Развитие архитектуры и изобразительного искусства в XIII—XV вв.
Школа | Архитектура | Изобразительное искусство | |
Фрески | Иконопись | ||
Новгородская | Небольшие по размерам здания, украшенные каменной резьбой (церковь Спаса на Ильине улице, церковь Федора Стратилата) | Храма Успения на Воло- товом поле, Михайловской церкви, церкви Ско- вородского монастыря, церкви Спаса на Ильине улице (Феофан Грек) | Декоративность и мажорная красочность. К числу лучших произведений относятся «Битва Суздальцев с новгородцами», «Деисус и молящиеся новгородцы», «Георгий Победоносец» и т.д. В Новгороде работал Феофан Грек |
Влади- миро- Суз- даль- ская, московская | Древнейшие сохранившиеся постройки: Успенский собор на Городке и Рождественский собор Савино-Сторо- жевского монастыря в Звенигороде и Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде. Самое старое из сохранившихся зданий в современной черте Москвы — Спасский собор Андронникова монастыря. Строительство белокаменных (вторая половина XIV в.), а затем кирпичных (конец XV в.) стен Московского Кремля. Застройка ансамбля Московского Кремля: Успенский собор (Аристотель Фиораванти), Грановитая палата (Марко Руффо и Пьетро Солари) | Успенского собора во Владимире (Андрей Рублев, Даниил Черный) | Творчество Андрея Рублева, которому принадлежат иконы Звенигородского собора и Троицкого собора в Сергиевом Посаде. Самое знаменитое произведение Андрея Рублева — «Троица» |
Нй Ш связана застройка ансамбля Московского Кремля. Установившиеся дипломатические отношения Московского государства с Римом и Иенсцией способствовали появлению в Москве греческих и итальянских мастеров: каменщиков, литейщиков и зодчих. В их числе были Родольфо Фиораванти (известный на Руси под именем Аристотель), Пытро Солари и др. Аристотель Фиораванти научил русских строителей более совершенной выделке кирпича. В 1476—1479 гг. он построил Успенский собор Московского Кремля. При его сооружении были Использованы архитектурные формы Успенского собора во Владимира, однако московский памятник имеет более строгий и торжественный »ид, чем творение владимирских зодчих XII в. Итальянцы Марко Руф- фо и Пьетро Солари построили Ивану III Грановитую палату. В творчестве итальянских мастеров соединены достижения русской и европейской архитектуры. При Иване III в Кремле работали также рус- гкие мастера из Пскова. Они построили Благовещенский собор, бывший домовой церковью великого князя и членов его семьи, а также церковь Рнзоположения для утренних молитв московского митрополита.
Изобразительное искусство. В это время достигают расцвета Местные художественные школы и в первую очередь новгородская. В Новгороде в конце XIII в. работала артель Алексея Петрова. Его имя Ияисстно нам, потому что он первым из русских художников стал подписывать свои произведения. А. Петров и художники его артели сошли замечательный образ Николая Чудотворца (Николы Липенско- го). Почитаемый на Руси святой предстает на иконе добрым и мудрым гтярцем. Икона нарядна и празднична, лик Николая украшен тончайшим орнаментом. Новгородские художники любили многофигурные, многосюжетные композиции. Изображаемые эпизоды развертывались не и глубину, а вверх и вниз по доске, создавая несколько ярусов и великолепно вписываясь в плоскость. Новгородские иконы отличаются декоративностью и мажорной красочностью. К числу лучших произведений новгородской иконописи относятся, например, «Битва суздальцев е новгородцами», «Деисус и молящиеся новгородцы», «Георгий Победоносец» и др.
Новгородская школа знаменита и своими фресками. Замечательные Произведения фресковой живописи второй половины XIV в. сохранились в храме Успения на Болотовым поле, Михайловской церкви Ско- нородского монастыря. На рубеже XIV—XV вв. в Новгороде работал Великий художник византийского происхождения Феофан Грек. Он расписал стены церкви Спаса на Ильине улице. Его художественной Минере свойственен короткий и выразительный мазок и суровый колорит красок. Поражают драматизм и выразительность созданных художником образов. Кроме Великого Новгорода, Феофан Грек работал в Нижнем Новгороде и Москве, некоторые искусствоведы считают его автором иконы Донской Божьей матери.
Своеобразием мастерства отличалась и псковская школа. Ей были свойственны повышенная экспрессия, яркость и резкость мазка. В иных традициях развивалась владимиро-суздальская школа живописи. Для созданных ее мастерами икон характерно гармоничное и мягкое сочетание нежных тонов.
В период усиления Московского княжества сложилась и быстро развивалась московская художественная школа. Ее представителем является величайший русский художник Андрей Рублев. Самое знаменитое его произведение — икона «Троица», написанная в память о Сер- гие Радонежском. На иконе изображен рассказ из Ветхого завета Библии о явлении к праотцу Аврааму и его жене Саре трех путников. Передавая библейский сюжет, византийские художники изображали Авраама и Сару, пышный стол, уставленный всевозможными яствами. Андрей Рублев максимально упростил композицию, полностью избавив ее от бытовых подробностей. В трех изображенных на иконе ангелах он воплотил богословское учение о Святой Троице. Произведение проникнуто идеей о единстве, согласии и любви. Чаша, вокруг которой сидят ангелы символизирует будущую жертву Христа во имя спасения человечества. Цветовая гамма произведения мягка и гармонична. Кисти Андрея Рублева принадлежат иконы Звенигородского собора и Троицкого собора в Сергиевом Посаде. Сохранился также памятник монументального искусства великого художника — фрески Успенского собора во Владимире, созданные вместе с другим мастером Даниилом Черным. Традиции Андрея Рублева продолжал Дионисий. Он является автором нескольких сохранившихся икон и росписей Ферапонтова монастыря в Вологодской области.
Контрольные вопросы
1. Кто был первым московским князем?
2. Когда началось возвышение Московского княжества?
3. Каковы основные направления политической деятельности Ивана Калиты?
4. В чем состоит историческое значение Куликовской битвы?
5. Когда завершился процесс политического объединения русских земель?
6. Когда и как была ликвидирована зависимость от Золотой Орды?
7. Какие земли были присоединены в годы правления Ивана III?
8. Как можно охарактеризовать политический строй Московского государства в XV—XVI вв.?
9. Какова была социальная структура Московского государства?
10. Каковы основные черты культурного развития русских земель в XIII—