Делосская и другие амфиктионии

При храме Аполлона на о. Делосе издревле существовал священный союз ионийских народов. Уже в гомеровском гимне Аполлону (VI в.) есть упоминание о собраниях на о. Делосе ионийцев, которые во время празднеств тешили бога кулачными боями, пением и плясками. То же говорит Фукидид (III. 104): «Издревле было на Делосе большое собрание ионийцев и соседних островитян; они собирались на празднества с женами и детьми..., там производились гимнические и музыкальные состязания и города посылали хоры, как свидетельствует и Гомер. Впоследствии же островитяне и афиняне посылали только хоры, а состязания прекратились, как кажется, вследствие бедствий».

Тираны, приобретавшие власть на Эгейском море, старались разными способами выражать свое уважение к делосскому божеству. Поликрат Самосский подарил храму соседний остров Рению и присоединил его цепями к Делосу; Писистрат Афинский очистил всю часть Делоса, которая видна была из храма, приказав вырыть и перенести оттуда гробы на другие части острова и на Рению. Со времени основания Первого Афинского морского союза о. Делос был сделан местом собрания союзников и хранения союзной казны и таким образом приобрел важное политическое значение. С тех пор, как союз превратился в афинскую морскую державу и союзная казна была перенесена в Афины (454 г.), афиняне естественным образом приобрели себе господствующую роль в амфиктионии и захватили в свои руки управление храмом и делами союза, для чего избирали комиссию должностных лиц под названием амфиктионы. В 426 г. афиняне снова с большой тщательностью очистили весь остров, вывезя с него гробы, и запретили на будущее время рождаться и умирать на Делосе, т. е. всех больных приказали высылать с острова. Они постановили совершать делосский праздник (Delia) раз в 4 года, возобновили на нем гимнастические состязания и для большей пышности прибавили конные ристания, которых прежде не было. Члены союза отправляли на этот праздник священные посольства, начальники которых старались всеми средствами содействовать блеску и пышности посольства и праздника, на котором они были представителями своих государств. В Афинах arciqewria была литургией богатых граждан.

В 422 г. афиняне с целью окончательного очищения острова удалили всех жителей его на малоазиатский берег, но в следующем же году, считая свои военные неудачи наказанием от Аполлона за слишком жестокий поступок с делосцами, возвратили их на остров (Фук. V, 32).

После несчастного для афинян исхода Пелопоннесской войны Делос подпал господству лакедемонян и управление храмом было передано делосцам, которым и принадлежало, по всей вероятности, до перехода гегемонии на море снова к афинянам после битвы при Книде (394 г.). В 70-х годах IV в., как видно из относящихся к амфиктионии документов (надпись: В числе доходов отмечены: арендная плата с принадлежащих храму домов и участков земли на Делосе и Рении, судебные пошлины и залоги, проценты с сумм, взятых в долг из храма и пр., всего 9 талантов с лишком. Расходы из храмовых сумм были произведены на венец, поднесенный божеству (с платой сделавшему венец художнику), на треножники, данные в награду хорам, одержавшим победу в состязании, на покупку 109 быков для праздника, на позолоту их рогов, на переезд хоров и пр.), в ней участвовали кроме афинян острова: Микон, Сирос, Тенос, Кеос, Сериф, Сифн, Иос, Парос, Икар, Наксос, Андрос, г. Карист на Эвбее и, может быть, некоторые другие города. Организация и число членов комиссии амфиктионов, заведовавшей делами союза, подвергались переменам: так, в 410 г. было 4 афинских амфиктиона с годичным сроком должности, тогда как с 377 г. в течение четырехлетия управляла одна и та же комиссия из 5 афинских амфиктионов с секретарем и одного андросского, откуда видно, что при возвращении управления делами амфиктионии в руки афинян было постановлено, чтобы в комиссии участвовали депутаты и от других членов союза; но в 341 г. снова были в комиссии только афинские амфиктионы в числе пяти с секретарем.

В эпоху могущества Филиппа Македонского делосцы, и прежде неоднократно выражавшие недовольство властью афинян и желавшие от нее избавиться, принесли на них жалобу дельфийской амфиктионии, которая однако же решила дело в пользу афинян, после того как оратор Гиперид, посланный последними в качестве адвоката на суд амфиктионов, сказал превосходную «Делосскую речь» (к сожалению, до нас не дошедшую), в которой доказывал, что афиняне, восстановившие праздничные делосские собрания, имеют право надзора за храмом. Около 320 г. (вероятно, по миру с Антипатром в 322 г.) афиняне отказались от Делоса, который с тех пор был совершенно независим от них до 166 года. При этом амфиктиония, как кажется, была окончательно уничтожена, и храмом стали заведовать ieropoioi, избиравшиеся из делосских граждан.

Были у греков и другие амфиктионии, о которых сохранилось очень мало сведений. Страбон (VIII, 6, 14) упоминает о калаврийской амфиктионии (при храме Посейдона на о. Калаврии близ берега Арголиды), к которой принадлежали города: Гермиона, Эпидавр, Эгина, Афины, Прасии, Навплия и Орхомен минийский (в Беотии). Участие последнего в амфиктионии показывает, что основание ее относится к древнейшей эпохе, когда область Орхомена доходила еще до моря. Впоследствии на место Навплия вступил в амфиктионию Аргос, а на место Прасий — Спарта. Амфиктиония онхестская при храме Посейдона в Онхесте в области г. Галиарта в Беотии известна только по имени (Страб. IX, 2, 33). Потом этот храм был общим святилищем Беотийского союза.