радищева были весьма почитаемы многими поколениями отечественных революционеров.
Литература. В середине и второй половине XVIII в. литература была представлена тремя направлениями (схема 127):
• классицизм. Его характерными чертами было пафосное отображение национальной государственности и абсолютной монархии. Одним из ведущих представителей этого направления был А.П. Сумароков (1717—1777), автор множества стихотворений, басен, комедий, трагедий. Основным лейтмотивом его творчества стали проблемы гражданского долга;
• реализм. Элементы этого направления стали складываться только в конце XVIII в. Прежде всего они отразились в творчестве Л.И.Фонвизина (1745—1792), создавшего комедии «Бригадир» и «Недоросль»;
• сентиментализм. Его приверженцы объявили в своих произведениях доминантой человеческой природы не разум, а чувство. Путь к идеальной личности они искали в высвобождении и совершенствовании чувств. В русской литературе самым значительным сочинением сентиментального жанра стала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Архитектура. В XVIII в. архитектура России получила новое раз- нитие (см. схему 127). До 1750-х гг. господствующее положение занимал архитектурный стиль барокко (в переводе с итал. — причудли- мый, странный), характерными чертами которого были монументальность и пышность построек, достигавшаяся за счет изогнутых и причудливых линий фасада, обилия колонн и лепных украшений, овальных и круглых окон. Ведущим мастером барокко был В.В. Растрелли (1700—1754), по его проектам были возведены Смольный монастырь (1748—1762) и Зимний дворец (1754—1762) в Петербурге, Большой лпорец в Петергофе (1747—1752), Екатерининский дворец в Царском селе (1752—1757).
Во второй половине XVIII в. на смену русскому барокко приходит классицизм. Для него характерен, прежде всего, интерес к античным архитектурным образцам. Отсюда — отсутствие пышности в уб- ряистве зданий, простота, прямая линия фасада, гладкая поверхность стен, четко выделенный главный корпус, строгая симметричность планировки.
Основоположником русского классицизма являлся В.И. Баженов (1737—1799). Его самое знаменитое творение — Пашков дом на Мохо-
![]() |
ной улице в Москве (старое здание Российской государственной библиотеки — бывшей им. В.И. Ленина), построенный в 1784—1786 гг.
В архитектурном классическом стиле работал сподвижник В.И. Баженова М.Ф. Казаков (1738—1812). Он создал много зданий, которые до сих пор сохранились в столице в прекрасном состоянии: здание Сената в Кремле (1776—1787); старое здание Московского университета (1786—1793), сгоревшее во время пожара 1812 г. и восстановленное нпоследствии Д. Жилярди; Колонный зал Благородного дворянского собрания (1780-е); Голицынская больница (1796—1801, ныне 1-я градская), дом-усадьба Демидовых (1779—1791, ныне — Институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии), и др.
Еще одним крупнейшим зодчим второй половины XVIII в. был И.Е.Старов (1745—1808), работавший в основном в Петербурге. Им построен Троицкий собор в Александрово-Невской лавре (1778— 1790), но главное его архитектурное сооружение — Таврический дворец (1783—1789), городская усадьба князя Г. Потемкина.
Скульптура. Общий процесс обмирщения искусства в России дал импульс к развитию скульптуры (см. схему 127).
Наиболее известным скульптором был Ф.И. Шубин (1740—1805), создавший целую галерею портретов как исторических деятелей (Ярослав Мудрый, Дмитрий Донской, Василий Шуйский и др.), так и своих современников (М.В.Ломоносов, П.А.Румянцев, Екатерина II, Павел I и др.).
Из иностранных скульпторов, оставивших заметный след в России, самым значительным был Э. Фальконе — автор памятника Петру I («Медный всадник»), который был открыт в Петербурге в 1782 г.
Живопись. Для русского изобразительного искусства во второй половине XVIII в. наступил новый этап развития (см. схему 127). Оно характеризовалось не только совершенствованием портретной живописи, но и появлением новых жанров: пейзажей, бытовых сюжетов, исторических полотен.
И все-таки этот период ознаменован расцветом портретного жанра, что было обусловлено многочисленными заказами вельмож, сановников и дворян, которые стремились запечатлеть себя для потомков. Наиболее известными портретистами были А.П. Антропов (1716—1795), Ф.С. Рокотов (1736—1808), Д.Г. Левицкий (1735—1822), В.Л. Боровиковский (1757—1825).
Среди художников-портретистов выделялся крепостной графа Н.П.Шереметьева И.П.Аргунов (1729—1802), писавший не только парадные портреты вельмож и императрицы Екатерины II, но и создавший поразительный по выразительности портрет «Девушка в кокошнике».
Родоначальником русской пейзажной живописи считается С.Ф.Щедрин (1745—1804), который был сыном солдата Преображенского полка. В его полотнах основное место занимает природа, определяющая содержание и характер изображения. Самым известным его пейзажем является «Вид на Большую Невку и дачу Строгановых» (1804).
Театр. Усилиями купца Ф.Г.Волкова (1729—1763) в Ярославле был создан первый русский профессиональный театр (см. схему 127). В 1756 г. его пригласили в Петербург, где согласно специальному указу императрицы Елизаветы Петровны был основан национальный театр, репертуар которого составляла преимущественно патриотическая тематика (трагедии А.П.Сумарокова и др.).
Одновременно богатейшие русские вельможи организовывали театры у себя, где актерами были их крепостные. Наиболее известным был театр у Шереметьевых в Останкино, славу которому принесла талантливая актриса П.И. Ковалева (Жемчугова), ставшая впоследствии женой графа Н.П.Шереметьева.
Контрольные вопросы
1. В чем сущность политики просвещенного абсолютизма?
2. Каковы управленческие и сословные реформы второй половины XVIII в.?
3. Чем была вызвана казацко-крестьянская война под предводительством Е.Пугачева?
4. По каким направлениям и как решались вопросы внешней политики в период правления Екатерины II?
5. Что дает основания оценивать политику Павла I как противоречивую?
Литература
Анисимов Е.В., Каменский Я.Б. Россия в XVIII — первой половине XIX в. История. Историк. Документ. М., 1994.
Брикнер А. История Екатерины Второй: В 2 т. М., 1991.
Дашкова Е.Р. Записки 1743—1810 гг. Л., 1985.
Екатерина Вторая. Сочинения. М., 1994.
Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра II. М., 1994.
Лопатин B.C. Потемкин и Суворов. М., 1992.
Каменский А.Б. Под сению Екатерины: вторая половина XVIII в. СПб., 1992.
Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. М., 1999.
Комиссаренко А.И. Русский абсолютизми и духовенство в XVIII в. (Очерк секуляризационной реформы 1764 г.). М., 1990.
Россия XVIII века глазами иностранцев. JI., 1989.
Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины Второй. Просвещенный абсолютизм в России. М., 1993.
Очерки русской культуры XVIII в.: В 4 т. М., 1985—1990.
Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 1999.
Песков A.M. Павел I. М., 1999.
Троицкий С.М. Россия в XVIII веке. М., 1982.
Щербатов М.М. О повреждении нравов в России. М., 1991.
Эйдельман И.Я. Герцен против самодержавия. М., 1973.
Эйдельман Н.Я. Из потаенной истории России XVIII—XIX вв. М.,1993.
Эйдельман Н.Я. Грань веков. М., 1982.
10. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА I
10.1. Экономическое и социально-политическое развитие
В начале XIX в. в России продолжала господствовать самодержавная система правления на основе феодально-крепостнической экономики, структура которой была архаична.
Помещичьи хозяйства, базировавшиеся на подневольном крепостническом труде, обладали низкой производительностью. Только 5% помещиков применяли разнопольные формы хозяйствования: многопольный севооборот, механизмы и т.д. Все попытки интенсифицировать сельскохозяйственное производство осуществлялись за счет усиления крепостнических форм эксплуатации: увеличения барщины и оброка.
Вместе с тем набрали силу новые хозяйственные отношения, не свойственные феодально-крепостнической системе, что свидетельствовало о ее кризисности и начале разложения (схема 128).
Рост внутренней и внешней торговли в начале XIX в. стимулировал строительство новых путей сообщения. Основными видами транспорта были гужевой и водный. В северо-западном регионе в 1810—1811 гг. открылись Мариинская и Тихвинская системы каналов. В местах пересечения торговых потоков устраивались ярмарки.
В промышленном отношении в целом лидировали Петербург, Москва, Тула, Ярославль, а горно-металлургическая промышленность была сосредоточена на Урале, Алтае и в Забайкалье.
Постепенно (со второй трети XIX в.) в России начинается промышленный переворот, о чем свидетельствует появление первых железных дорог, спуск на воду паровых пароходов, применение на фабриках и заводах машинного труда (схема 129).
Социальные отношения дореформенной России основывались на сословности (табл. 16). Общество делилось на сословия, обладающие