Развитие архитектуры и изобразительного искусства в XIII—XV вв.

Школа Архитектура Изобразительное искусство
Фрески Иконопись
Нов­город­ская Небольшие по размерам здания, украшенные камен­ной резьбой (церковь Спаса на Ильине улице, церковь Федора Стратилата) Храма Успе­ния на Воло- товом поле, Михайлов­ской церкви, церкви Ско- вородского монастыря, церкви Спаса на Ильине улице (Фео­фан Грек) Декоративность и мажорная красоч­ность. К числу луч­ших произведений относятся «Битва Суздальцев с новго­родцами», «Деисус и молящиеся новго­родцы», «Георгий Победоносец» и т.д. В Новгороде рабо­тал Феофан Грек
Влади- миро- Суз- даль- ская, москов­ская Древнейшие сохранившиеся постройки: Успенский собор на Городке и Рождествен­ский собор Савино-Сторо- жевского монастыря в Звенигороде и Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде. Самое старое из сохранив­шихся зданий в современ­ной черте Москвы — Спас­ский собор Андронникова монастыря. Строительство белокаменных (вторая половина XIV в.), а затем кирпичных (конец XV в.) стен Московского Кремля. Застройка ансамбля Московского Кремля: Успенский собор (Аристотель Фиораванти), Грановитая палата (Марко Руффо и Пьетро Солари) Успенского собора во Владимире (Андрей Руб­лев, Даниил Черный) Творчество Андрея Рублева, которому принадлежат иконы Звенигород­ского собора и Тро­ицкого собора в Сергиевом Посаде. Самое знаменитое произведение Анд­рея Рублева — «Троица»

Нй Ш связана застройка ансамбля Московского Кремля. Установивши­еся дипломатические отношения Московского государства с Римом и Иенсцией способствовали появлению в Москве греческих и итальян­ских мастеров: каменщиков, литейщиков и зодчих. В их числе были Родольфо Фиораванти (известный на Руси под именем Аристотель), Пытро Солари и др. Аристотель Фиораванти научил русских строите­лей более совершенной выделке кирпича. В 1476—1479 гг. он постро­ил Успенский собор Московского Кремля. При его сооружении были Использованы архитектурные формы Успенского собора во Владими­ра, однако московский памятник имеет более строгий и торжественный »ид, чем творение владимирских зодчих XII в. Итальянцы Марко Руф- фо и Пьетро Солари построили Ивану III Грановитую палату. В твор­честве итальянских мастеров соединены достижения русской и евро­пейской архитектуры. При Иване III в Кремле работали также рус- гкие мастера из Пскова. Они построили Благовещенский собор, бывший домовой церковью великого князя и членов его семьи, а также церковь Рнзоположения для утренних молитв московского митрополита.

Изобразительное искусство. В это время достигают расцвета Местные художественные школы и в первую очередь новгородская. В Новгороде в конце XIII в. работала артель Алексея Петрова. Его имя Ияисстно нам, потому что он первым из русских художников стал под­писывать свои произведения. А. Петров и художники его артели со­шли замечательный образ Николая Чудотворца (Николы Липенско- го). Почитаемый на Руси святой предстает на иконе добрым и мудрым гтярцем. Икона нарядна и празднична, лик Николая украшен тончай­шим орнаментом. Новгородские художники любили многофигурные, многосюжетные композиции. Изображаемые эпизоды развертывались не и глубину, а вверх и вниз по доске, создавая несколько ярусов и ве­ликолепно вписываясь в плоскость. Новгородские иконы отличаются декоративностью и мажорной красочностью. К числу лучших произве­дений новгородской иконописи относятся, например, «Битва суздальцев е новгородцами», «Деисус и молящиеся новгородцы», «Георгий Победо­носец» и др.

Новгородская школа знаменита и своими фресками. Замечательные Произведения фресковой живописи второй половины XIV в. сохрани­лись в храме Успения на Болотовым поле, Михайловской церкви Ско- нородского монастыря. На рубеже XIV—XV вв. в Новгороде работал Великий художник византийского происхождения Феофан Грек. Он расписал стены церкви Спаса на Ильине улице. Его художественной Минере свойственен короткий и выразительный мазок и суровый коло­рит красок. Поражают драматизм и выразительность созданных худож­ником образов. Кроме Великого Новгорода, Феофан Грек работал в Нижнем Новгороде и Москве, некоторые искусствоведы считают его автором иконы Донской Божьей матери.

Своеобразием мастерства отличалась и псковская школа. Ей были свойственны повышенная экспрессия, яркость и резкость мазка. В иных традициях развивалась владимиро-суздальская школа живописи. Для созданных ее мастерами икон характерно гармоничное и мягкое сочетание нежных тонов.

В период усиления Московского княжества сложилась и быстро развивалась московская художественная школа. Ее представителем яв­ляется величайший русский художник Андрей Рублев. Самое знамени­тое его произведение — икона «Троица», написанная в память о Сер- гие Радонежском. На иконе изображен рассказ из Ветхого завета Биб­лии о явлении к праотцу Аврааму и его жене Саре трех путников. Передавая библейский сюжет, византийские художники изображали Авраама и Сару, пышный стол, уставленный всевозможными яствами. Андрей Рублев максимально упростил композицию, полностью изба­вив ее от бытовых подробностей. В трех изображенных на иконе ан­гелах он воплотил богословское учение о Святой Троице. Произведе­ние проникнуто идеей о единстве, согласии и любви. Чаша, вокруг ко­торой сидят ангелы символизирует будущую жертву Христа во имя спасения человечества. Цветовая гамма произведения мягка и гармо­нична. Кисти Андрея Рублева принадлежат иконы Звенигородского собора и Троицкого собора в Сергиевом Посаде. Сохранился также па­мятник монументального искусства великого художника — фрески Успенского собора во Владимире, созданные вместе с другим мастером Даниилом Черным. Традиции Андрея Рублева продолжал Дионисий. Он является автором нескольких сохранившихся икон и росписей Фе­рапонтова монастыря в Вологодской области.

Контрольные вопросы

1. Кто был первым московским князем?

2. Когда началось возвышение Московского княжества?

3. Каковы основные направления политической деятельности Ивана Калиты?

4. В чем состоит историческое значение Куликовской битвы?

5. Когда завершился процесс политического объединения русских земель?

6. Когда и как была ликвидирована зависимость от Золотой Орды?

7. Какие земли были присоединены в годы правления Ивана III?

8. Как можно охарактеризовать политический строй Московского государ­ства в XV—XVI вв.?

9. Какова была социальная структура Московского государства?

10. Каковы основные черты культурного развития русских земель в XIII—