Римская практика международных договоров
Обыкновенные международные договоры, которые заключал Рим, делят на 2 категории: 1) договоры мира и дружбы и 2) союзнические договоры.
I. Мирные договорыРим заключал в различных целях: для прекращения военных действий, установления мирных отношений, а также для обеспечения покровительства для отечественных подданных в иностранном государстве. Подобные договоры могли совершаться и во время мира, и во время войны. Договоры, заключенные во время войны, могли иметь двоякий характер: прелиминарный или окончательный. В первом случае договор носит название indutiae, он устанавливает перемирие, но не прекращает войны: bellum manet, pugna cessat. Перемирие могло быть установлено и на весьма продолжительный срок и, как передает Т. Ливий, встречаются договоры подобного рода, заключенные на 100 лет: (353 г. до н.э.) «так что было решено даровать мир народу церитов и занести в постановление сената перемирие на сто лет» (VII. 20). Обычно договор заключенный на более или менее продолжительное время, называется foedus. Кроме указанных indutiae и foedera, договоры могли быть заключаемы еще и в форме sponsio. Это был также трактат мира и дружбы, но его заключал командующий войсками собственной властью. Договоры этого рода Рим признавал обязательными лишь в том случае, когда они были ратифицированы, т.е., получили верховную санкцию римского народа. К договорам мира и дружбы можно отнести и те, которые устанавливали протекторат, т.е., покровительство и защиту римского народа, и распространяли на другой народ так называемое hospitium publicum. Формула декларации, в которой какой-либо народ объявлялся состоящим под защитой Рима, до нас не дошла. Глава или представитель такого народа по прибытии в Рим пользовался известными преимуществами: ему отводили бесплатное жилье, питание и подарки.
II. Договоры союза. Foedus sociale устанавливал между двумя народами не только мир и дружбу, но и обязанность активной помощи в борьбе с общими врагами. На это указывает основная формула этого рода договоров, гласившая: иметь тех же врагов и друзей, что и римский народ (ut eosdem hostes et amicos haberent, quos populus Romanus). Эти договоры налагали обязанности на союзников и чаще всего заключались после войны. Они регулировали отношение римского народа к побежденному, но еще не покоренному врагу. По существу это были не двусторонние соглашения, принятые на началах равенства, а скорее законы или веления, которые Рим диктовал другим народам. Отсюда и эти договоры также делятся на две категории: 1) foedera aequa, в коих еще удерживался принцип равенства и взаимности (таков, например, договор Рима с Лациумом 493 г. до Р. X.), и 2) foedera iniqua или non aequa. Договоры первого рода заключались довольно редко и со времен Пунических войн не встречаются.
С этого времени Рим не знал уже могущественного соперника, который мог бы помешать ему сделаться владыкой мира. Теперь он не признавал ни принципов равенства, ни взаимности в международных отношениях. Правда, договоры заключались, как и прежде, но они содержали суровою формулу: любезно храня величие римского народа (Majestatem populi Romani comiter conservanto).
III. Был еще третий род договоров, которые заключал Рим с другими народами: это трактаты, касавшиеся торговли и мореплавания (super navigatione et mercatura), но, к сожалению, о них известно очень мало. Один из таких договоров, заключенный Римом с Карфагеном при первых консулах, разграничивал сферу влияния двух держав: Карфаген желал господствовать на море, а Рим довольствовался пока своим владычеством в Италии.
Субъекты договоров. Международные договоры, как прежде, так и теперь, являются актами государственной важности: они устанавливают права, которые принадлежат целому государству, они налагают обязанности, которые падают на весь народ. Отсюда право заключения договоров принадлежит органам верховной власти или ее исполнителям. В Риме суверенитет принадлежал народу, и от имени римского народа говорят и действуют, ведут дипломатические переговоры и заключают договоры римские послы, сенаторы и командующие войсками. Народу в принципе принадлежало право заключать договоры, но это право он мог осуществлять непосредственно (в комициях) или косвенно, через посредство особых лиц и учреждений.
А. Участие комиций.Как известно, comitia назывались собрания римского народа, осуществлявшего в них свои политические права. Комиции были curiata (куриатными), centuriata (центуриатными) и tribute (трибутными). При царях были только comitia curiata, т. е., собрания 30 курий патрициев, избиравшие царей и решавшие важнейшие государственные дела. С потерей патрициями прежних преимуществ утратили свое значение и эти собрания. Впоследствии разделение народа на классы и центурии привело к образованию comitia centuriata. Эти последние наследуют функции и компетенции первых (с началом Республики). Со времени же децемвиров (сер. V в. до н.э.) comitia tributa, состоявшие из всего народа, стали распространять все шире и шире свои полномочия и присваивать компетенцию прежних comitia centuriata. Постепенно комиции стали ведать и делами внешних сношений даже в ущерб компетенции сената. У Ливия приводится немало примеров, иллюстрирующих это участие народа в заключении договоров (Ливий XXIX. 12; XXXIII. 25), но особенно достоин внимания трактат, закончивший I Пуническую войну (XXX. 43). Карфагеняне после поражения при Заме (в 201 г.) отправили в Рим послов просить мира.
Послы были выслушаны сенатом и просили его положить конец войне. Сенат хотел согласиться на заключение мира и издать по этому поводу соответствующий указ, но консул Гней Лентул, начальствовавший над римским флотом, воспротивился такому решению сената и настаивал на продолжении войны. «Тогда, - говорит Ливий, - народные трибуны М. Ацилий и Кв. Муций апеллировали к народу (и предложили ему решить), согласен ли он на то, чтобы с карфагенянами по решению сената заключить мир, и в таком случае, кого следует уполномочить для заключения мирного договора и эвакуации войск из Африки». Все трибы вотировали в пользу мира, который поручено было заключить П. Сципиону, ему же предписано было и вывести войска из Африки.
Этот пример дает основания сделать следующие выводы: 1) в заключении договоров участвуют и римский народ, и сенат; 2) инициатива заключения договора могла исходить от отдельных лиц и учреждений (IX. 5; XXI. 18); 3) в случае возникавших по этому поводу пререканий можно было апеллировать к народу, и народу принадлежало право сказать последнее слово; 4) народ римский ратифицировал заключенные договоры и 5) он же решал вопросы о принятии разных мер, касавшихся исполнения договоров (XXX. 45). Таким образом, римскому народу принадлежали те права, которые в настоящее время осуществляются представительными учреждениями и главным образом нижней палатой (Государственной Думой).
В. Участие сената в заключении договоров. По верному замечанию Виллемса, право объявлять войну, заключать мир и союзы с другими народами принадлежало римскому народу, но ведение предварительных переговоров по этому поводу (в течение всего времени, пока существовала Республика) составляло одну из основных функций сената. Каково же было участие сената в заключении договоров? Обычный порядок заключения мира был таков. Неприятель, потерпев поражение, обращался к римскому полководцу с просьбой о мире. Командующий римскими войсками приостанавливал ход военных действий. Он (во времена Республики) не был компетентен заключить окончательный мир с неприятелем, и условия последнего необходимо было сообщить в Рим и довести до сведения сената и народа. Неприятель посылал с этой целью посольство в Рим, во главе которого стоял нередко избранный римским военачальником princeps legationis. Прибыв в Рим, обе стороны излагали перед сенатом свои предложения и просьбы. Эта роль сената быть судьей в тех случаях, когда римскому народу нанесена обида или оскорбление, а равно и решать вопрос о способах получения удовлетворения, - открывала для него возможность участия и в заключении договоров. Сенат мог признать предложения неприятельских послов не заслуживающими уважения и отклонить таковые, не мотивируя своего решения. (Перед сражением при Заме карфагеняне также делали попытку заключить мир со Сципионом и даже отправили в Рим посольство. Сенат послов выслушал, но не дал им никакого определенного ответа)
Затем, когда сенат принял предложение заключить мир, он приступил к обсуждению проекта договора, т.е. отдельных его статей или условий. Иногда он удовольствовался тем, что устанавливал общие основания возможного соглашения с неприятелем и согласно с этим отправлял к командующему войсками необходимые полномочия и инструкции. Сенат мог назначить из своей среды комиссию, которая отправлялась на театр военных действий и принимала там участие в заключении мира. Эта миссия состояла обыкновенно из 10 сенаторов, и она возвещала полководцу волю сената и представляла последний в переговорах. Таким образом, сенату принадлежала значительная доля участия в заключении договоров, но его функции носили совещательный характер, и решающий голос все-таки принадлежал народу. Сенат наблюдал также и за исполнением договоров, и в случае неисполнения договора или нарушения его сенату приносили жалобы цари и народы. Нельзя при этом не вспомнить замечаний Цицерона по поводу этой роли сената. «Пока Римская империя, - говорит он, - поддерживала свою власть благодеяниями, а не неправдами, войны велись за союзников или же за власть, и они оканчивались милостью или мероприятиями суровой необходимости. Сенат сделался таким образом прибежищем царей, народов и племен. Рим заслуживал (тогда) имя скорее патрона, чем повелителя мира. Но уже давно и эти обычаи, и этот порядок вышли из употребления, и почти исчезли после побед Суллы» (Cic. Off. II. 8).
С. Компетенция должностных лиц. В заключении договоров могли участвовать, кроме народа и сената, отдельные лица, но лишь имеющие imperium, т.е. пользующиеся высшей властью и полномочиями, по делегации от народа. Этими лицами были: цари, консулы, диктаторы, командующие войсками и, наконец, императоры. Но права этих лиц (кроме императоров) в заключении договоров были ограничены властью сената и верховенством римского народа. Мог представиться случай на практике, когда договор был заключен полководцем, имевшим на то право, но такой договор, который не был выгоден римскому народу. Спрашивается, мог ли такой договор иметь силу. Кроме того, договор мог быть заключен и при условиях, оскорбляющих честь и достоинство римского народа. Как быть в таких случаях? Отказать в ратификации договора, что составляет обычный исход в новейшей практике заключения международных договоров, - не всегда представлялось удобным, да и возможным, ибо при заключении договоров совершались религиозные обряды. Римляне нашли искусный выход из подобного рода затруднений. «Вы правы, - говорили они другим народам, заключавшим мир, который римляне не хотели или ратифицировать, или исполнять, — вы действительно терпите ущерб, и ваши интересы страдают от этого, но наш полководец заключил невыгодный мир, он действовал не в интересах своего народа, а потому превысил свои полномочия, и мы вам его выдаем» (Liv. IX. 10). Эта выдача называлась deditio и совершалась по решению сената и при участии фециалов, а так как глава миссии фециалов именовался pater patratus, то и выдача называется иногда deditio per patrem patratum (IX. 9). Известен случай подобного уничтожения договора из войн римлян с самнитами, когда народ отказался ратифицировать мир, заключенный при Кавдинском ущелье (в 321 г. до н.э.), и выдал своего консула самнитам. Дабы избежать ответственности за заключение договоров, которых мог не одобрить римский народ, и создали особые прелиминарные соглашения (sponsiones), которые имели силу договора и вступали в действие лишь тогда, когда народ их ратифицирует (si senatus populusque Romanus censuissent).
К концу Республики власть народа и сената падает, власть отдельных полководцев возрастает, и такие военачальники, как Кассий и Лукулл, объявляли войну и заключали мир без согласия сената. Военный деспотизм прокладывал тогда дорогу деспотизму политическому. Во времена Империи функции комиций и сената переходят к императору: он представляет народ во внешних сношениях, он имеет право и вступать в союзы, заключать договоры. Он лично может вести переговоры или предоставить это дело своим полководцам или сенату. Когда командующий войсками или другое должностное лицо ведет переговоры или вступает в соглашение с правителями (principes) отдельных народов (например, германцев), их соглашения не имеют силы без санкции императора. По собственной инициативе мог император заключить договор с кем хотел, как сказано в законе Веспасиана: foedus cum quibus volet facere liceat, uti licuit divo Augusto. (Договор с кем пожелает заключить пусть будет возможен, как признано божественным Августом)
Для того чтобы международный договор имел силу и вступил в действие, необходимо было не только заключение его компетентными органами, но и соблюдение известных религиозных обрядов. Не важно было, чтобы форма договора была письменная или словесная, но заключение договора безусловно должно было быть актом религиозным и сопровождаться жертвоприношением. Религиозные обряды выполняли при заключении договоров фециалы. Кроме жертвоприношения, заключавшегося в убиении поросенка, произносилась еще присяга главою миссии фециалов (pater patratus). В присяге pater patratus произносил обещания от имени римского народа и призывал в свидетели богов. Рим только в таком случае считал себя связанным международным договором, а если последний был нарушен неприятелем, он считал себя вправе обратиться к оружию (jure belli res vindicatur). Текст международных договоров вырезали на медных таблицах, которые хранились потом в Капитолии в особом храме, так называемом aedes fidei populi Romani.