Структура информационных технологий

В соответствии с определением, информационные технологии – это совокупность методов, способов, приемов и средств, реализующих информационный процесс в соответствии с заданными требованиями. ИТ могут быть представлены как определенная последовательность управляющих воздействий технологических процессов различных видов (ввод, вывод, представление, обработка, запись, поиск, сбор, хранение, актуализация, предоставление, тиражирование, обмен, передача, защита информации) и реализующих их средств, а также как научное описание этих процессов и способов их реализации.

Структура информационных технологий включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты:

§ технологические процессы;

§ технологические операции;

§ технологические переходы;

§ технологическую документацию:

- типовые технологические карты

- рабочие технологические карты

- технологические инструкции

§ средства реализации информационных технологий:

- персонал,

- инструменты,

- материалы,

- комплектующие;

§ средства контроля заданных требований:

- управление,

- контроллинг,

- обеспечение качества.

Технологический процесс – часть процесса производства информационной продукции, содержащая действия по изменению состояния предмета производства (например, преобразования «данные => информация => знания» табличной формы представления информации в графическую, отображения текста по гипертекстовой ссылке и пр.). Различают единичные (для уникальных информационных технологий), типовые и групповые (для типовых информационных технологий) технологические процессы.

Технологическая операция – законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и характеризующаяся неизменностью объекта производства и используемых средств реализации информационных технологий и средств контроля.

Технологический переход – законченная заключительная часть технологической операции, обеспечивающая условия для начала следующей технологической операции.

Технологическая документация обеспечивает фиксацию технологических регламентов и включает маршрутные, технологические карты, карты трудовых процессов и связанные с ними технологические инструкции, а также эксплуатационную документацию (схемы, руководства, спецификации, инструкции и пр.).

Маршрутные карты определяют последовательность технологических операций и порядок прохождения рабочих мест (подразделений) при производстве информационной продукции.

Технологические карты – форма технологической документации, в которой зафиксирован весь процесс получения информационной продукции.

Ядром информационной технологии являются три компонента.

1. База данных, посредством которой реализуется функция хранения всей информации, необходимой для эффективной реализации бизнес-процесса. Вместо классических реляционных БД могут использоваться другие варианты. Например, большинство технологий Data Mining строятся на основе хранилища данных, а экспертные системы обращаются к базе знаний.

2. Пользовательский интерфейс, посредством которого осуществляется взаимодействие между персоналом и информационной системой (такое взаимодействие является необходимым для многих этапов технологического процесса). Современные ИТ используют концепцию автоматизированных рабочих мест, в соответствии с которым каждый сотрудник взаимодействует с АИС непосредственно на своем рабочем месте.

3. Совокупность технологических процессов, реализуемых посредством данной ИТ.